план урока: ДНК

  • docx
  • 09.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала готовый урок.docx

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 10.1А Молекулярная биология и биохимия

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Строение  и функции молекулы ДНК

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.4.1.8 устанавливать связь между структурой ДНК и её функцией

Цели урока

Формирование знаний о строении молекулы ДНК, умений устанавливать  связь  между  строением  молекулы ДНК  и функциями.

Критерии оценивания

Описывает взаимосвязь  связь между структурой ДНК и её функцией

Языковые цели

 

 В устной и письменной форме описывает связь между структурой ДНК и её функцией

Привитие ценностей

 

 

 Воспитание  уважения к мнению окружающих, повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива.

Межпредметные связи

 Химия – структура ДНК

Предварительные знания

 

Знания из курса физики и химии о свойствах воды.

Химический состав клетки - 8, 9 класс.

Репликация ДНК - 9 класс.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

 

Организационный момент (приветствие)

Актуализация знаний: «О чем идет речь?»

Учащиеся читают факты и определяют, о чем пойдет  речь на уроке, свои ответы учащиеся должны аргументировать.

1.      Х  является схемой нашего тела.

2.      Х содержит инструкцию для дальнейшего развития организма.

3.      2 грамм  Х могло бы вместить всю мировую информацию, хранимую в цифровом виде.

4.      Х похожа  на огромную спиральную лестницу.

(Ответ: ДНК)

Учащиеся формулируют тему урока и цель обучения, учитель корректирует их ответы.

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

Слайд 2

 

 

Слайд 3

 

 

 

Слайд 4

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

В начале изучения  нового материала можно применить прием критического мышления «Ассоциации». Учащиеся  в группах или в парах записывают ассоциации к термину ДНК (для определения первичного уровня знаний по данной теме).

Группы/ пары обмениваются   ассоциациями и дополняют свои ответы.

 

(К) Учащиеся  рассматривают рисунки слайда и  описывают их. Учащиеся   в ходе работы дают  определения  биологическим терминам по рисункам:

ü  полуконсерватовность;

ü  антипараллельность;

ü  комплементарность.

Учащиеся записывают определения новых терминов в тетрадь.

 

(У) Учитель  объясняет учащимся  структуру ДНК, природу четырёх азотистых оснований и термины «пурин» и «пиримидин».

 

(И) Выполнить цепочки превращений: Одна из цепочек  ДНК имеет последовательность нуклеотидов : АГТ  АЦЦ  ГАТ  АЦТ  ЦГА  ТТТ  АЦГ  ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы.

Ответ: ТЦА ТГГ ЦТА ТГТ

Оценивание в парах

(f)Закрепление  знаний

  1. Учащиеся  отвечают на   тестовые задания с множественным выбором.
  2. Учащиеся, используя немые схемы, определяют состав и виды химических связей в молекуле ДНК.
  3. Для более способных учащихся можно предложить задание: «Найди и исправь ошибки»

 

В ходе выполнения учащиеся обмениваются результатами работы.

Самооценивание (учащиеся оценивают личный прогресс по данной теме).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6-8

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Слайд 9-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал

Конец урока

 

 

 

 

 

 

Учебная рефлексия:  смайлик

Домашнее задание:

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация по конечному результату: изучение нового материала.

Дифференциация по диалогу:  беседа в ходе изучения нового материала и ФО.

 

Самооценивание – в конце урока  по итогам тестового контроля

Соблюдение правил ТБ в кабинете биологии.

 

Приложение 1

Полуконсервативность означает, что каждая дочерняя ДНК состоит из одной матричной цепи и одной вновь синтезированной.

Антипараллельность  цепей ДНК: противоположная направленность двух нитей двойной спирали ДНК; одна нить имеет направление от 5' к 3', другая - от 3' к 5'.

Комплементарность последовательностей оснований в противоположных цепях ДНК: в ДНК  адениновое основание всегда взаимодействует с тимином , а цитозиновое основание всегда взаимодействует с гуанином.

 

Приложение 2

ДНК — полимер, мономерами которой являются дезоксирибонуклеотиды. Модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена в 1953 г. Дж. Уотсоном и Ф. Криком (для построения этой модели они использовали работы М. Уилкинса, Р. Франклин, Э. Чаргаффа).

Молекула ДНК образована двумя полинуклеотидными цепями, спирально закрученными друг около друга и вместе вокруг воображаемой оси, т.е. представляет собой двойную спираль (исключение — некоторые ДНК-содержащие вирусы имеют одноцепочечную ДНК). Диаметр двойной спирали ДНК — 2 нм, расстояние между соседними нуклеотидами — 0,34 нм, на один оборот спирали приходится 10 пар нуклеотидов. Длина молекулы может достигать нескольких сантиметров. Молекулярный вес — десятки и сотни миллионов. Суммарная длина ДНК ядра клетки человека — около 2 м. В эукариотических клетках ДНК образует комплексы с белками и имеет специфическую пространственную конформацию.

Мономер ДНК — нуклеотид (дезоксирибонуклеотид) — состоит из остатков трех веществ: 1) азотистого основания, 2) пятиуглеродного моносахарида (пентозы) и 3) фосфорной кислоты. Азотистые основания нуклеиновых кислот относятся к классам пиримидинов и пуринов. Пиримидиновые основания ДНК (имеют в составе своей молекулы одно кольцо) — тимин, цитозин. Пуриновые основания (имеют два кольца) — аденин и гуанин.

строение ДНК

Моносахарид нуклеотида ДНК представлен дезоксирибозой.

Название нуклеотида является производным от названия соответствующего основания. Нуклеотиды и азотистые основания обозначаются заглавными буквами.

 

Азотистое основание

Название нуклеотида

Обозначение

Аденин

Адениловый

А (A)

Гуанин

Гуаниловый

Г (G)

Тимин

Тимидиловый

Т (T)

Цитозин

Цитидиловый

Ц (C)

 

Полинуклеотидная цепь образуется в результате реакций конденсации нуклеотидов. При этом между 3'-углеродом остатка дезоксирибозы одного нуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого возникает фосфоэфирная связь (относится к категории прочных ковалентных связей). Один конец полинуклеотидной цепи заканчивается 5'-углеродом (его называют 5'-концом), другой — 3'-углеродом (3'-концом).

https://bilimland.kz/upload/content/lesson/13185/media/22753934afe7ffb5d99c0b609d41afef/content/script_00002/media/0041.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru