План урока географии "Бразилия"

  • docx
  • 10.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план урока Бразилия.docx

План урока «Бразилия - гигант 21 века»

Цели:

1.     организовать деятельность обучающихся для формирования представления о месте Бразилии в мировой экономике, знакомство с особенностями хозяйства и населения страны.

2.     организация деятельности по выявлению факторов, определяющих экономико-географические особенности современной Бразилии

3.     обеспечение условий для развития исследовательских умений выдвигать гипотезу, доказывать истинность предположения, представлять исследовательский материал в электронном виде;

4.     создание условий для актуализации субъектного опыта, стимулирования самостоятельной мыслительной деятельности, развития умений выделять узловые моменты в своей деятельности и работе коллектива, умений вести рефлексивный диалог

5.     воспитание ценностного отношения к совместной деятельности.

6.     Развивать навыки  критического мышления через чтение текста и письмо, умение анализировать и графически систематизировать материал.

7.     Формировать и воспитывать уважительное отношение к другим странам

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

1) Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну, которую называют страной контрастов. И контрасты действительно имеются. И, пожалуй, самые разительные на нашей планете. Одни граждане этой страны водят в небесах реактивные лайнеры, делают пересадки сердца, и строят атомные электростанцию; другие не подозревают до сих пор о существовании колеса, письменности и добывают огонь трением деревянных палочек друг о друга.

Одни граждане этой страны покупают роскошные лимузины, другие за 4 реала моют их. Эта страна – пятая по территории и седьмая по числу жителей государство мира. Она превышает по площади территорию США, 12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, пальма бурите, шоколадное дерево, бутылочное дерево и другие).

Что эта за страна? (Бразилия) Верно

                                 

2) Вспомнить все о Бразилии (ассоциации) Кластер

 

3.  Работа в группах. На столах в конвертах лежат 5 квадратов разного цвета, ученики выбирают любой, так создаются 5 групп по 4 человека.

Ребята рассаживаются за парты.

Каждая группа получает файл с заданием.

1 группа Визитная карточка страны: флаг, площадь – 8,5 млн км кв- 5 место в мире, население – 188 млн. чел., столица – Бразилиа, форма правления – республика, форма территориального устройства- федеративное.

В административном отношении она: на 23 штата, 3 территории и федеральный округ. Итого 27 единиц.

Почти 300 лет Бразилия была португальской колонией.

В 1822 г.- провозглашена независимость, в 1888 г.- отменено рабство, в 1889 г.- свергнута монархия.

И так, работаем по плану, даём ЭГХ Бразилии.

1.ЭГХ Бразилии – самое крупное государство Лат Америки.

Расположено в центральной и восточной части материка Южная Америка. Длина сухопутных границ 16 тыс. км, на востоке – 7,4 тыс. км – Атлантическое побережье.

Она граничит с 10 – ю государствами, но основные границы – по Атлантике.

2 группа.ПУ – рельеф и климат

    ПР: 1) минеральные

           2) водные

           3) лесные

           4) почвенные

           5)агроклиматические

           6) рекреационные

ВЫВОД: создают благоприятные предпосылки для экономического развития страны.

3 группа Население- 5 место в мире.

   Жили – индейцы. С эпохой колонизации связан массовый въезд европейских иммигрантов и ввоз негров из Африки.

Белые составляют – 54 %: негры – 5,9 %, мулаты – 38,5 %. Проживают также португальцы, испанцы, немцы, украинцы, японцы.

Плотность – 20 чел на км кв. Прибрежная часть – 7% территории, а населения – ½. Плотность на западе – 1 чел. на км кв. Темпы прироста – 1,6 %. Рождаемость – 25-30 чел., смертность -5-10 чел. Ест. прирост – 15-20 чел., что указывает на 2 тип воспроизводства населения. Велика доля детей, что создаёт нагрузку на взрослое население.

Уровень урбанизации – 77-80 %.

Агломерации; 1. Сан-Паулу      2. Рио-де-Жанейро

                            3. Белу-Оризонти       4. Салвадор         5. Форталеза          

               БРАЗИЛИА

Приокеанский тип расселения. На полосе 300-350 км проживает 9/10 населения страны.

ВЫВОД: Благоприятствует экономическому развитию, но в тоже время обостряет многие проблемы – проблемы занятости, проблемы «ложной урбанизации».

4 группа ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.

Развивающаяся страна. Развиты добывающие отрасли, а в с/х растениеводство преобладает над животноводством.

  От экспорта красного дерева до с/х и горнодобывающей продукции в зависимости от спроса.

