План урока Мы любим сказки
Оценка 4.7

План урока Мы любим сказки

Оценка 4.7
doc
23.12.2021
План урока Мы любим сказки
план урока Мы любим сказки.doc

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ИЛЛЮСТРАТОРЫ РУССКИХ СКАЗОК».

 

1.

            Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок на тему «Художники-иллюстраторы русских сказок». Необычный потому, что проведем мы его со Светланой Михайловной вдвоем, а речь на нем пойдет о содружестве литературы и живописи.

- Каких художников мы называем иллюстраторами?

- А что такое иллюстрация? Это изображение, поясняющее или дополняющее текст   

   произведения.

            Но те художники, о которых пойдет сегодня речь, рисовали не просто пояснения к тексту сказок. Их картины стали прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими русское и мировое искусство.

 

2.

            Трудно даже перечислить фамилии всех тех художников, которые черпали вдохновение в устном народном творчестве, назовем лишь самые известные – Васнецов, Билибин, Маврина, Малютин, Врубель. Сегодня мы поговорим о картинах Ивана Яковлевича Билибина, Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля.

            На доске вы видите репродукции некоторых картин этих художников. Рассказывать об этих картинах будете вы сами, представив себя в роли экскурсоводов в музее изобразительных искусств. Мы недавно были с вами в музее,  и вы видели, какой нелегкий труд у экскурсовода, как много ему надо знать, хорошо уметь говорить, чтобы увлечь своих слушателей. Но поскольку вы – экскурсоводы  молодые и  начинающие, ваша задача облегчится тем, что вы будете рассказывать только об одном художнике или только об одной картине.

 

3.

            Иван Яковлевич Билибин, как и многие художники, рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажа, огромные лапы старых елей, красные мухоморы, деревянная резьба на крестьянских избах привели художника к мысли иллюстрировать русские сказки. Ранние работы художника были подражательными, напоминали произведения Васнецова, Поленовой. Но Иван Яковлевич много работал, постепенно совершенствовался в мастерстве. Освобождаясь от сторонних влияний, художник сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский» стиль.

            Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке».

            Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

 

4.

            Над этими иллюстрациями мы уже достаточно работали на уроках. Сегодня хочется только подчеркнуть особенности «билибинского» стиля. Это прежде всего яркая, декоративная форма, русские затейливые орнаменты иллюстраций (показать). И еще одна особенность, которую надо подчеркнуть – это передача тонкого юмора, острой иронии русских сказок. Вот иллюстрация «Василиса Премудрая  пляшет». Художник дал царю и боярам отрицательную характеристику. На высоком троне сидит толстый, глуповатый царь, вокруг такие же глупые и смешные бояре. Раскрыв рты от изумления, смотрят они, как танцует прекрасная царевна, а из рукавов у нее вылетают белые лебеди. Выражением лиц, жестами подчеркивает художник комическую сущность образов.

             Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его выдающимся национальным художником.

 

5.

            Переходим к следующему разделу нашей выставки, посвященному творчеству Михаила Александровича Врубеля. Здесь у нас немного иллюстраций, но начнем мы разговор даже не с них. И вот почему. Послушайте:

 

6.

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит,

Глядь: поверх плакучих вод

Лебедь белая плывет…

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает словно пава;

А как речь-то говорит;

Словно реченька журчит.

 

7.

            Это строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане», которые взволновали композитора Римского-Корсакова, написавшего музыку к этой сказке.

 

8.

            Картину «Царевна-лебедь» Михаил Врубель писал, вдохновленный музыкой Римского-Корсакова. Он пытался средствами живописи передать услышанный им сказочный образ.

            Некоторые видели в царевне портрет актрисы, жены художника в сценическом костюме, похожем на оперение чудесной птицы. Это не совсем так. Художник написал фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Красота Царевны-лебедь рождена морской стихией, она как бы соткана из закатных лучей, игры волн, шума прибоя. Только глаза живут на ее лице, и в них безмерная грусть.

            Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нем тоска по земному обличью, по земной любви и радости. Еще миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах.

 

9.

            Переходим в самый большой «зал» экспозиции, посвященный творчеству Виктора Михайловича Васнецова, о котором не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

            Действительно, мало кто из русских художников сумел так понять и передать этот русский дух, как В. М. Васнецов. А началось все в детстве.

 

10.

