Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «МСОШ»
_______________/ /
« 1 » сентября 2022г.
План работы
педагога – психолога
Чуприяновой Г.А.
на 2022– 2023 учебный год
п. Менделеево, 2022г.
План работы основывается на целостной авторской модели организации психологической службы в школе, кандидата психологических наук, доцента М.Р. Битяновой, а также на системе психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС (составители: И.В.Возняк, И.М.Узянова и др.)
Цель деятельности психолога: Содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основные задачи:
Ø формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
Ø сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
Ø формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
Ø мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
Ø содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
Ø содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
Ø Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку;
Ø Выявление детей, имеющих отклонения в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
Ø Оказание помощи учащимся в решении актуальных задач развития, обучения: при возникновении учебных трудностей, проблем с выбором профессионального маршрута, при нарушениях эмоционально-волевой сферы, появлении проблем в межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями;
Ø Осуществлять помощь в развитии психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
Ø Содействовать педагогам и родителям в профилактике девиантного поведения и зависимостей;
Ø Обеспечивать деятельность педагогов научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
В рамках психолого-педагогического сопровождения работа с обучающимися, родителями, педагогическим коллективом и администрацией
школы осуществляется по следующим направлениям:
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего
периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе
обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии,социальной адаптации.
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая) - организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в
обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования
личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала; преодоление трудностей в освоении основной образовательной
программы основного общего образования обучающимися (в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья); а также
формирование у обучающихся потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Психологическое консультирование – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в
анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных ресурсов; содействие сознательному и активному
присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного
рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания
педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех
участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим
работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития обучающихся.
Психологическое просвещение - формирование у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях,
желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности.
Организационно-методическая работа- анализ и планирование деятельности психологической службы, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка к индивидуальной и групповой работе с учащимися, обработка, анализ и обобщение полученных результатов; подготовка к эспертно-консультационной работе с педагогами и родителями обучающихся; заполнение аналитической и отчетной документации; повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в МО психологов.
№ |
Контингент |
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая) |
|||||
1. |
1 кл. |
Диагностика готовности учащихся к обучению в школе. |
Групповая : Тест Керна-Йирасека («Ориентационный тест школьной зрелости»). |
сентябрь-октябрь |
Выявление уровня психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. |
2. |
3-4 кл. |
Диагностика эмоционально-личностной сферы, семейных взаимоотношений, межличностных отношений;
|
Групповая : 1. Экспресс-методика диагностики тревожности учащихся авт. Хмельницкая О. 2. Методика «Рисунок семьи» Ф.Гудинаф. 3. Социометрия. Авт. Дж.Морено. 4. «Дерево», Дж. Лампен. Дополнительно: 1. Проективная методика школьной тревожности А.М.Прихожан 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
|
октябрь
октябрь |
Выявление детей с высоким уровнем тревожности, неблагоприятным социальным статусом.
|
3. |
1-4 кл. |
Диагностика положения ребёнка в семье. |
1.«Рисунок семьи» Ф.Гудинаф 2.
Рисуночный тест «Радуга 3. «Цветик восьмицветик», Прохорова А.О. , Велиева С.В. |
По запросу |
Выявление несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с целью коррекции и координации работ всех служб школы. |
4. |
1кл. |
Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе. |
Наблюдение за процессом адаптации учащихся 1 классов (на первичном и вторичном этапе). |
Наблюдение на уроках, в перемену. сентябрь |
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации. |
5. |
1 кл. |
Определение уровня адаптации и учебной мотивации первоклассников.
