Муниципальное бюджетное общеобразоательное учреждение
гимназия №7 Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Литературное чтение, 4 класс
Раздел «О Родине, о подвигах, о славе».
Тема: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45 г.г.
Р.Рождественский «Реквием»
Чернова Ольга Яковлевна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
МБОУ гимназии №7 Бугульминского
муниципального района
Республики Татарстан
г. Бугульма 2019 год
Тема: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45 г.г.
Р.Рождественский «Реквием»
Цели:
•Стимулировать:
— эмоционально ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;
— проявлять желание составлять совет.
•Актуализировать умения:
— выразительно читать произведение с увеличением темпа чтения;
— составлять план и пересказывать текст;
—воспринимать на слух поэтическое произведение;
— работать с поэтическим текстом по алгоритму.
•Научить:
— раскрывать значение слов «реквием», «Отечество», патриотизм и использовать их в активном словаре;
— определять тему произведения и обосновывать своё мнение;
— раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;
— составлять рассказ об ветеранах ВОВ – своих родственниках;
— описывать картину, используя план;
— составлять летопись основных событий края во время Великой Отечественной войны;
— проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны:
— выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета;
— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Личностные умения:
— проявлять эмоционально ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;
—осмысление темы «Что значит для меня Родина»;
—воспитывать в детях желание узнать историю своей семьи в истории Великой Отечественной войны для того, чтобы сохранить память об этом историческом событии
— проявлять желание составлять совет.
Познавательные умения:
— раскрывать значение слов «реквием», «Ленинград», выражения «фугасные бомбы» и использовать их в активном словаре определять тему произведения и обосновывать своё мнение;
— раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;
— определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.
Регулятивные умения:
— работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;
— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
—осмысление правил взаимодействия в группе: умение договариваться о совместных действиях;
Предметные умения:
— выразительно читать произведение;
— работать с содержанием текста;
— работать с поэтическим текстом по алгоритму;
— составлять рассказ о ветеранах ВОВ;
— описывать картину, используя план;
— составлять летопись основных событий края во время Великой Отечественной войны;
— проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
— выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета.
Оборудование учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., А.А. Плешаков «Окружающий мир», презентация к уроку, диск Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., тест с эталоном для взаимопроверки и критериями оценивания;
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Как вы думаете, что нужно Человеку для счастья?
Работа в группах:
Сформулируйте советы для Человека, которые помогут ему быть причастным к Родине, её истории, ощущать дух родного края, обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.
Карточка №1
Распределите роли для групповой работы:
1.Читает___________
ОБСУЖДАЕТ ВЫБОР СЛОВ ВСЯ ГРУППА
2.Контролирует время выполнения задания____________(5 минут)
3.Отмечает в списке выбранные слова__________________
4. Вписывает выбранные слова в предложения__________________.
Прочитайте притчу.
Притча о Родине
Жил Человек там, где родился. Захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живётся весело и богато. Отправился он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал, и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чём-то, может, и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми...
Однако для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа о чём-то, но понять он её не мог и не знал, чего же ему недостаёт в тридевятом царстве.
1. На чужой земле долго ____________не будешь, потому что Родину, как и _____________на чужбине _______________.
2. Больше всего человек скучает _______________, потому что _________ край — это сердцу _______.
3. Расставшись с ___________, скучают семь лет, расставшись с ____________ тоскуют всю жизнь.
Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, рай, тоска, мать, Родина, отец, огород, по дому, не потеряешь, родной, бабушка, чужой, с другом, чужбина, родителей.
Слайд №1 презентации
Эталон для проверки работы по карточке № 1
1. На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
2. Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край —это сердцу рай.
3. Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь.
Учитель делает вывод: В разные времена нашему Отечеству приходилось подниматься всем миром на защиту от врагов. Из предложенных высказываний выберите то, которое можно использовать в качестве совета для Человека, который хочет обрести счастье.
«Жить — Родине служить».
«Кто за Родину горой, тот истинный герой».
III.Изучение нового
А) Самоопределение цели урока:
Кинофрагмент «Вставай страна огромная» 1 мин.