            Отец Виктора Михайловича, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту земли русской. Маленьким мальчиком Васнецов играл в бабки, пас лошадей в ночном, а на сон грядущий слушал сказки.

            Сказки! Кто не любил их на Руси! «Два крайних возраста человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку, малый слушает. Один припоминает прошедшее, другой гадает о будущем» (Ф. Буслаев).

 

11.

            Минуло детство. Виктор поступил учиться в Академию художеств и очень скоро картинами своими занял почетное место среди художников. Вначале он создавал картины, отображающие современную ему народную жизнь.

            Но жили в сердце художника-северянина детские сказки и упорно не сходили с карандаша. Влекли его народные сказания и былины. Острый интерес ко всему, что было связано с историей народа, не оставлял художника на протяжении всей его жизни. Он любил и знал русское народное творчество.

            Как томимый жаждой путник приходит наконец к живительному источнику, так Васнецов открыл для себя неистощимый родник русской сказки, переосмыслил ее в своих картинах.

 

12.

            Виктор Михайлович хотел, чтобы все, как и он сам, прониклись дивной красотой древней Руси, узнали, приняли сердцем ее историю, поверия, предания, сказки. И это не было прихотью художника. Нет, Васнецов верил свято, что в «сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа». И это был самый верный путь к народу.

            И детское, и взрослое сердце трепещет, увлекаемое бегом серого волка по черно-сказочному лесу, полетом ковра-самолета, завораживающим танцем Царевны-лягушки.

            Картины Васнецова безоговорочно принимают и дети, и взрослые именно потому, что оценивают стремление художника раскрыть средствами живописи глубинные основы русского национального характера.

            Давайте рассмотрим эти картины.

 

13.

            Картину «Иван-царевич на сером волке» Виктор Михайлович Васнецов написал быстро, легко, на одном дыхании – так она увлекла его. Это картина-фантазия, картина-сказка. Здесь есть смелое соединение несовместимого – дремучего заповедного леса и яркой цветущей яблони на первом плане, величавой стати могучего дикого зверя и византийской красоты Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. Посмотрите, как изобразил художник душевность и печаль Елены Прекрасной. Кротко склонила она голову на плечо царевича. Ее голубой атласный наряд отделан золотом, шапочка украшена драгоценными камнями. В шелк, парчу, жемчуг, бархат, сафьян убрал художник свою сказочную царевну.

            Светлым пятном выделяются прекрасные всадники на мрачном фоне враждебного леса.

 

14.

            На картинах Виктора Михайловича Васнецова всегда мало персонажей. Иван-царевич на сером волке, три царевны. А на картине «Снегурочка» героиня одна. Ее одиночество подчеркивается мрачной темнотой леса, который плотно стоит за ее спиной.

            Фон картины как бы разделен на две части, и фигура девочки находится в той и другой.

            Очень своеобразно выписан снег. Он самых разных оттенков – серый, голубой, синий, белый, но везде нетронутый. На снегу видны только тени молодых елочек и следы Снегурочки. Этим самым художник показал, что лес заповедный, в нем никто не бывал. Поза Снегурочки, выражение ее лица хотя и говорит о растерянности, но страха она не испытывает, верит, что ей удастся выйти из сказочного леса.

 

15.

            Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю.

            На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озера, темной стеной стоит лес, сопровождают ковер огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.

            Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

 

16.

            Особенности русского национального характера Виктор Михайлович Васнецов хотел воплотить в женских образах. Ему близки нежные женские образа народных сказок. И он рисовал красоту своих героинь в народном понимании этого слова.

- Какими словами рисуют красавиц в народных сказках?

            Героини характеризуются одинаковыми эпитетами. Эпитет – художественное определение.

            И героини Васнецова имеют точеные лица, соболиные брови, нежный румянец на щеках, величавую походку, как у лебедушки. Они даже похожи друг на друга – и Елена Прекрасная («Иван-царевич на сером волке»), и Снегурочка, и Красна девица («Ковер-самолет»).

 

17.

            На его картине «Три царевны подземного царства» есть именно такая девушка.

            Стоит она поодаль от своих сестер, надменных красавиц в роскошных парчовых нарядах.

            Нежное лицо, печальные глаза, руки, опущенные вдоль тела, скромно украшенное черное платье.

            Три царевны - владычицы золота, драгоценных камней и угля – вышли из своего подземного царства  и застыли в неподвижности у каменной горы.

