План
работы с учащимися, имеющими
низкий уровень знаний по математике
на 2020-2021 учебный год
Учитель математики Мелько С.И.
МБОУ «Первомайская ООШ»
Пояснительная записка
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого, даже трудного предмета. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки.
Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу); педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья.
Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Цели – создание условий для успешного усвоения основной образовательной программы по предмету учащимися, имеющими низкий уровень знаний по математике.
Задачи:
· Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
· Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.
· Организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
· Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия |
Срок |
1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации. |
Сентябрь |
2.Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. |
Сентябрь-октябрь |
3. Работа по устранению пробелов в знаниях, выявленных в ходе различных проверочных работ (самостоятельных, контрольных и т.п.) |
В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. |
|
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. |
|
6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях |
|
7. Работа с родителями |
|
8. Вести тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся |
|
9.Проводить дополнительные (индивидуальные, групповые) занятия для слабоуспевающих. |
|
10.Учить детей навыкам самостоятельной работы |
|
11. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. |
Обновлять по мере необходимости. |
Формы индивидуальной работы
1. Составление картотеки:
– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)
- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)
- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)
2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7. Оказание помощи учащимся перед уроком.
График консультаций во внеурочное время
Время |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
14.30-15.15 15.20-16.05 16.10-16.55 |
9 класс |
6 класс
7 класс |
8 класс |
5 класс |
Список слабоуспевающих учащихся по математике
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Класс |
Уровень учебной деятельности |
Характер проявления причин неуспеваемости |
1 |
|
|
|
Не умеет внимательно осмысленно читать задание; старается выполнять работы быстро, что приводит к ошибкам и неправильному решению; небрежность и недобросовенность в оформлении записей; знания усваиваются медленно и без интереса, легко становятся формальными; отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета и др. |
2 |
|
|
|
Знания усваиваются медленно, легко становятся формальными выполняет работы в медленном темпе; отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета и др. |
|
|
|
|
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить; не умеет самостоятельно работать; выполняет работы в медленном темпе; небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей; не выполняет или частично выполняет домашние задания; знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными; отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др. |
Контроль усвоения школьниками учебного материала
5 класс
№п/п |
Список учащихся |
Результаты контроля усвоения учебного материала |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 класс
№п/п |
Список учащихся |
Результаты контроля усвоения учебного материала |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 класс
№п/п |
Список учащихся |
Результаты контроля усвоения учебного материала |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 класс
№п/п |
Список учащихся |
Результаты контроля усвоения учебного материала |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 класс
№п/п |
Список учащихся |
Результаты контроля усвоения учебного материала |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План
индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях
учащегося __ класса МБОУ «Первомайская ООШ»
__________________________,
по теме «_______________________»
2020 / 2021 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Мероприятия по устранению пробелов в знаниях |
Число и месяц проведения |
|
Используемый учебный материал, источники |
Сроки проведения (указать период) |
|||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
||
3. |
|
|
||
4. |
|
|
||
5. |
|
|
Приложение
Процесс обучения включает в себя несколько шагов приобретения знаний и навыков (по В.П.Беспалько):
1 уровень обучения – узнавание, или знание-знакомство. Его признаки - умение обучающегося опознать, различить знакомый ему ранее предмет, явление, определенную информацию.
2 уровень обучения – воспроизведение, репродуктивное действие, или знание-копия. Признаки этого уровня - умение пересказать, репродуцировать усвоенную учебную информацию.
3 уровень обучения – применение, продуктивное действие, или знание-умение. Его важнейшие признаки - умение применить полученные знания в практической деятельности.
4 уровень обучения – творчество, творческое действие, или знание-трансформация. Умение перенести полученные ранее знания на решение новых задач, новых проблем. Это уровень творчества.
I уровень учебной деятельности – репродуктивный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, умеет объяснять правило, может применить его по образцу;
II уровень – прикладной – требует от ученика выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки;
III уровень – творческий- демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за рамки изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.
Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам: два основных и третий смешанный.
Первый тип: Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики.
Общие черты:
- постоянные отвлечения на уроках;
- невнимательность;
- частые нарушения дисциплины;
- домашним заданиям уделяется мало времени;
- замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время;
- отсутствует всякое желание заниматься математикой.
Вместе с тем уровень умственных
способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного
усвоения предмета
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:
· Пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу.
· Пониженный интерес к математике из-за недостатков в методике преподавания учителя.
· Межличностные отношения учитель – ученик.
· Недостаточное внимание со стороны родителей.
Комплекс корректировки должен предусматривать ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям математикой
Комплекс корректировки:
- В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха.
- При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами.
- В ходе самостоятельных работ ученик получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени.
- Необходимо отмечать положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым усилиям.
Второй тип: ученик с низкой эффективностью учебной деятельности в области математики.
Общие черты:
- это дети, которые внимательны, старательны на уроках.
- на решение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих.
- обычно они не умеют производить элементарные счетные действия.
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:
· Несформированность умений и навыков в области математики – как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви.
· Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни.
· Недостаточность развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности.
· Недостаточность развития способности к обобщению.
· Низкий уровень восприятия и воображения, ригидность мыслительных действий.
Комплекс корректировки:
Направлен на формирование приемов анализа и синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над заданием. Когда ученик знает, каким должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.
Третий тип: неуспевающие учащиеся значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.
Комплекс корректировки:
Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах или индивидуально по программам специалистов
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
· неблагоприятная наследственность;
· нарушения нервной деятельности;
· общая неспособность к интеллектуальному труду;
· физическая ослабленность; школьная незрелость;
· педагогическая запущенность;
· недостаточное развитие речи;
· боязнь школы, учителей;
· инфантилизм (т. е. детскость);
· астеническое состояние;
· снижение зрения;
· гиподинамия;
· социум;
· миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
· социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе).
Особенности неуспевающих учащихся
· низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
· отсутствие познавательного интереса
· не сформированы элементарные организационные навыки
· учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
· нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
· дети, в основном, из асоциальных семей
· отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
· частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
· Педагогическая запущенность.
· Частые заболевания.
· Пропуски занятий.
· Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
· Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
· Учитывать все признаки предмета или явления.
· Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
· работать с текстом;
· выделять главное, существенное;
· не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
· отвлекаемостью;
· подвижностью;
· неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
· Обусловлено:
· с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
· ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
· со сверстниками;
· учителями;
· отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
· Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
· в поддержке
· показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
· Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
· В утомляемости
· Истощаемости
· Медленном темпе работы
Причины и характер проявления неуспеваемости:
Причины неуспеваемости |
Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми |
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. |
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. |
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: · - пробелы в воспитании ( нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); |
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. |
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Оказание помощи ученику на уроке
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала |
Поддержание интереса низкомотивированных учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса |
Выбор для групп низкомотивированных наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся |
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала |
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса |
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно низкомотивированных учеников |
Рекомендации при работе с низкомотивированными учащимися
1. При опросе «низкомотивированным» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «низко мотивированных» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке «низкомотивированным» ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Памятка учителю в работе с низкомотивированными учащимися
· Помни что для низкомотивированных необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
· Начав работать со слабыми учениками на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
· Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
· Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
· Не следует понимать примитивно работу с низкомотивированными. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с низкомотивированными будет меняться по мере развития учащихся.
· Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
· Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
· Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
· У низкомотивированных плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
· Для усиления эффективности работы с низко мотивированными учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
· Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
· На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
· При опросе низкомотивированных школьников дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
· Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
· Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
· В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
· В процессе изучения нового материала внимание с низкомотивированных учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
· В ходе самостоятельной работы на уроке низкомотивированным школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
· При организации домашней работы для низкомотивированных школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Десять правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.
4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти,логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».
10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба
Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.