Учитель: И шла война четыре долгих года,
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить
И нас в рабов послушных превратить.
О каком историческом событии в истории Отечества эта песня и этот кинофрагмент? Что вы знаете об этой войне? Достаточно ли у вас знаний об этом? Назовите известные вам произведения о Великой Отечественной войне. Ответы детей
Б) Работа с учебной статьёй с.78 учебника «Литературное чтение» (3 мин.)
Достаточно ли вы получили информации об этой странице в истории Родины?
Какую важную информацию содержит учебная статья?
(Дата начала войны, просьба к внукам и правнукам, чтобы они не забыли эту войну.)
Что нужно сделать, чтобы расширить свои представления об этом? (читать рассказы о войне, смотреть фильмы, провести исследование в своей семье по теме, обобщить материал)
В) Сообщение учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведение, которое посвящено кровопролитной долгой войне, которая не обошла практически ни одну семью. Написал его поэт, который узнал войну не по наслышке. Это Роберт Рождественский. Реквием. (поэтическое лирическое произведение в память о павших в годы Великой Отечественной войны).
Реквием — церковная служба по усопшим;
—музыкальное произведение траурного характера для хора и оркестра.
Родина(происходит от слова «род»; укр. родbна — семья, болг. родbна — родина, место рождения, сербохорв. родbна — обилие плодов, чешск., словацк. rodina — семья, польск. rodzina — семья) — синоним слова «Отечество»; место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.
Отечество, Отчизна— родная страна. Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые люди испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
Патриотизм— любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Ностальгия— тоска по Родине, по родному дому.
Знакомство с творчеством Р. Рождественского представят разведчики:
Презентация (кадры 2-6) (2 минуты)
В) (диск «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой)
Прослушивание аудизаписи стихотворения.
Учитель: Какие чувства вызвали у вас эти строки?
( Чувства сопереживания, любви к Родине, гордость за Родину, людей, которые встали на её защиту).
Пробное действие:
Прочитайте этот отрывок выразительно, правильно подобрав интонацию:
· Упражнение «Птичий базар»- чтение вполголоса с ускорением темпа, с интонацией восхищения, с целью побуждения к действию -
·
|
Г) Анализ лирического произведения. Фронтальный опрос.
•Определите тему текста. (О войне)
•Назовите главную мысль цитатой из стихотворения (Самое лучшее и дорогое-Родина)
•Определите жанр текста. Стихотворение
•Назовите героя текста. Родина, народ-герой
•Объясните значение слова «реквием».
Д) Кадр презентации № 7 Какое предложение по цели высказывания вы видите? О чем просит нас поэт?
Учитель читает последнюю главу Реквиема и обращается к детям:
-Что помнят старшие в ваших семьях об этой войне?
- Какая история вашей семьи связана с историей Великой Отечественной войны? (Ответы____________________________________
Е) Кадры презентации 8-11
Представление материала из исследовательской работы Афониной Варвары .
Двадцать пять лет мой прадед считался пропавшим без вести. Благодаря Николаю Васильевичу Ершову, автора книги «Дорога длиной в жизнь», друга и однополчанина. Они воевали в 146-ой Островской ордена Красного знамени и ордена Александра Суворова стрелковой дивизии 50-ой армии. Теперь мы теперь знаем, как воевал и погиб Умар Кускеев помощник командира батальона.
Жена и сын - мои прабабушка Хафиза Сагитовна и дед Булат Умарович посетили места боёв 146 дивизии под Фомино. На Зайцевой горе они видели громадный памятник. Его видно за 3 километра.
На высоком гранитном постаменте стоит бронзовая фигура солдата в плащ-палатке с непокрытой головой. Вечная Память нашим Прадедам! Вечная Слава нашим Предкам!
