Раздел долгосрочного плана: Раздел 10.1А Молекулярная биология и биохимия |
Школа: |
||||||
Дата: |
ФИО учителя: |
||||||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||
Тема урока |
Строение и функции молекулы ДНК |
||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
10.4.1.8 устанавливать связь между структурой ДНК и её функцией |
||||||
Цели урока |
Формирование знаний о строении молекулы ДНК, умений устанавливать связь между строением молекулы ДНК и функциями. |
||||||
Критерии оценивания |
Описывает взаимосвязь связь между структурой ДНК и её функцией |
||||||
Языковые цели
|
В устной и письменной форме описывает связь между структурой ДНК и её функцией |
||||||
Привитие ценностей
|
Воспитание уважения к мнению окружающих, повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива. |
||||||
Межпредметные связи |
Химия – структура ДНК |
||||||
Предварительные знания
|
Знания из курса физики и химии о свойствах воды. Химический состав клетки - 8, 9 класс. Репликация ДНК - 9 класс. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|||||
Начало урока
|
Организационный момент (приветствие) Актуализация знаний: «О чем идет речь?» Учащиеся читают факты и определяют, о чем пойдет речь на уроке, свои ответы учащиеся должны аргументировать. 1. Х является схемой нашего тела. 2. Х содержит инструкцию для дальнейшего развития организма. 3. 2 грамм Х могло бы вместить всю мировую информацию, хранимую в цифровом виде. 4. Х похожа на огромную спиральную лестницу. (Ответ: ДНК) Учащиеся формулируют тему урока и цель обучения, учитель корректирует их ответы. |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 |
|||||
Середина урока
|
Изучение нового материала В начале изучения нового материала можно применить прием критического мышления «Ассоциации». Учащиеся в группах или в парах записывают ассоциации к термину ДНК (для определения первичного уровня знаний по данной теме). Группы/ пары обмениваются ассоциациями и дополняют свои ответы.
(К) Учащиеся рассматривают рисунки слайда и описывают их. Учащиеся в ходе работы дают определения биологическим терминам по рисункам: ü полуконсерватовность; ü антипараллельность; ü комплементарность. Учащиеся записывают определения новых терминов в тетрадь.
(У) Учитель объясняет учащимся структуру ДНК, природу четырёх азотистых оснований и термины «пурин» и «пиримидин».
(И) Выполнить цепочки превращений: Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов : АГТ АЦЦ ГАТ АЦТ ЦГА ТТТ АЦГ ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы. Ответ: ТЦА ТГГ ЦТА ТГТ Оценивание в парах (f)Закрепление знаний
В ходе выполнения учащиеся обмениваются результатами работы. Самооценивание (учащиеся оценивают личный прогресс по данной теме).
|
Слайд 6-8
Приложение 1
Приложение 2 Слайд 9-11
Дидактический материал |
|||||
Конец урока
|
Учебная рефлексия: смайлик Домашнее задание: |
|
|||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье
и соблюдение техники безопасности |
|||||
Дифференциация по конечному результату: изучение нового материала. Дифференциация по диалогу: беседа в ходе изучения нового материала и ФО.
|
Самооценивание – в конце урока по итогам тестового контроля |
Соблюдение правил ТБ в кабинете биологии. |
|||||
Приложение 1
Полуконсервативность означает, что каждая дочерняя ДНК состоит из одной матричной цепи и одной вновь синтезированной.
Антипараллельность цепей ДНК: противоположная направленность двух нитей двойной спирали ДНК; одна нить имеет направление от 5' к 3', другая - от 3' к 5'.
Комплементарность последовательностей оснований в противоположных цепях ДНК: в ДНК адениновое основание всегда взаимодействует с тимином , а цитозиновое основание всегда взаимодействует с гуанином.
Приложение 2
ДНК — полимер, мономерами которой являются дезоксирибонуклеотиды. Модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена в 1953 г. Дж. Уотсоном и Ф. Криком (для построения этой модели они использовали работы М. Уилкинса, Р. Франклин, Э. Чаргаффа).
Молекула ДНК образована двумя полинуклеотидными цепями, спирально закрученными друг около друга и вместе вокруг воображаемой оси, т.е. представляет собой двойную спираль (исключение — некоторые ДНК-содержащие вирусы имеют одноцепочечную ДНК). Диаметр двойной спирали ДНК — 2 нм, расстояние между соседними нуклеотидами — 0,34 нм, на один оборот спирали приходится 10 пар нуклеотидов. Длина молекулы может достигать нескольких сантиметров. Молекулярный вес — десятки и сотни миллионов. Суммарная длина ДНК ядра клетки человека — около 2 м. В эукариотических клетках ДНК образует комплексы с белками и имеет специфическую пространственную конформацию.
Мономер ДНК — нуклеотид (дезоксирибонуклеотид) — состоит из остатков трех веществ: 1) азотистого основания, 2) пятиуглеродного моносахарида (пентозы) и 3) фосфорной кислоты. Азотистые основания нуклеиновых кислот относятся к классам пиримидинов и пуринов. Пиримидиновые основания ДНК (имеют в составе своей молекулы одно кольцо) — тимин, цитозин. Пуриновые основания (имеют два кольца) — аденин и гуанин.
Моносахарид нуклеотида ДНК представлен дезоксирибозой.
Название нуклеотида является производным от названия соответствующего основания. Нуклеотиды и азотистые основания обозначаются заглавными буквами.
Азотистое основание |
Название нуклеотида |
Обозначение |
Аденин |
Адениловый |
А (A) |
Гуанин |
Гуаниловый |
Г (G) |
Тимин |
Тимидиловый |
Т (T) |
Цитозин |
Цитидиловый |
Ц (C) |
Полинуклеотидная цепь образуется в результате реакций конденсации нуклеотидов. При этом между 3'-углеродом остатка дезоксирибозы одного нуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого возникает фосфоэфирная связь (относится к категории прочных ковалентных связей). Один конец полинуклеотидной цепи заканчивается 5'-углеродом (его называют 5'-концом), другой — 3'-углеродом (3'-концом).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.