            Ничего будто не происходит на картине, а любоваться ею можно долго-долго.

 

18.

            Ребята, мы сегодня еще ничего не сказали о картинах, которые наверняка нравятся мальчикам. Это «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами». Они навеяны теми страницами истории, которые нашли художественное отражение в былинах. Подробно о былинах и об этих иллюстрациях мы будем говорить в 6 классе. Но об одной не сказать нельзя хотя бы кратко, потому что это главное произведение всего творчества Васнецова.

19.

            В картине «Богатыри» все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать, благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась «богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный».

            Герои картин – любимые герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Фон картины – типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы. Этот фон дает ощущение беспредельного, бесконечного простора земной шири.

            Фигуры богатырей, расположенные не первом плане, словно вырастая из земли, свидетельствую о неразрывной связи героев со своей родиной.

            Общее впечатление картина оставляет радостное благодаря насыщенным цветам, светлым краскам, которые выбрал художник.

            Главной картиной мы называем ее потому, что работал над ней Виктор Михайлович Васнецов около 25 лет.

 

20.

            Давайте поблагодарим наших юных экскурсоводов, они очень старались рассказать о картинах и честно заработали свои пятерки. Но мне хотелось, чтобы не только они, но и все остальные попробовали испытать себя в этой роли.

            Представьте себе, что один из экскурсоводов рассыпал листы со своей лекцией, и у него пропали некоторые слова. Или – часть слов промокла, размылась под капельками воды. Короче – часть слов утеряна, и мы должны их восстановить. Задача еще и в том, что мы должны как можно точнее подобрать эпитеты (художественные определения) в описании картины В. М. Васнецова «Аленушка» (текст заранее написан на доске).

 

            Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе.

         Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (холодную темную) воду омута.

         (Тихая и грустная родная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осины. (Желтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда.

         Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить ее.

           

21.

            Ну вот, ребята, закончилась наша экскурсия в малую картинную галерею. Думаю, если вы запомнили фамилии этих трех художников и названия их картин, то мы достигли своей цели. А если вы через эти полотна почувствовали еще больший интерес к русским народным сказкам, то это вообще прекрасно.

            Однако, сегодня вы должны и сами попробовать себя в роли иллюстраторов сказочных сюжетов

 

22.

            Слово учителю изо. В этой части урока учащиеся готовят фон будущего рисунка и вырезают из цветной бумаги резную рамку для него.

            Оборудование для этой части урока: цветная бумага, ножницы, краски, вода, поролон.

 

 

23.

            Теперь поговорим о том, что вы будете рисовать.

            Дома вы должны были продумать, эпизод какой сказки будете сегодня иллюстрировать. Поделитесь своими замыслами.

- Учащиеся пересказывают свои эпизоды.

 

24.

            А может быть, вы нарисуете персонажей тех сказок, которые недавно инсценировали. Давайте посмотрим две небольшие сказки из тех, что инсценировали, еще раз.

 

25.

            Самостоятельная работа учащихся – иллюстрирование сказок.

 

 

                                             ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

 

  1. На стендах, стенах, шкафах – иллюстрации к русским народным сказкам.
  2. На доске – иллюстрации, о которых будут рассказывать, портреты Васнецова, Билибина, Врубеля.
  3. На стенде  слова «Сказки! Кто не любил их на Руси!»
  4. Плакаты с цитатами художников:

      «Я сказочник, былинник, гусляр живописи!» 

В. М. Васнецов

 

      «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

В. М. Васнецов  

 

      «Я решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду».

М. А. Врубель

 

5.  Сплетем из слов чудеснейший венок,

      В него вплетем и боль свою, и радость.

      И пригласим друзей услышать нежный слог,

      Испить из родника народного живительную сладость.

                                        

6.   Выставка книг на стеллаже.                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах

Отец Виктора Михайловича, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту земли русской

Отец Виктора Михайловича, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту земли русской

Фон картины как бы разделен на две части, и фигура девочки находится в той и другой

Фон картины как бы разделен на две части, и фигура девочки находится в той и другой

В картине «Богатыри» все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать, благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа

В картине «Богатыри» все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать, благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа

Теперь поговорим о том, что вы будете рисовать

Теперь поговорим о том, что вы будете рисовать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021