План урока "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"
Оценка 4.9

План урока "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"

Оценка 4.9
docx
02.04.2020
План урока "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"
Крестьянская война под предводительством Степана Разина.docx

 

 

   КОНСПЕКТ УРОКА

 

    «КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТЕПАНА РАЗИНА»

 

Задачи урока: познакомить со второй крестьянской войной в России; уяснить, почему она происходила во второй половине XVII в.; проследить закономерность крестьянской войны как формы классовой борьбы; объяснить прогрессивное значение крестьянских войн в формировании революционных традиций русского народа и в укреплении связи разных народов страны в борьбе с угнетателями: показать мужество и стойкость Степана Разина, воспитывать уважение к борцам за свободу народа.

План

1.      Причины второй крестьянской войны в России.

2.      Ход войны.

3.  Итоги и значение крестьянской войны.

4.  Основные понятия и термины: крестьянская война; «прелестные письма».

«Но свободы русской зарево

 Разгорелося вокруг — Против силы государевой Города восстали вдруг.

Слава Разина победная

По Руси пошла теперь...»

(П. Кончаловская)

 Задание: самостоятельно составить план изучения темы, обосновав последовательность вопросов.

План может быть примерно таким:

1.        Причины крестьянской войны:

1)                 внутренние: а) экономические, б) политические, в) социальные;

2)       внешние причины.

2.         Ход крестьянской войны:

а) характеристика предводителя; б) места основных сражений.

3.         Характеристика движения:

а) охват территории; б) состав восставших; в) вооружение и организация восставших; г) требования.

4.       Итоги и значение второй крестьянской войны в России.


1.     Организуем беседу, по ходу которой обобщаем знания уча­щихся о социально-экономическом и политическом положении страны, о войнах с Польшей и Швецией в середине XVII в., и делаем вывод: все это ухудшало положение трудящихся и обостряло классовую борьбу в стране.

2.Степан Разин был родом с Дона, из Зимовейской станицы и принадлежал к домовитому казачеству. К началу крестьянской войны ему было около 37 лет. За плечами у него был большой жизненный опыт. Он показал себя умелым военным руководителем—возглавлял отряд донцов, которые громили крымские войска, был в составе донской делегации в Москве на переговорах с боярами, участвовал в переговорах с калмыцкими правителями. Разин умел разговаривать на польском, татарском и калмыцком языках.

Его смелость, сноровка, военная хитрость проявились в трудных пых моментах похода. Так, в мае 1667 г., перебравшись с Дона на Волгу, разницы захватили богатый торговый караван, принадлежавший царю и патриарху, забрали оружие, боеприпасы, продовольствие и освободили ссыльных и работных людей. Это усилило отряд Разина.

Затем организуем групповую работу учащихся с целью выяс­нить причины движения Разина.

Задание первой группе: определите, какие изменения произошли в экономическом развитии России в XVII в. и как они способствовали усилению классовой борьбы в стране (для ответа используйте § 30 и § 34, п. 1).

Задание второй группе: объясните, какие события внут­ренней и внешней политики России XVII в. повлияли на рост классовой борьбы и привели ко второй крестьянской войне в России (для ответа используйте § 31—34, 1).

Задание третьей группе: объясните, какие социальные изменения (т. е. положение трудящихся и положение правящих классов) привели к росту классовой борьбы и послужили причинами второй крестьянской войны (для ответа используйте § 30—32, 34, и. 1).

В итоге обсуждения вместе с учащимися формулируем * причины войны.

Крестьянские войны в России

Основные черты крестьянской войны

Сроки и

даты

Территория» охваченная войной

Состав участников

Требование восставших

Отношение к

верховной власти страны

Организая армии

Движение под

руководством

И. И. Болотникова

 

 

 

 

 

 

Движение под

руководством С.Т. Разина

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника. Результаты работы каждая группа заносит в соответствующую графу таблицы:

 

Задание первой группе: выпишите в таблицу даты движений Болотникова и Разина, укажите, сколько времени продол­жалось каждое из них.

Задание второй группе: на основе § 34 и карты 12 определите состав восставших и их требования. Сравните с составом и требованиями восставших в движении И. И. Болотникова (§ 28). Данные занесите в таблицу

Задание третьей группе: на основе текста § 34 определите отношение восставших к царской (верховной) власти в стране и запишите в таблицу. Вспомните, как решался этот вопрос в первой крестьянской войне. Сравните и сделайте вывод о характере движения в первой и второй крестьянских войнах.

Домашнее задание: § 34. Объяснить причины второй крестьянской войны в России. Подготовить рассказ об основных, событиях этой войны. Почему движение Разина было крестьянской войной? Какая из двух крестьянских войн в России была более организованной? Обоснуйте свой вывод. Ка­кие произведения художественной литературы посвящены Разину?. Какие из них вы читали? Ваше впечатление об этих книгах. Какое отражение нашел образ Разина в живописи и музыке? Каково ваше отношение к Разину? Попытайтесь составить рассказ о ходе восстания от имени донского казака,


бывшего с Разиным с начала движения, или от имени астраханского стрельца, перешедшего на сторону Разина».


 

КОНСПЕКТ УРОКА «КРЕСТЬЯНСКАЯ

КОНСПЕКТ УРОКА «КРЕСТЬЯНСКАЯ

Степан Разин был родом с Дона, из

Степан Разин был родом с Дона, из

Задание первой группе: выпишите в таблицу даты движений

Задание первой группе: выпишите в таблицу даты движений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020