План работы по теме самообразования
Оценка 4.6

План работы по теме самообразования

Оценка 4.6
docx
15.01.2021
План работы по теме самообразования
План по самообразованию Методы и способы обучения учащихся работать с текстом.docx

Тема самообразования

учителя начальных классов Гилуновой С.В.

«Методы и приемы смыслового чтения при работе с текстом»

 

План работы над темой по самообразованию

 

2020-2021 учебный год

 

 

Этапы

Содержание работы

Формы

представления результатов

Сроки

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

 

Собеседование с заместителем директора по УВР

Сентябрь

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

 

Выступление на заседании МО

Первый год работы над темой

Практический

Внедрение передового педагогического опыта; система мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректирование работы.

 

Открытые  уроки, выступления на заседаниях ШМО, конференциях и т. д.

 

Второй год работы над темой

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Предоставление материалов.

 

Выступление на заседании ШМО, педагогического совета

Третий год работы над темой

                                                  Внедренческий

Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

Распространение опыта.

Творческие проекты, выступления на ШМО,педагогических советах, аттестация

 

Третий год работы над темой или до прохождения аттестации

 

 

 

 

 

Актуальность темы

Из всех известных источников получения знаний самыми популярными являются печатные материалы: книги, журналы. Для того чтобы информация усваивалась надолго, нужно научиться правильно, работать с печатным текстом.

Умение учащихся работать с текстом - это также важный компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным даже у учащихся старших классов. Вместе с тем при правильной организации учебной деятельности это действие успешно выполняется учащимися начальной школы. Умение работать с текстом, прежде всего, необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста.

 

 

Цель: изучить методы и способы обучения учащихся работать с текстом.

Задачи:

1. Выявить особенности формирования техники чтения на раннем этапе.

2. Определить этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста.

3. Изучить содержательные и структурные характеристики текста и основанных на нём речевых образований.

4. Определить структуру текста.

5. Выявить способы совмещения различных видов развёртывания основной мысли.

 

 

Вступительная часть

 

«Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя,

человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»

Ключевая фраза в этом определении — это «воспитание грамотного, компетентного читателя».  Кого можно назвать «грамотным читателем»?

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.

Возможные причины:

•          Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.

•          Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.

•          Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.

 

Основная часть

Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.

Такие умения, как вычитывание информации, данной в явном виде, объяснение смысла слов — имеют достаточно высокие показатели. Но достаточно сложно учащимся даются умения вычитывать информацию, данную в неявном виде, понимание смысла текста в целом,истолковываниетекста.

Во-первых, что такое чтение?

Учебный предмет

Процесс освоения текста

Общеучебное умение (компетенция)

Грамотность чтения — это способность:

•          Понимать письменные тексты

•          Рефлексировать на содержание текстов:

•          Размышлять над содержанием

•          Оценивать прочитанное

•          Излагать свои мысли о прочитанном

•          Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Что такое полное понимание текста?

 

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

• Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде).

• Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").

• Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

 

 

 

 

 

Практическая часть

 

Виды чтения

•          Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.

•          Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.

•          Изучающее чтение наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).

 

Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.

Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения

Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.

Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.

Познакомиться со структурой текста.

Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.

Знакомство с оглавлением.

Использовать аннотации к текстам.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения

Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.

Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.

Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

Выделение смысловых частей читаемого текста.

Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.

Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.

Замена смысловых частей текста их эквивалентами.

Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.

Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.

Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.

Составление суждений учащихся.

Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.

Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.

Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

 

Этапы работы с текстом. Как научить ребенка работать с текстом?

 

I этап. Работа с текстом до чтения.

 

Цель: прогнозирование будущего чтения.

 

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

•          Названию

•          Имени автора

•          Иллюстрациям (перед текстом)

•          Выделенным словам (просмотровое чтение)

•          Привлекая предшествующий читательский опыт

Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории.

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

 

1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

 

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором.

•          Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)

•          Прогнозировать ответы на эти вопросы

•          Проверять свои прогнозы по ходу чтения

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

 

2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

 

III этап. Работа с текстом после чтения.

 

Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

 

1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

 

2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

 

Задания:

•          Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).

•          Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).

•          Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).

•          Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование).

В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.

 

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:

1.         Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.

2.         Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).

3.         Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).

4.         Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).

5.         Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).

 

Поначалу формирования навыков продуктивного чтения много времени учителю приходится уделять на подготовку к уроку. Но по мере освоения технологии учитель может использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору, комментарии к тексту, работу в парах и группах.

Составление вопросного плана - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо:

·                  Тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей.

·                  Четко ставить задачи перед учащимися.

·                  Ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию;

·                  Не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе

 

Памятка для учащегося:

·        внимательно прочитать текст;

·        выделить главные мысли текста;

·        проверить, как они соотносятся между собой;

·        сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

·        определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

·        сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;

·        прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

 

Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими  источниками информации на разных ступенях обучения.

1 класс

Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.

Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.

Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.

2 класс

Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в минуту.

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.

3 класс

Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.

Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.

Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.

4 класс

Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 120, про себя - 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план.

Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.

 

Современные стратегии работы с учебным текстом

В школе мы имеем дело, в основном, с учебными текстами.

С точки зрения учебной текстологии, текст может быть:

1)  сплошным или не сплошным (первый состоит из законченных предложений, второй имеет как графическую, так и текстовую представленность в виде слов, словосочетаний, подписей и т.д.)

2)  устным или письменным;

3)  художественным или не художественным (ко второй группе относятся тексты научно-популярного и документального жанров, такие как: доклад, объяснение, обсуждение, убеждение, документ)

4)   разностильным (в зависимости от цели создания): информационным, описательным, повествовательным, объяснительным, убеждающим, предписывающим, обсуждающим и др.

