План работы по формированию функциональной грамотности с учениками начальных классов
Оценка 4.9

План работы по формированию функциональной грамотности с учениками начальных классов

Оценка 4.9
docx
03.02.2023
План работы   по формированию функциональной грамотности   с учениками начальных классов
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Чулпан (2).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

 

по формированию функциональной грамотности

 

с учениками начальных классов

 

МБОУ СОШ с.Аблаево

 

на 2022 – 2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Гареева Чулпан Шамиловна

 

 

 

 

 

 

 

        Цель работы: развитие основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

     В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.

 

 Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

 

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

·распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

·формулировать эти проблемы на языке математики;

·решать проблемы, используя математические факты и методы;

·анализировать использованные методы решения;

·интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

·формулировать и записывать результаты решения.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Учащиеся, овладевшие естественно-научной  грамотностью, способны:

·использовать естественнонаучные знания,

·выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех   изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

·строить развернутые высказывания;

·устанавливать надежность информации;

 ·сотрудничать.

Модуль  «Финансовая грамотность».

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

· развитие экономического образа мышления;

· воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В 1-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

 

 

                   Планируемые результаты освоения программы

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами работы является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

 Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

 – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

 – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

 – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

 – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

 – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

 – знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

 – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

 – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства

 

Метапредметные и предметные результаты

 

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

Личностные

 

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

           

Содержание

 

3 класс

 

Модуль «Основы читательской грамотности».

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

      Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как    изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

      Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообра­зие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь пти­цам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарст­венные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в исто­рии людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ростовской области. Охранять природу - значит охранять здо­ровье.

     Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности».

«Удивительный мир чисел».

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.

«Мир занимательных задач».

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Модуль «Финансовая грамотность»

Тема «Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.

 

 

4 класс

 

Модуль «Основы читательской грамотности».

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов:  описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ростовской области. Охранять природу - значит охранять здо­ровье.

     Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности».

Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

Модуль «Финансовая грамотность»

Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

 

 

 

3, 4  класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Фольклор. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

Определение основной темы в фольклорном произведении.

сентябрь

2-.

Вводный мониторинг. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

Практическая работа над текстом.

Сентябрь-октябрь

3-4.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

2

Чтение рассказов:

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

П.П.Бажов «Серебряное копытце» Работа над текстами. Составление плана, пересказ.

Ноябрь-декабрь

5.

Типы текстов:  текст описание

1

Понятие о тексте описании. Работа над текстом.

Ноябрь-декабрь

6.

Типы текстов:  текст повествование.

1

Понятие о тексте повествовании. Работа над текстом.

Январь-февраль

7.

Типы текстов:   текст  рассуждение.

1

Понятие о тексте рассуждении. Работа над текстом.

Март-апрель

8-10.

Работа со сплошным текстом. Промежуточный мониторинг.

3

Рассказ В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница».

Комплексная работа над текстом. ВПР

Май

 

 

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

11.

Изучение природы.

1

      Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как    изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов. Тексты на заданную тему.

Сентябрь

12.

Условия, в которых мы живем.

1

Солнце - источник тепла и света на Земле. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.  Выполнение заданий из банка Учи.ру

Октябрь

13.

Кто и как живет рядом с нами.

1

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.

Октябрь

14.

 Почему надо беречь и охранять растения.

1

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к ним.

Ноябрь

15.

Грибы - удивительное царство.

1

Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Работа с атласом – определителем.

Декабрь

16.

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1

Лишайники. Работа с детской энциклопедией.

Январь

17.

Многообра­зие животных родного края.

1

Многообра­зие животных родного края. Особенности животных каждого вида. Тексты по теме, чтение выполнение заданий из банка Учи.ру

Февраль-март

18.

Итоговый мониторинг.

1

Комплексная работа .ВПР

Апрель-май

Модуль «Основы математической грамотности»

19.

Удивительный мир чисел.

1

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

 

Сентябрь-октябрь

20.

Решение математических ребусов.

1

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.

Ноябрь-декабрь

21.

Мир занимательных задач.

1

Решение олимпиадных задач.

Январь-февраль

22.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

1

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Решение практических задач.

Февраль-март

23.

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

1

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. Выполнение заданий из банка Учи.ру

Февраль-апрель

24.

Решение задач..

1

Выбор наиболее эффективных способов решения. Работа с текстами, в которых есть математические данные. Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Март-апрель

25

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

Работа с текстами, в которых есть математические данные. Решение задач на нахождение площади, периметра. Задачи – расчёты.

Март-апрель

26.

Итоговый мониторинг.

1

Комплексная работа. ВПР

Май

 


 

План работы по формированию функциональной грамотности с учениками начальных классов

План работы по формированию функциональной грамотности с учениками начальных классов

Цель работы: развитие основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника

Цель работы: развитие основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника

Модуль «Финансовая грамотность»

Модуль «Финансовая грамотность»

Метапредметные и предметные результаты

Метапредметные и предметные результаты

Условия жизни в горах, в лесу, в городе

Условия жизни в горах, в лесу, в городе

Модуль «Основы математической грамотности»

Модуль «Основы математической грамотности»

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 11

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 11

Сентябрь-октябрь 20

Сентябрь-октябрь 20
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2023