Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 139 «Облачко» городского округа Тольятти
________________________________________________________________________________________________________________________
План работы по самообразованию учителя-логопеда Садчиковой И.Г.
«Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
на 2018-2019 учебный год
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы:
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
Название мероприятия |
Время проведения |
|
Работа с воспитателями |
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» |
ноябрь |
Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» |
февраль |
|
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте» |
Апрель |
|
Мастер-класс «Волшебные пальчики» |
Март |
|
«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук. |
Май |
|
Работа с родителями |
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» |
Октябрь |
листки-памятки «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали.»; |
В теч. года |
|
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» |
Март |
|
Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей» |
Декабрь |
|
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» |
Апрель |
|
Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» |
Январь |
|
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей |
Март |
|
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». |
Май |
|
Работа с детьми |
Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. |
В теч. года |
Использование игр
|
В теч. года |
Литература:
· Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
· Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
· Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.