Но господство американских монополий и сильные пережитки феодолизма тормозят развитие хозяйства страны. И всё – таки Бразилия – одна из ключевых стран разв – ся мира. По ВВП – 1 место в Латинской Америке.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Доля её в ВВП – 33 %.

Горнодобывающая промышленность.

1 м. по добыче жел. руды, апатитов.

            2 м по добыче бериллия

            3 м – по добыче алюминия

            4 м- - золота, асбеста, олова.

            Железная руда – на экспорт

Электроэнергетика – 90 % на ГЭС. 1 – АЭС Уран свой)

    ГЭС: 1м – Санься (Китай) – 18,2 млн.кВт (мощность)

             2м – Итайпу (Бразилия,Парагвай) – 12,6

             5м – Тукуруна (Бразилия) – 8

             6м – Саяно – Шушенская (Россия) – 6,4

             7м – Красноярская (Россия) – 6.

 Спирт этиловый для заправки автомобилей – из тростника.

Чермет. Центры        факторы

Цветмет

Маш-ие  - 2 млн. автомобилей в год.

Текстильная – пр-во тканей из хлопка.

С/Х Доля ВВП 12%; 30% - ЭАН. Растениеводство.

Крупная земельная собственность – ЛАТИФУНДИИ (80 % всех обрабатываемых земель);

МИНИФУНДИИ – мелкие землевладения.

 Кофе -  1 м в мире по сбору -17

 Какао – бобы, хлопчптник, табак, сах. тростник, рис.

Тропические плоды: ананасы, апельсины, манго, кокосовые орехи.

  БАНАНЫ – везде весь год, сорта (гарнир, салат, мороженое, варенье, напитки, муку) - ХЛЕБ ТРОПИКОВ.

Для себя – пшеницу (ещё и привозят), кукурузу, фасоль.

Амазония- 60% - сбор каучука, орехов, лекарственных растений.

Животноводство

Экономические различия- Юг и Юго-Восток; Северо_Восток; Север и Центр. – Запад (выступают учащиеся).

В структуре Х-ва – региональная политика – сдвиг на запад – Бразилиа. А в 70-х г. –Трансамазонское шоссе

Найти в интернете изменения в территориальной структуре хозяйства и ответить на вопросы: 1) Район – «индустриальный треугольник»; 2) Чем славится Рио? 3) Как называется Сан-Паулу и почему? Автомобильных дорог больше, но качество …и неравномерны.

Исключение составляет морской и воздушный транспорт. Густая сеть – на юго – востоке. Техническая оснащённость транспортной инфраструктуры на низком уровне.

ВЫВОД. Бразилия – крупнейшая по территории страна Лат. Америки, входящая в тройку ключевых стран развивающегося мира .Имеет много стран – соседей. Занимает 5 место в мире по территории и населению.  Государственный язык – португальский. Религия – католическая.  Страна с богатейшим природно – ресурсным потенциалом.  Ведущее место в мире - по обеспеченности водой и лесными ресурсами. Крупнейший в мире производитель железной руды. Лидер по производству кофе, 1 место – по производству сахарного тростника. На мировой рынок Бразилия поставляет сравнительно узкий спектр продукции сельского хозяйства  и минерально – сырьевой направленности. Эта особенность приводит к сильной зависимости от коньюнктуры мирового рынка. Главным экономическим партнёром является США. Для Бразилии и других стран региона характерна значительная внешняя задолженность. Бразилия координирует свою политику в рамках многочисленных межгосударственных объединений.

  Бразилия – страна Латинской Америки с самой молодой столицей. План города имеет форму самолёта, что должно символизировать историческую миссию освоения внутренних районов страны, которую берёт на себя новая столица.

5 группа БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нилом (англ. Jim O'Neill), аналитиком Goldman Sachs, в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой восьмёрки).

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

 

 

6. Утверждения. (да, нет)

1.Выражение: «Рио-де-Жанейро – это город, где наслаждаются жизнью, а Сан-Паулу – город, где зарабатывают на жизнь»

2. Бразилиа является столицей на протяжении нескольких веков.

3.Если растут цены на кофе, то растёт и Бразилия.

4.Верно ли, что Бразилия – самая крупная католическая страна мира?

5.Рио-де-Жанейро – крупнейшая городская агломерация Латинской Америки?

6.Страна, в которой на португальском языке говорят в 17 раз больше людей, чем в Португалии?

7.Оосновная часть населения Бразилии сосредоточена во внутренних частях.

Листы с утверждениями собрать или , если есть время провести взаимопроверку.

Вывод: Бразилия одна из самых развитых стран Латинской Америки. И действительно, такие эпитеты используют по праву. Бразилия – член БРИКС.

Для справки: Бразилия входит в состав БРИКС.

8.     Итоги.


 

9.