|
1. Анкетирование учителя «Степень усвоения школьной программы учащимися 1 класса» 2. Анкетирование родителей «Самочувствие моего ребёнка, его адаптация к школе» 3. Проективный рисунок « Что мне нравится в школе?», автор Лусканова Н.Г., выявляющий отношение первоклассника к школе, мотивационную готовность к школьному обучению; 4. Проективный тест «Дерево», Дж.Лампен.(Пономаренко), для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения; 5. Анкета для оценки уровня школьной мотивации, автор Лусканова Н.Г. |
октябрь
ноябрь
Октябрь-ноябрь (стартовая), Январь-февраль (промежуточная), апрель (итоговая)
|
Своевременное выявление детей группы риска с целью коррекции и координации работ всех служб школы, выявление детей с целью предупреждения школьной дезадаптацией. |
6. |
Учащиеся с ЗПР, УО 1-4 кл. |
Исследование познавательных процессов, мотивации учения,эмоционального благополучия. Определение уровня сформированности УУД у учащихся с ЗПР, УО 1-4 кл. |
Комплекс диагностических методик О.В.Ясюковой |
Сентябрь, Апрель |
Определение уровня развития познавательных процессов у учащихся с ЗПР, УО 1-4 кл. Изучение динамики развития обучающихся с ОВЗ. |
7. |
1-4 кл. |
Изучение мотивационной сферы учащихся 1-4 кл. |
«Оценка школьной мотивации». (Н. Г. Лусканова); |
Раз в четверть по параллелям |
Обеспечение успешности социализации личности, адаптированности к процессу обучения. |
8. |
4 кл. |
Определение готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено. |
Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень, авт. Уфимцева Л.П., анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой. |
Февраль-март |
Своевременное выявление детей группы риска с целью коррекции и координации работ всех служб школы, выявление детей с целью предупреждения школьной дезадаптацией. |
9. |
1-4 кл., Обучающиеся группы риска СОП |
Диагностика особенностей личности и социальной ситуации развития детей, склонных к девиантному поведению. |
Тест «СДП» , Леус Э.В. |
По запросу |
|
10. |
1-4 кл. |
Проведение диагностики с целью выявления особенностей развития эмоционально-волевой и познавательной сфер личности учащихся. |
Комплекс диагностических методик О.В.Ясюковой |
В течение года по запросу родителей и педагогов |
Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении и направленных на ПМПк, ПМПК. |
11. |
1-4 кл. |
Мониторинг психоэмоционального состояния одаренных учащихся. |
В течение года |
||
12. |
Педагоги
|
Определение психического состояния учителя. |
1.Методика диагностики эмоционального выгорания (Автор В. В. Бойко). ссылка: http://psytests.org/boyko/burnout5.html 2. Методика «ТиД» (Автор: Ч. Спилберг в модификации Ю. Л. Ханина) |
Декабрь
Март |
Своевременное определение уровня эмоционального выгорания педагогического коллектива с целью оказания психологической помощи по стабилизации психического состояния. |
13. |
Родители |
Выявление особенностей семейного воспитания и причин возникших проблем (по запросу). |
1. Тест на определение отношения родителей к ребенку. 2. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) 3. Методика для родителей «Мера заботы». |
В течение учебного года, по запросу |
Своевременное определение причин и коррекция взаимоотношений между детьми и родителями с целью профилактики случаев семейного неблагополучия. |
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая) |
|||||
1. |
1 кл. |
Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации учащихся 1классов |
Адаптационные коррекционно-развивающие занятия с учащимися (групповые или индивидуальные) в рамках элективного курса «Тропинка к своему «Я» |
3-я неделя сентября -конец октября. |
Формирование психологического статуса школьника у первоклассников. |
2. |
1-4 (ОВЗ) |
Коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы учащихся.
|
Индивидуальные и групповые развивающие занятия по программе «Тропинка к своему «Я», Хухлаевой О.В., Языкановой (1-4 кл.) ( игры, творческие занятия, беседы с элементами тренинга, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления). |
В течение года |
Коррекция отклонений, обусловленных нейропсихологическими особенностями онтогенеза, и развитие познавательной и эмоциональной сферы младшего школьника, развитие ВПФ |
3. |
1-4 кл. Группы риска, СОП |
Сопровождение детей «Группы риска» |
Психологические практикумы, тренинговые занятия, акции, направленные на формирование положительных личностных качеств (уверенность, самооценка, конструктивное общение и пр.). |
В течение уч.года |
Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками. |
4. |
1-4 кл. |
Оказание своевременной комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи несовершеннолетним, с повышенным уровнем тревожности, выявленным в результате анкетирования. |
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, формирующие у учащихся навыки жизнестойкости, понятие смысла и ценности жизни. |
В течение года По итогам анкетирования |
Развитие групповой сплоченности, межличностной толерантности, позитивной коммуникации. Снижение уровня тревожности, формирование уверенности в себе. Укрепление психического здоровья учащихся. Повышение сопротивляемости стрессу, развитие эмоционально – волевой сферы, нормализация эмоционального фона. |
Психологическое консультирование |
|||||
1. |
Педагоги Родители |
Оказание помощи в проблемных ситуациях. |
Консультирование родителей, учителей, учащихся по запросу (беседы, выработка рекомендаций). |
В течение года |
Коррекция возникающих проблем. |
2. |
Педагоги Родители |
Профилактика школьной дезадаптации и школьного невроза. |
Консультации учителей, родителей по теме школьной адаптации (1 классы) 1.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации. 2.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом. 3. Размещение информации в профильных группах в «ВК» «Как помочь первокласснику адаптироваться?» , «Профилактика тревожности младших школьников», «Развитие навыка жизнестойкости у младшего школьника» |
В течение года
|
Проведение консультаций и просветительской работы, направленной на ознакомление с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям, в целях сохранения психического здоровья учащихся, формирование школьной учебной мотивации. Направление родителей с учащимися к специалистам различного профиля. Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода. |
3. |
|
Обеспечение комфортности интеллектуального развития учащихся. |
1. Обсуждение с педагогами рекомендаций по результатам исследования.
2. Обсуждение с родителями рекомендаций по результатам исследования (индивидуально). |
При получении результатов диагностики
(По запросу) |
Использование в работе пед. коллектива сведений об интеллектуальных особенностях учащихся для решения проблемы школьной успеваемости. Совместная выработка стратегии воспитания и развития ребёнка в семье с учетом данных диагностики. |
4. |
|
Оказание психологической поддержки и помощи детям «Группы риска» |
1. Индивидуальная консультативная работа с учащимися, их родителями. 2. Консультации педагогов по результатам диагностики. |
В течение года |
Стабилизация эмоционального состояния. Разрешение проблемных ситуаций. Обеспечения индивидуального развития каждого ученика. |
5. |
|
Сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. |
Консультации по запросам и обращениям. |
В течение года |
Оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов |
Психологическая профилактика и просвещение |
|||||
1. |
Учащиеся |
Профилактика тревожности и суицида среди обучающихся. |
Проведение тематических классных часов, формирующих у учащихся понятие смысла и ценности жизни, - «Если тебе сложно, попроси о помощи!» - информация о телефоне доверия для детей.(1-4 кл) - «Цени свою жизнь». - «Как здорово жить» (2 кл.) - «Моё здоровье» - «Конфликты и взаимодействие» (3,4 кл.) - «Чему надо научиться? Из любой ситуации выход есть!» (4 кл.) - «Если что-то пошло не так» (1 кл.) - «Личные границы» (1-4 кл.) |
В течение года |
Уменьшение проявлений факторов риска суицидального поведения. Психологическое просвещение школьников, оказание помощи в обретении смысла жизни.
Развитие групповой сплоченности, межличностной толерантности, позитивной коммуникации.
Снижение уровня тревожности, формирование уверенности в себе Укрепление психического здоровья учащихся. |
Профилактика употребления ПАВ и табакокурения среди несовершеннолетних |
Групповые и индивидуальные информационно-профилактические беседы, с использованием медиаресурсов. Профилактические беседы, занятия в рамках реализации ИПК несовершеннолетних. |
В течение уч.года |
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками. |
||
Профилактика жестокого обращения среди несовершеннолетних |
Проведение профилактических занятий. 1. «Жизнь дана на добрые дела!» 2. «Права. Обязанности. Ответственность» 3. Квест-игра «Что такое доброта?» 4. «Конфликт, как задача» 5. «Имею право знать! Как защитить себя в современном мире» |
В течение уч.года |
Уменьшение факторов риска, приводящих к жестокому обращению среди обучающихся. |
||
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних |
Проведение профилактических бесед: 1. « Что такое правонарушение? Как не стать нарушителем правопорядка?» 2. « Учусь говорить «Нет»» «Мой выбор. Моя ответственность» |
В течение уч.года |
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками. |
||
2. |
Педагоги
|
Профилактика школьной дезадаптации, школьного невроза. |
1.Лекторий для педагогов, работающих в 1 классе: «Школьная дезадаптация и невротическое поведение у первоклассников». |
сентябрь |
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода. |
Профилактика тревожности и суицида среди обучающихся |
1. Методические часы: - «Формирование жизнестойкости, как профилактика суицида»; - «Итоги анкетирования и маркеры тревожных состояний младших школьников» - «Школьная тревожность. Причины и последствия» 2. Распространение памяток по профилактике суицидального поведения, в т.ч. в соц.сети ВК - «Мы выбираем жизнь»; -«Суицид – геройство или слабость?» |
В течение уч.года
Октябрь
декабрь |
Повышение психологической компетентности в вопросах профилактики суицидального поведения школьников. |
||
Методический час для классных руководителей: «Классификация детей, находящихся в зоне или группе риска»; «Система работы с детьми группы риска». |
Ноябрь |
Повышение компетентности педагогов при работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. |
|||
Профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива |
Тренинг для педагогов: - «Инструменты работы с эмоциональным выгоранием»
|
март
|
