План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Оценка 4.9

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Оценка 4.9
doc
10.01.2020
План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
план открытого урока.doc

Урок истории в 5 классе "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Подготовила учитель истории и обществознания

Мишина А. А.

 

 

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
ТДЦ:
1. Учащиеся должны:
А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.
Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы.
2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.
3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.

Тип урока: изучения и первичного закрепления.

Методы обучения: словесные, наглядные.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, карта, энциклопедия.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Повторение Д.З.

Что такое каста?

Какие касты вы знаете?

Может ли человек, принадлежащий к одной касте, со временем перейти в другую?

 

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Расссмотрели различные касты, которые существовали в обществе. Рассмотрели, что Будда – основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

- Ребята, прочитайте тему урока и сформулируйте, что мы сегодня будем изучать.

- Сегодня мы поговорим о жизни китайского общества,  о философском учении Конфуция.  Мы должны доказать, что «Китай – уникальный, мудрый, удивительный». Также мы  познакомимся с географическим положением Китая и особенностями климатических условий. Рассматривая новый материал, мы будем постоянно возвращаться к поставленной проблеме, и стараться её доказывать.

Психолого - эмоциональный настрой на урок

2. Актуализация знаний

- Тема нашего урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций». Мы сегодня познакомимся с учением китайского философа Конфуция, жившего, за пять веков до нашей эры. (Фото на слайде)

В ходе урока мы должны решить проблему:  Почему мудрость Конфуция была очень значимой в истории? Можно ли в современном мире жить по учению Конфуция?

Учащиеся включаются в процесс целеполагания.

3.Изучение нового материала А) Самостоятельная работа с учебником

А) Учитель дает инструктаж по работе с учебником. Раздает задания для групп.

 

 Задание для первой группы.

Внимательно прочитайте все задания от первого до шестого!

1.     Прочитайте пункт 1 на стр. 118 «Природа и люди Древнего Китая»

2. Вставьте слова вместо пропусков. Китай расположен в Восточной ____ . Главные реки Китая __ и __ . В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой ___ ___. Знаменитым китайским мудрецом был __ .

3. Найдите на карте на слайде или в раздаточном листе реки Янцзы и Хуанхэ.

4. Составьте рассказ о Китае – родине Конфуция (краткая характеристика природных условий).

5. Развитию каких занятий способствовали природные условия Китая?

6. Подготовьте отвечающего (их может быть несколько).

 

 

Задание для второй группы.

Внимательно прочитайте все задания от первого до пятого!

 

1. Прочитайте пункт 2 «Китайские мудрецы на с. 123 – 125.

2. Вставьте вместо пропусков. В семье дети должны оказывать знаки уважения ………….. . Младшие братья должны оказывать знаки …….. старшим. Старшим следует относиться к младшим с ……… вниманием и………. . Лучшей похвалой было сравнение человека с …….. ……… . Конфуций утверждал, что высшая добродетель - это уважение к …….. .

3. К чему должен стремиться человек согласно Конфуцию?

4. Как человек, с точки зрения Конфуция, должен относиться к богатству, славе, службе?

5. Подготовьте отвечающего (их может быть несколько).

 

 

Учитель рассказывает о письменности и обучении в Китае.

Более 3,5 тыс. лет назад китайцы создали свою письменность.

Как мы ее можем назвать? (иероглифы)

Писали они их специальной кисточкой или палочкой, наносили их сверху вниз на полоски бамбука.

Во 2 веке китайцы изобрели бумагу.

В китайской письменности существовало более 50 тыс. иероглифов. Запомнить их было очень трудно.

В Китаее очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивого написания иероглифов.

И чтобы вы убедились на собственном опыте как сложно писать иероглифы мы сейчас выпоним задание. На ваших партах лежат листы с китвйскими иероглифами и их значение. На основе раздаточного материала и текста учебника вы должны выписать именно те иероглифы, которые вы считае что больше всего они относятся к учению Конфуция. А затем необходимо чтобы 1-2 человека из каждой команды вышел к доске и рассказал почему именно эти качества и характеристики выбрала ваша команда.

1 группа говорит о воспитании человека (какими качествами должен быть человекпо Конфуцию)

2 группа будет говорить о том как должно быть устроено Конфуцианство (тезисами).

1. Прочитайте пункт 4 «Как должны вести себя учтивые китайцы»  на с. 102 – 103, до слов «Конфуций учил, что не только в семье……)

2. Обсудите в группе, как должен вести себя воспитанный житель Китая.

