Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
План самообразования
учителя-логопеда «Иновационные технологии при формировании осознанного произношения звуков у детей(пластелинотерапия, моделирование, биоэнергопластика, пескотерапия)».
Подготовила: учитель-логопед
Чернецкая Е.Ю.
г. Ипатово 2020г.
Цель:
-Повышение своего теоретического, практического уровня,профессионального
мастерства и компетентности.
-Систематизировать работу по реализации мероприятий для формирования осознанного произношения звуков у детей при помощи пластелинотерапии, моделировании, биоэнергопластики, пескотерапии.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
Актуальность выбранной темы:
Важную роль в создании образовательной среды играют так называемые инновационные технологии, что предполагает новые подходы к работе по устранению речевых нарушений.
Нарушение моторики; наличие парезов,параличей,общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности требуют серьёзного коррекционного воздействия логопеда.
ФГОС ДО предусматривает проведение коррекционной работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, в том числе и речевые нарушения, направленной на отбор и целесообразное использование специальных методов,приёмов, дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития,инновационные технологии. Необходимость проведения серьёзной коррекционной работы логопеда с детьми через игру очевидна. Работа логопеда –это творческий поиск,облегчающий и направляющий процесс становления речи ребёнка.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но
учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем. Пластилинография- это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н.Давыдова) Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные а задачи.
1 Подготовительный:
Освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной:
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.
3. Итоговый:
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
-Уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.
-Посещение НОД воспитателей, специалистов ДОУ.
-Посещение педсоветов, методических объединений, семинаров, конференций.
-Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
-Обобщение результатов на заседании педагогического совета.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.
Этапы |
Пути реализации и формы работы. Содержание работы |
Сроки |
Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов). |
Познакомится с интернет- ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для дошкольников»; М.А.Ежовой « инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика». |
|
Прогностический |
Определение целей и задач темы. Прогнозирование результатов. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы). |
Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования |
|
Практический |
Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы с детьми). Оформление информационного-наглядного материала в родительском уголке. Результаты анкетирования родителей. Привлечение родителей к организации ППРС в группе и использованию развивающих игр дома. |
Консультация для родителей «Волшебный пластилин». Информационный стенд : «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилинографии». Выставка совместных работ (дети+ родители) «Мастерская пластилина». Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка). Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей. |
|
Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. |
Мастер-класс для педагогов «Иновационная мастерская логопеда. Пластилинография.» |
Перспективный план по самообразованию.
Тема |
Месяц |
Задачи |
|
Цель. Развитие творческих способностей детей средствами различных видов пластилинографии. |
|||
« Осенний букет» |
Сентябрь |
Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники-прямой многослойной пластилинографией, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы. |
|
«Кисть рябины» |
Октябрь |
Повторить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски |
|
«Наряд для куклы» |
Ноябрь |
Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей,
используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания,
приглаживания границ соединения отдельных частей; |
|
«Елочка» |
Декабрь |
Учить детей лепить из пластилина елочку на
картоне, аккуратно примазывать пластилин по контуру рисунка |
|
«Синичка» |
Январь |
Закреплять умение применять приёмы плоскостной лепки (пластилинографии): грунтовка, скатывание мелких шариков, жгутиков (пальчиками или на ладошке); Использовать знания и представления об особенностях внешнего вида птиц(синий) в своей работе; |
|
«Кораблик для папы» |
Февраль |
Закреплять умения и навыки в работе с пластилином побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу. |
|
«Цветы для мамы» |
Март |
Закреплять умение детей использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. Учить наносить рисунок по всей поверхности листа. Воспитывать доброе отношение, любовь и уважение к матери. |
|
«Космические дали» |
Апрель |
Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в технике пластилинография. Формировать умение использовать знакомые виды пластилинографии, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей. |
|
«Открытка ко Дню обеды» (для ветеранов В.О.В.) |
Май |
Продолжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закреплять такие приёмы лепки, как оттягивание пластилина, отщипывание, сплющивание, раскатывание, прижимание и размазывание пальцами по поверхности диска. Воспитывать патриотические чувства. |
|
Список используемой литературы:
1.Богоявленская Д.Б «Психология творческих способностей» 2002 г.
2.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Москва Творческий центр
« Сфера» 2001 г.
3.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»
Москва 2000 г.
4.Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Москва 2008 г.
5.Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения.» 1993 г. №2.
6.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. ФГОС»
7. Ежова М.А. «Иновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика». Волгоград 2019.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.