Повышение сопротивляемости стрессу, Овладение приёмами саморегуляции, нормализация эмоционального фона. |
||
3. |
Родители |
Профилактика школьной дезадаптации учащихся 1 класса. |
1.Общее родительское собрание: «Трудности первых месяцев обучения в школе». 2.Распространение памяток «Первые дни ребенка в школе» 3.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе». 4. Собрание для родителей будущих первоклассников: «Готов ли Ваш ребёнок к школе».(для родителей будущих первоклассников) |
Октябрь
Сентябрь-ноябрь,
апрель май |
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций. |
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся. |
1.Распространение памяток «Адекватное воспитание. Шпаргалка для родителей» (методических рекомендаций), в т.ч. дистанционно, в соц.сети ВК. 2.Консультация в рамках род.собрания, в ВК:«Воспитание родительским примером», « Зоны родительской и подростковой ответственности» |
В теч.уч.года
|
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками. |
||
Профилактика девиантного поведения школьников.
|
1. Распространение информационных материалов, памяток «Ребенок всё время в телефоне: как извлечь из этого пользу?» в т.ч. дистанционно, в соц.сети ВК 2. Распространение памяток для родителей «Ребенок в интернете», «Игромания – миф или реальность», в т.ч. дистанционно, в соц.сети ВК. 3. Консультация в рамках род.собрания, в ВК:«Воспитание родительским примером» |
Сентябрь- октябрь
В теч.уч.года |
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей.
Принятие родителями на себя определённой ответственности за воспитание ребёнка. |
||
Профилактика тревожности и суицида. |
Выступления на родительских собраниях (в т.ч. консультации в соц.сети ВК): - «Детский телефон доверия – что это?» - «Как спасти ребенка от одиночества?» - «Жизнь прекрасна или несколько слов о детском и подростковом суициде». « Детская тревожность. Причины и последствия», «Суицид или крик души» «Суицид – геройство или слабость?» 2. Распространение памяток по профилактике суицидального поведения, в т.ч. в группе социальной сети «Вконтакте» - «Школьный психолог», «Родительская шкатулка МСОШ». |
Октябрь- март
декабрь
в теч.уч.года
|
Повышение психологической компетенции родителей в вопросах сопротивляемости стрессу, развитие эмоционально – волевой сферы, нормализация эмоционального фона детей и подростков.
|
||
Организационно-методическая работа |
|||||
1. |
Планирование работы на учебный год; Согласование годового плана с администрацией ОУ; Планирование работы по профилактике правонарушений; |
В течение года |
|||
2. |
Планирование и разработка групповых и индивидуальных развивающих занятий |
Сентябрь |
|||
3. |
Подбор материалов для проведения консультаций учителей, учащихся, родителей -работа с классными руководителями; -работа с родителями; -индивидуальная работа с учениками. |
В течение года |
|||
4. |
Обработка данных психологической диагностики, составление соответствующих справок. |
В течение года |
|||
5. |
Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога. |
В течение года |
|||
6. |
Организация и методическая подготовка к проведению семинаров, родительских собраний, консультаций. |
В течение года |
|||
7. |
Участие в работе Совета профилактики, ПМПк. |
В течение года |
|||
8. |
Участие в районных и краевых обучающих семинарах, вебинарах, с целью повышения собственной психолого-педагогической компетенции. |
В течение года |
|||
9. |
Участие в организации работы по родительскому образованию в школе в рамках сотрудничества с социальным кинозалом . |
В течение года |
|||
10. |
Подготовка участников творческих конкурсов (дети с ОВЗ). |
В течение года |
|||
11. |
Повышение собственных психолого-педагогических компетенций посредством прохождения КПК. |
В течение года |
|||
Экспертная деятельность |
|||||
1. |
Участие в работе школьного ПМПк |
В течение года |
|||
2. |
Участие в жюри конкурса «Гражданское звучание» |
В течение года |
|||
3. |
Участие в проведении предметных недель. |
В течение года |
|||
4. |
Участие в проведении проектных задач (инновационная деятельность) |
В течение года |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.