Все разностильные тексты, как правило, можно обобщить в три большие группы:

а) информационные — сообщают новую или подтверждают уже известную информацию;

б) повествовательные — рассказывают о событии, явлении;

в) рассуждения — направлены на то, чтобы представить и объяснить точку зрения, обсудить событие и явление, вызвать полемику.

5)     различным по логико-смысловой структуре, а именно:

а) понятие и его определение;

б) цель — действия — результат;

в) проблема и её решение;

г) суждение и его аргументация;

д) сравнение — сопоставление;

е) причина — следствие.

 

 

Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.

Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст.

 

Все стратегии чтения можно разделить на три группы:

·         стратегии предтекстовой деятельности;

·         стратегии текстовой деятельности

·         стратегии послетекстовой деятельности

 

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Появление данных стратегий связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь, согласно данным исследований, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

 

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов.

 

Приведем примеры стратегий работы с текстом до чтения.

 

Любое чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок, мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. В данный момент у нас появляется ожидание определенных знаний, предположение об их содержании, об отношении этих знаний к старым, уже известным.

Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что у Вас есть, и для предугадывания основного смысла текста.

 

Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте. Как указывает В.К. Троицкий: «Направленность чтения выразима в одной схеме: мы вечно что-то с чем-то сопоставляем, мы оцениваем разницу ожидаемого и действительного».

 

1. Мозговой штурм. Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. Таким образом, использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

 

2. Глоссарий (словарная работа, ключевые слова(понятия). Цель данной стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Каждый текст опирается на группу понятий. Термин «ключевое» введен для объяснения особой роли названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Ключевых понятий не может быть много, то есть текст (параграф) не должен содержать больше ключевых  понятий, чем способен одновременной воспринять человек (5-9 единиц).

Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?

1) До прочтения текста предложить  учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.

2) Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа).

3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).

4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.

 

3. Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения). Цель стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).

 

4. Задай вопрос

Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов (что это? Почему? Зачем мне это нужно?)

Цель учителя - спровоцировать ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу.

Как используется данная стратегия: перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление).

ВАЖНО: ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.

Однако так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен в режиме просмотрового чтения ознакомиться с текстом. Но он это сделает гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

 

5. Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста).

Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность. 

 

6. Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик «приподнялся» над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

 

Блестящий методист Андрей Иоффе, автор ряда учебных пособий по обществозанию, показал замечательный пример использования оценки текста с Гимном Российской Федерации.

Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране.

Задание 1.Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна?

Задание 2.Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации?

 

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

 

После такой подготовительной работы начинается собственно чтение.

 

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.

У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом».

С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения.

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.

Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.

Можно возникнуть вопрос: а не легче ли просто прочесть текст?

Здесь надо понимать: мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. «Готовые» знания из книги или объяснения учителя, не станут деятельными участниками умственного труда, как добытые самостоятельно.

 

Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.

В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Однако способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Постепенно это станет потребностью и привычкой, стилем чтения[1].

 

1. «Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 году, данная стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.

 

2. «Чтение с пометами». Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.

 

Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.

 

«GSR» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.

Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).

Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.

Название стратегии обозначено латинскими буквами, где GGist – аннотация текста, SSummare – сумма содержания текста, котррая может быть и рефератом текста и его кратким пересказом, RReteling – пересказ текста

Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.

 

Ход работы:

1.      Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)

2.      . Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.

3.      Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

 

План в вопросах

Ключевые слова

(основные мысли)

Индивидуальные слова

(детали)

1.

2.

3.

4.

 

 

Аннотация (о чем?)

Краткий пересказ /

 реферат

(что говорится?)

Пересказ

 

4. Составление трех вариантов текста.

Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).

 

В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.

Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ.

Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пересказа.

Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.

Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов.

 

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель данных стратегий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

 

Приведем примеры послетекстовых стратегий

1. Отношения между вопросом и ответом

Данная стратегия является одной из самых эффективных послетекстовых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.

Суть стратегии: учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

 

Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос.

 

 

2. Кубик (ромашка) Блума

Замечательный американский педагог Бенджамин Блум известен как автор известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких стратегий педагогической техники, одна из которых - «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: : «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови…» нацелен на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос «Объясни…» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

Возможны два режима использования данного приёма.

·                     Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту.

·                     Ученики формулируют вопросы.

 

3. Работа с выводами.

- Раскрыть один из выводов

- Сформулировать собственную систему выводов?

- Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями?

- В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится.

 

Это только некоторые из стратегий работы с текстом на разных этапах.

 

 

 

Ресурсы

1.      Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

2.      Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Мой учебник, 2007.

3.      Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов н/Дону, 2010

4.      Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf

5.      Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2011.

6.      Стратегии чтения // http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.html


Скачано с www.znanio.ru



[1] Подробнее о приеме «диалог с автором» можно прочитать:

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Мой учебник, 2007, С. 138-142

Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

Тема самообразования учителя начальных классов

Тема самообразования учителя начальных классов

Актуальность темы Из всех известных источников получения знаний самыми популярными являются печатные материалы: книги, журналы

Актуальность темы Из всех известных источников получения знаний самыми популярными являются печатные материалы: книги, журналы

Во-первых, что такое чтение?

Во-первых, что такое чтение?

Учащиеся читают текст по абзацам

Учащиеся читают текст по абзацам

Проверять свои прогнозы по ходу чтения

Проверять свои прогнозы по ходу чтения

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом

Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению

Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь

Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь

Задание 1. Какой он может себе представить

Задание 1. Какой он может себе представить

При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста

При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста

Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке

Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке

Кубик (ромашка) Блума Замечательный американский педагог

Кубик (ромашка) Блума Замечательный американский педагог

Ресурсы 1. Бунеева Е.В

Ресурсы 1. Бунеева Е.В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021