Раздел 7 Урок 74 Легенда об озере Шайтанколь. |
Школа |
||||||
Дата |
ФИО учителя: Жунусова Ж.С. |
||||||
Класс 5 |
Количество присутствующих |
Количество отсутствующих |
|||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке |
1) Ч2.Определять основную мысль на основе содержания и композиции. 2) Ч3. Понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей. |
||||||
Цель урока: |
Все учащиеся смогут: определять основную мысль текста на основе содержания и при помощи выделения ключевых слов; применять слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова при составлении предложений с однородными членами с опорой на текст . |
||||||
Большинство учащихся смогут: определять основную мысль на основе содержания и композиции; применять слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, приводить свои примеры при составлении предложений с однородными членами по теме урока. |
|||||||
Некоторые учащиеся смогут: рассуждать об основной мысли текста на основе содержания и композиции; применять слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, , приводить свои примеры из личного опыта, аргументировать свой ответ, анализируя предложения с синтаксическими единицами, используемыми автором для различных целей. |
|||||||
Языковая цель |
Учащиеся смогут понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей. |
||||||
Предметно-специфический словарь и терминология: Тема текста, содержание, композиция, прямое/переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, синтаксические единицы/однородные члены предложения/. |
|||||||
Полезные фразы для диалога/письма: |
Я думаю.., согласно мнения автора…, |
||||||
Предыдущее обучение: |
Тема текста, слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, однородные члены предложения. |
||||||
План |
|||||||
Планируемое время |
Запланированные задания |
Ресурсы |
|||||
Начало 2 мин
2мин
1мин
1мин
1 мин 1 мин |
1. Приветствие.Создание коллаборативной среды. Психологический настрой на урок. Игра «Пери, дракон и батыр». Цель: 2. Вхождение в тему: Изображения легенд, знакомых детям: Окжетпес, Или и Каратал, Бурабай, домбра, Байтерек.
Скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что по-вашему объединяет все эти картинки? Стратегия «Ассоциации» Цель: настрой на тему урока. ФО «Похвала учителя» Подведение итогов: Что такое легенда? Назовите синонимы этого слова. Миф, предание, сказание. 3. Сообщение темы урока, целей. 4. Деление на группы по картинкам с изображением легенд |
Презентация, стикеры,
Слайд с изображением картинок
Картинки |
|||||
Середина
1 мин
2мин
15 мин
5 мин
10 мин
|
1. Предтекстовый этап Стратегия «Глоссарий» Цель: подготовить учащихся к восприятию текста; развивать ассоциативное мышление, исследовательские навыки учащихся Задание: -назовите слово ЛЕГЕНДА на казахском и русском языках – legend, аңыз . -соотнесите слова из текста с их лексическим значением. Шайтан – черт Аксакал – старец Аулие – святой Самопроверка по слайду. ФО «Большой палец» 2. Работа с текстом. Стратегия «Прогнозирование». При чтении названия учащимся предлагается сделать прогноз. 1.Легенда о Шайтанколе Прием «Чтение с остановками» 2. Эту легенду, с которой связано название озера, мне рассказал 94-летний Аринов Ахметбек. Аксакал слышал ее в детстве от старожилов. 3.Летом в наши края приходил святой Жиренсакал аулие (аулие в переводе с казахского - святой). Он бродил по нашим лесам. Пристанищем его была большая гора Пик комсомола, которая раньше носила имя этого святого – Жиренсакал аулие. 4.Как-то рано утром Жиренсакал аулие пошел на Шайтанколь. Смотрит, а там, в озере купаются какие-то существа похожие на людей. Они были желтого цвета. 5.Святой не стал приближаться к ним, а наблюдал со стороны. Увидел, что все эти существа обращаются к одному - похожему на мужчину с невнятными словами: «Аплит, аплит». Святой незаметно ушел. На следующий день он опять пришел на Чертово озеро и увидел ту же картину, но уже все обращались к существу в женском образе со словами: «Жаплит, жаплит». 6.Святой догадался: «Так это же шайтаны, которые размножаются! Аплит, видимо, отец, а Жаплит - мать». 7.Он прочитал молитву и закричал на них. 8. Тогда шайтаны исчезли. 9.После этого случая святой не раз приходил на озеро, ночевал там, но шайтанов больше не встречал. 10.Вот поэтому озеро и называется Шайтан коль.