Проведя исследование, я узнала, что
в военных сводках Зайцева гора называлась высотой 269,8. С зимы 1942 года её
атаковали сразу несколько дивизий 50-й армии, но взять не смогли. Сапёры 50-й
армии сделали под вражеские укрепления подкоп длиной 400 метров, разместили 25
тонн взрывчатки и взорвали. Взрыв был такой мощности, что на несколько
километров вокруг сдетонировали минные поля. На Зайцевой горе после этого живых
не оставалось. Но через некоторое время высота была опять отбита фашистами,
которые продолжали удерживать ее до марта-апреля 1943 года.
И только после этого организованно отошли на новые оборонительные позиции, спрямляя растянутую линию фронта. Теперь здесь находится музей боевой славы, мемориал, где похоронены тысячи погибших воинов, памятник, танк на постаменте, 76-миллиметровое орудие ЗИС-3 и часовня
По официальным сводкам здесь погибли более 60 тысяч человек, а некоторые военные историки считают, что 100 тысяч. В народе Зайцеву гору прозвали Высотой смертников.
На могильных плитах у памятника долгое время были указаны не фамилии погибших
воинов, а названия подразделений. Простые солдаты сражались и погибали,
исполняя свой долг, и в итоге разбили армию завоевателей, считавшуюся лучшей в
мире.
Вечная
слава и память - погибшим воинам! Эта победа завоёвана народом. Теперь на
могильных плитах можно прочитать фамилии людей разных национальностей.
Сейчас на Зайцевой горе тишина...
Выводы, которые я сделала на основе собранного материала.
1. Памятник установлен на братской могиле павших в боях 60000 -100000 солдат 50 армии.
2. Много общего с памятником – монументом в г. Бугульме: 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗИС-3, памятник, танк на постаменте.
3. Приблизительно одинаково время открытия памятников в Калужской области и в г. Бугульме- конец шестидесятых- начало семидесятых годов- подготовка к 30 летию празднования Победы.
IV. Рефлексия. Работа в паре с карандашом. Работа с иллюстрациями на развороте с.78-79
Задание.
1.Прочитайте текст про себя.
2.К репродукции какого художника относится текст?
3.Художник находился рядом с матросами, защищавшими Севастополь? Чем можете это доказать? Подчеркни выбранное предложение для доказательства.
Текст для чтения.
На развороте с.78-79 есть фотографии и репродукции картин художников..
Александр Александрович Дейнека Оборона Севастополя.
На багровом фоне горящего города четко вырисовываются белые фигуры моряков с вдохновенными лицами, идущие в последнюю атаку против напирающей безликой массы гитлеровцев, с их ровной линией штыков. Позади море и отступать некуда.
Александр Александрович Дейнека замечательный русский художник, много лет живший в Севастополе и который любил этот город. Однажды, в 1942 году ему показали фото из немецкой газеты, в котором были показаны развалины Севастополя, из которых было ясно, какие жестокие бои вели защитники Севастополя. С 12 сентября 1941 по 9 июля 1942 года Красная армия начала вести битву за Крым и Севастополь. Было много причин того, что врагам удалось в конце концов овладеть Крымом и Севастополем, но стратегически эта проигранная нами битва легла в основу будущих побед. Красная армия освободила Севастополь в течение двенадцати дней, тогда как немцы штурмовали город 250 суток. Гитлер приказывал удержать Крым во что бы то ни стало.
Дейнека изобразил трагический конец обороны Севастополя, когда последние моряки, в чистых робах, (по старинному обычаю идущие на смерть должны переодеться во все чистое), ведут последний, безнадежный бой у самой кромки воды. Уже немецкие танки прорвались к самой воде, "но штыки горячие бьют не наугад, их в живых осталось семеро ребят".
Картина Дейнека является одним из самых ярких документов эпохи, пусть это не иллюстрация к конкретному эпизоду обороны Севастополя, ясно так же, что в таком аду не могут остаться белоснежными одежды матросов, но она является одной из наиболее драматичных картин всего российского искусства. Работа была начата в феврале 1942 года, а закончил он её осенью того же года к выставке "Великая Отечественная война".
Шла война и художник никак не мог найти подходящую натуру для центральной фигуры моряка с гранатой и он пригласил на эту роль девушку-физкультурницу с подходящим телосложением. Картина производит сильнейшее впечатление трагизмом происходящего, мужеством наших бойцов, их презрением к смерти и желанием нанести как можно больший урон наступающему врагу.
V. Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.
Диагностическая работа:
Фронтальная работа:
1.С каким событием в истории нашего Отечества 1240 года связано имя А. Невского?
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую землю от тевтонских рыцарей. В 19 лет (в 1242 году) одержал первую значительную победу над шведами в устье реки Невы. За эту победу князя Александра стали называть Невским, а битву на Чудском озере — Ледовым побоищем. (Ледовое побоище)
Дмитрий Иванович — князь московский. На Куликовом поле, за Доном, князь Дмитрий разгромил татарское войско, за что был назван Донским.
2.В каком веке состоялась эта битва? (В 1380 году)
Русские защищали свою Родину и это придавало им особые силы. Бородинское сражение состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. Русской армией командовал генералфельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
3. Бородинское сражение — крупнейшее сражение года между русскими и французскими армиями. В какой войне это сражение стало решающим? (Отечественная война 1812 года)
Индивидуальный опрос. Взаимопроверка (работа в парах). Карточка№ 2. 7 минут
КАРТОЧКА 2 (для индивидуального опроса)
Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелочкой. Напишите те пословицы, в которых говориться о любви к Родине.
Велика святорусская земля, тот истинный герой
Родина краше солнца, не сохраняя её историю
Кто за Родину горой, и стены помогают
Нельзя любить Родину, а везде солнышко
Всякому мила своя сторона
В своём доме дороже золота
2. Определите автора для каждого названия произведения и поставь ту же цифру, что и в названии.
|
|
|
|
|
|||
|
«Куликовская битва» Н. П. Кончаловская
|
|
Подчеркни новое произведение.
3. Подчеркни синонимы к слову Родина –Отечество, родня, Отчизна, держава, россы.
4. Соотнесите имя полководца и битву, которой он руководил, и соедини линией.
Куликовская битва Александр Невский
Бородинское сражение Дмитрий Донской
Ледовое побоище М. И. Кутузов
КАРТОЧКА 2 (для индивидуальной работы) ЭТАЛОН для взаимопроверки
1. Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелочкой. Напишите те пословицы, в которых говориться о любви к Родине.
Велика святорусская земля, тот истинный герой
Родина краше солнца, не сохраняя её историю
Кто за Родину горой, и стены помогают
Нельзя любить Родину, а везде солнышко
Всякому мила своя сторона
В своём доме дороже золота
Максимальное количество баллов- 6
|
|
|
|
||||
«Солдатская песнь» А. С. Старостин
|
|||
|
«Куликовская битва» Н. П. Кончаловская
|
|
Подчеркни новое произведение.
Максимальное количество баллов-4
3. Подчеркни синонимы к слову Родина – Отечество, родня, Отчизна, держава, россы.
Максимальное количество баллов-3
4. Соотнесите имя полководца и битву, которой он руководил, и укажите стрелочкой.
Куликовская битва Александр Невский
Бородинское сражение Дмитрий Донской
Ледовое побоище М. И. Кутузов
Максимальное количество баллов-3
Критерии оценивания
Каждый правильный ответ-1 балл. В задании 16 верных слов ответов.
«5» - 15-16 верных ответов
«4» - 11-14 верных ответов
«3» - 8-10 верных ответов
VI. Подведение итогов урока. Самоанализ.
Случайно ли войны 1812 года, 1941-45 г.г. названы Отечественными?
Продолжи одно из начатых предложений:
1.Сегодня на уроке я узнал(а) о
2.После урока мне захотелось
А)Прочитать книги о
Б) Исследовать материал о
3.Сегодня на уроке я сумел (а)
4.На уроке я похвалил бы себя за:
· Представление материала по теме урока
· За выразительное чтение стихотворения
· За хорошо выполненную проверочную работу.
Домашнее задание —1. Проведите исследование жизни вашей семьи в годы Великой Отечественной войны, оформите и представьте его.
2. Выразительно читать стихотворение, читать материал о Великой Отечественной войне в учебнике окружающего мира с.140-146, рассказы о войне.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.