3. Продолжите  перечень.  Правила поведения воспитанного китайца.

 Воспитанный китаец 

а) входя в дом, снимает туфли;

б)………………………………………… ;

в) …………………;

г) …………………..  .

 

 

А) учащиеся в группах самостоятельно по алгоритму выполняют задания на рабочем листе. Взаимоотношения  «ученик – ученик».

Б) Выступления групп

Учитель комментирует выступления учащихся, задает вопросы, делает акцент на главном.

От каждой группы по очереди выступают подготовленные учащиеся

В) Рассказ учителя

Учитель рассказывает об отношениях  в государстве, согласно учению  Конфуция

Рациональную организацию общества он видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Он полагал, что народ не следует держать в невежестве, властвовать над ним обманом, лживыми посулами «Если приближать прямодушных людей и ставить их выше лукавых людей, то простолюдины будут послушны».

По его словам, в стране может быть недостаток в военном снаряжении, продовольствии — эти беды поправимы. «Но если в народе будет недостаток веры в правителя и его приближенных, то государство не может быть устойчивым».

Идеал человека для него — не отшельник или пророк, а просвещенный мудрец и честный труженик. На вопрос ученика, как надо служить духам, Конфуций ответил: «Мы не умеем служить людям, как же можем служить духам?» Сходно ответил он на вопрос о посмертном существовании человека: «Мы не знаем, что такое жизнь, как же можем мы знать, что такое смерть?» Признание незнания — важная особенность мыслителя.

Из ключевых положений конфуцианства, кроме гуманизма, честности, порядка и уважения к традициям, надо отметить «выпрямление имен» и выполнение своего долга. Странно звучащий призыв к «выпрямлению имен» имеет в виду точность формулировок и наименований (терминов), желание и умение называть вещи своими именами, высказываясь без лукавства и кривотолков.

Еще одна отличительная черта учения Конфуция — требование высшей почтительности детей к родителям, святость семейных отношений. Семья выступает малым подобием государства, в котором безраздельно правит обожествляемый монарх-отец, владыка Поднебесной империи. Но при всей деспотичности его власти есть в мире более высокая и могучая сила — Небо Это — наивысшая власть, высший судия (Мировой Порядок, Разум Вселенной, Космос). Перед ним должен трепетать и сам император. Если он повинен перед Небом, принимает несправедливые решения, лжет, совершает злодеяния, тогда происходят в стране стихийные бедствия (ниспосланные свыше), а народ имеет право восстать и свергнуть или убить такого правителя.

Нравственность без санкции Бога, основанная на разумных началах, без ссылок на заповеди, данные свыше, — такова общая черта конфуцианства и буддизма. 

 

В КОНФУЦИАНСТВЕ общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов. 

Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде. 

Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле. 

Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния.

Необходимо быть честным сановником и почитать правителя. 


Люди делятся на три группы: 

хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования; 
плохие от природы, которых удерживает только страх наказания; 
смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.

 

Учащиеся внимательно слушают учителя, вступают в диалог.

 

 

 

 

5.Контроль полученных знаний

А) Тестовые задания

Учитель показывает задания на слайде.

1. Материал для письма, который использовали во времена Конфуция

1) бамбук   2) папирус 3) глина  4) береста

2. Великие китайские реки

1) Тигр и Евфрат  2) Янцзы и Хуанхэ        3) Волга и Ока  4) Инд и Ганг

3. Положение учения Конфуция

1) высшая добродетель – уважение к старшим

2) Правитель может жестоко наказывать подданных

3) Благородный человек стремится к выгоде

4) В семье старшие должны пренебрежительно относиться к младшим

4. Знаки китайского письма

1) буквы       

2) клинописные знаки    

 3) иероглифы       

4) звуки

5. Вставьте вместо пропусков. Конфуций сравнивал государство с  большой ……

А) Учащиеся выполняют тестовые задания

Б) контроль знаний

Б) Учитель показывает правильные ответы и критерии оценок на слайде

Б) Самоконтроль, коррекция полученных знаний

6.Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание:

 параграф 15, знать положения учения Конфуция. Прочитать документ на с. 103 и ответить на вопросы к нему.

Учитель комментирует домашнее задание:

 параграф 15, знать положения учения Конфуция. Прочитать документ на с. 103 и ответить на вопросы к нему.

7. Подведение итогов

- Чему же учил китайский философ Конфуций?

- Можно ли сегодня использовать положения учения Конфуция? Приведите примеры.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020