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?". чтение — вопросы по тексту — предположения. Составить вопросы Кубик Блума
Учащиеся составляют вопросы на каждом этапе, задают их участникам другим групп. Эту работу можно организовать по группам. На одном этапе текста вопросы задает только одна группа. ФО «Аплодисменты»
3. Работа по усвоению текста. Прием «Три предложения» Описание: в основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий изучение нового материала занимательным, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Прием позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.
Цель: определить основную мысль текста на основе композиции, выявляя структурные части. Критерии: 1. Определяет основную мысль текста на основе композиции. 2. Выявляет структурную часть, в которой выражена основная мысль. Задание: Изложите «главное» в тексте с помощью трех простых предложениях. Определите основную мысль. Дескрипторы 1. Читает текст и определяет ключевые слова. 2. Выделяет микротему каждого абзаца. 3. Выражает композицию текста в 3-х предложениях. 4. Выявляет структурную часть, в которой выражена основная мысль текста. 5. Обосновывают свою точку зрения. ФО «Взаимооценка».
Физминутка «придумать по мотивам казахских легенд»
4. Послетекстовый этап. Стратегия «Карусель» (групповая форма работы) Цель: 1. Понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей. Критерии: 1. Понимают применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей. Задание: Найдите в тексте слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова/при наличии/. Выпишите однородные члены. Аргументируйте, с какой целью автор использует их в тексте. Приведите свои примеры. Дескрипторы: 1. Находят в тексте слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова/при наличии/. 2. Выписывают однородные члены. 3. Приводят доказательства, с какой целью автор использует их в тексте. 4. Составляют предложения с использованием слов с прямым и переносным значением, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов/при наличии/ с использованием синтаксических единиц.
ФО «Комментарии учителя» |
Слайд со словами Карточки со значениями
Текст, разделенный на части
Кубик Блума Постеры Маркеры
Текст Постеры Маркеры
Маркеры разного цвета для групп
Лист с заданиями
|
|||||
Конец 3 мин
1мин
|
Рефлексия деятельности «Лесенка успеха»
Вы узнали, что Шайтанколь находится в горах. Наша лесенка сегодня один из способов приблизиться к этому таинственному месту. И она нам покажет, насколько близко вам удалось приблизиться к нему. Тут 7 ступенек. Расположите себя на той ступеньке, которая соответствует количеству выполненных заданий. Обратная связь «Рюкзачок».
Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Домашнее задание по уровням сложности. Другой текст легенды про Шайтанколь. А: Прием «Ключевые слова». Выпишите из текста ключевые слова и понятия, которые помогут вам усвоить текст и понять основную мысль. Определите в структуре данного текста ту часть, в которой находится основная мысль, и подчеркните ее. Составьте 3 предложения с использованием лексических единиц с опорой на текст. В:Прием «Верные-неверные утверждения». Составьте верные и неверные утверждения по тексту, чтобы проверить понимание текста одноклассниками, составьте план. Определите в структуре данного текста ту часть, в которой находится основная мысль, и приведите доказательства. Используйте слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова при составлении утверждения. С: Прием «Логические цепочки» Составьте хронологическую последовательность событий в тексте и обоснуйте, как это может отразиться на композиции. Определите в структуре данного текста ту часть, в которой находится основная мысль, и обоснуйте свою позицию примерами из текста и из личного опыта. В качестве аргументов используйте как слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова из текста, так и свои примеры. |
Лестница успеха
Текст Задание по уровням
|
|||||
Дополнительная информация |
|||||||
Дифференциация – каким образом вы планируете представить закрепление темы? Как вы планируете озадачивать более сильных учащихся? |
Оценивание – как вы планируете проверить обучение учеников? |
Межпредметные связи Проверка здоровья и безопасности озадачивать более сильных учащихся? Информационно-коммуникационные технологии Ценности |
|||||
Дифференциация предусматривается при работе с текстом, при составлении вопросов по кубику Блума. Задания для работы в группе построены с увеличением сложности материала. Домашнее задание ориентировано на учащихся групп А, В, С. |
Формативное оценивание предусматривается на сех этапах урока, после выполнения каждого задания. Для некоторых заданий разработаны критерии и дескрипторы. |
Казахский язык, английский язык, информатика. краеведение. В середине урока планируется выполнение физминутки с учетом возрастных особенностей учащихся. Все задания на уроке построены по принципу спиральности от простого к сложному и направлены на совершенствование навыков работы с текстом. Урок проводится при поддержке ИКТ. |
|||||
|
|
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.