Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» с. Дербетовка
План работы
по подготовке к ОГЭ по русскому языку
на 2022/2023 учебный год
учитель:
Стрельникова Елена Васильевна
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2022/2023 учебный год.
Цели и задачи курса
Цели изучения курса:
· формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
· обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
· формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
· обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
· применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
· углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) овладение всеми видами речевой деятельности:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
· владение разными видами чтения;
· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
· владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
· владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
· способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
· умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
· умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
· владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
· способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
· осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание планирования
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)
3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
4.Орфографический анализ слова (Задание 5.)
5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)
6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)
7.Лексическое анализ слова . (Задание 8.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 ч)
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний- 3 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1. |
Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. |
1 |
02.09.2022 |
2. |
Подготовка к написанию изложения. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. |
1 |
09.09.2022 |
3. |
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
1 |
16.09.2022 |
4. |
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. |
1 |
23.09.2022 |
5. |
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. |
1 |
07.10.2022 |
6. |
Сжатое изложение. |
1 |
14.10.2022 |
7. |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). |
1 |
21.10.2022 |
8. |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). Анализ вариантов ОГЭ |
1 |
04.11.2022 |
9. |
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3). |
1 |
11.11.2022 |
10. |
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).Анализ вариантов ОГЭ. |
1 |
18.11.2022 |
11. |
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4). |
1 |
25.11.2022 |
12. |
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).Анализ вариантов ОГЭ. |
1 |
02.12.2022 |
13. |
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Безударные гласные в корне. (Задание 5). |
1 |
09.12.2022 |
14. |
Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Чередующиеся корни. (Задание 5). |
1 |
16.12.2022 |
15. |
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6). |
1 |
23.12.2022 |
16. |
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).Анализ вариантов ОГЭ. |
1 |
30.12.2022 |
17. |
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). |
1 |
13.01.2023 |
18. |
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). Анализ вариантов ОГЭ. |
1 |
20.01.2023 |
19. |
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8). |
1 |
27.01.2023 |
20. |
Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Слово в контексте. (Задание 8). |
1 |
03.02.2023 |
21. |
Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . |
1 |
10.02.2023 |
22. |
Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . |
1 |
17.02.2023 |
23. |
Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . |
1 |
24.02.2023 |
24. |
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. |
1 |
03.03.2023 |
25. |
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. ВШТ. |
1 |
10.03.2023 |
26. |
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ. |
1 |
17.03 .2023 |
27. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1). |
1 |
31.03.2023 |
28. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2). |
1 |
07.04.2023 |
29. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3). ВШТ. |
1 |
14.04.2023 |
30. |
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ ВШТ. |
1 |
21.04.2023 |
31. |
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. |
1 |
28.04.2023 |
32. |
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание изложения. |
1 |
05.05.2023 |
33. |
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Выполнение заданий 2-8. |
1 |
12.05.2023 |
34. |
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание сочинения. |
1 |
19.05.2023 |
В течение года
1.Работа с тестами. Выявление и оценивание уровня подготовки обучающихся к ОГЭ. В рамках уроков
2.Проведение факультативного курса для подготовки к ОГЭ «Сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика».
3.Работа с тестами. Выявление и оценивание уровня подготовки обучающихся к ОГЭ. В рамках уроков
4. Организация выполнения учащимися тестовых заданий в on-line режиме. В течение года
5. Проведение консультирования по вопросам повышенной трудности. В период каникул
6. Проведение индивидуальных занятий по русскому языку (работа над пробелами в знаниях). Еженедельно
7. Проведение индивидуальных консультаций. По необходимости и по просьбе учащихся в любой учебный день недели.
8. Проведение консультаций во время каникул.
9. Проведение текущего тематического контроля с последующим анализом результатов.
10.Информирование родителей о результатах выполнения диагностических работ на родительском собрании класса.
11. Анализ полученных результатов и последующая корректировка деятельности учителя и учащихся в зависимости от результатов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.