УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала № 4
ФКП образовательного учреждения № 277
_______/Гапон Г.Г./
«___» __________ 2020 г.
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ № 35
Группа № 7А Профессия: «Пекарь»
Мастер производственного обучения: Семиловская Е.Г.
Тема программы: Выпечка изделий.
Тема урока: Подбор режима выпечки и выпечка изделий из слоёного теста.
ЦЕЛИ УРОКА
Обучающая: Способствовать формированию и развитию умений и навыков выпечки изделий из слоёного теста соблюдением технологических параметров, производить подбор режима выпечки и выпечку изделий из слоёного теста.
Развивающая: Развить у будущих производственников умения применять полученные теоретические знания на практике, контролировать свои действия, развить творческое мышление, навыки самоконтроля, дисциплинированность, культуру труда и общения, уверенность в своих силах.
Воспитывающая: Воспитывать познавательный интерес к профессии, осознанной потребности в труде, творческого начала, понимания значения профессиональных знаний, воспитание активности и самостоятельности при выполнении работ, бережного отношения к оборудованию и материалам.
Тип урока: Урок изучения трудовых приёмов и операций
Вид урока: Лекция, учебный практикум
Оборудование и инвентарь: Столы разделочные, весы, миска, скребки. МТМ-65, ПВГ-600, ШРЭ-2.1, ХПЭ-500, электроплита, листы пекарские.
Дидактическое оснащение: инструкционная карта № 37 «Слойка с марципаном», калькуляторы.
Сырьё: согласно инструкционной карте № 37 «Слойка с марципаном».
Форма организации учебно-производственного труда обучающихся (на разных этапах урока)
Вводный инструктаж – фронтальная;
Текущий инструктаж – бригадная;
Заключительный инструктаж – индивидуальная.
Методы производственного обучения:
· словесный: объяснения, беседа
· наглядный: демонстрация презентации готового изделия.
· практический: выполнение упражнений
· рефлексивный: рефлексия содержания учебного материала
Межпредметные и внутрипредметные связи «Технология хлебопекарного производства», «Оборудование хлебопекарного производства», «Сырьё и материалы хлебопекарного производства», «Экономика отрасли и предприятия».
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА 10мин.
1.Проверить по журналу явку обучающихся.
2.Проверить внешний вид обучающихся (спец. одежда)
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ 30мин.
2.1. Сообщение темы программы и темы урока, учебной цели урока
- Сообщить тему программы «Выпечка изделий»
- Сообщить тему урока «Подбор режима выпечки и выпечка изделий из слоёного теста».
2.2 Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
2.3 Объяснение нового материала:
Ø Демонстрация (презентация) образца готового изделия
Ø Разобрать ИК № 37 (приложение 1).
Ø Режимы выпечки изделий из слоёного теста (приложение 2).
Ø Подготовка листов пекарских
Ø Расчёт процента упёка
Ø Разделить группу на 2 бригады
Ø Выход в учебную мастерскую
Ø Провести инструктаж по технике безопасности перед началом работы, во время работы, в аварийной ситуации, по окончании работ
Ø Заполнить журнал инструктажей по ТБ
Ø Произвести замес теста и слоение теста
Ø Произвести разделку теста
Ø Произвести выпечку слойки с марципаном
III. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ 225 мин
Самостоятельная работа обучающихся (по бригадам):
1. Подготовить рабочее место
2. Получить сырьё, произвести дозирование и подготовку сырья.
3. Произвести замес безопарного теста
4. Приготовить марципановую начинку
5. Проконтролировать брожение теста.
6. Определить готовность теста к обминке
7. Произвести обминку.
8. Подготовить пекарские листы.
9. Определить готовность теста к слоению (соблюдение температурного режима слоения)
10. Произвести подбор режима выпечки для изделий из слоёного теста по таблице (включить печь)
11. Определить готовность теста к разделке органолептическим методом.
12. Произвести разделку теста для слойки с маципаном.
13. Определить готовность тестовой заготовки к выпечке.
14. Произвести выпечку изделия с соблюдением параметров выпечки.
15. Приготовить сахарный сироп для отделки готового изделия.
16. Определить готовность рулетиков органолептическим методом.
17. Осуществить контроль качества.
18. Выполнить отбраковку изделий.
19 . Произвести отделку готовых изделий
20. Произвести расчёт процента упёка.
Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
Первый обход:
Цель: проверить подготовку рабочего места у каждой бригады.
Второй обход:
Цель: проверить правильность дозирования и подготовки сырья к производству у каждой бригады.
Третий обход:
Цель: проверить правильность выполнения операций по приготовлению теста у каждой бригады.
Четвёртый обход:
Цель: проверить правильность операций по приготовлению марципановой начинки у каждой бригады.
Пятый обход:
Цель: проверить правильность операций по разделке слойки с марципаном у каждого обучающегося.
шестой обход:
Цель: проверить правильность подбора режима выпечки для слойки с марципаном у каждой бригады.
Шестой обход:
Цель: провести приёмку и оценку выполненных работ.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ: 15 мин.
1. Подвести итоги работы за день:
2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося:
3. Разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучающихся и причины их возникновения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Рефлексия содержания материала (приложение 3)
5. Сообщить домашнее задание:
- Изучить инструкционную карту № 40 «Сочни»
- Произвести расчёт сырья на 20 шт изделий для приготовления сочней с творогом.
- Произвести расчёт массы упёка и процент упёка по ИК.
6. Уборка рабочих мест: 20 мин.
Мастер п/о Семиловская Е.Г.___________
КОНСПЕКТ УРОКА
Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем изучать раздел нашей программы «Выпечка изделий», И тема сегодняшнего урока «Подбор режима выпечки и выпечка изделий из слоёного теста». Будем выпекать слойку с марципаном. В приготовлении этого изделия используется начинка, которую нужно приготовить. Готовить начинку нужно сразу, после того, как произведёте замес теста. А так же для отделки готового изделия мы используем сахарную пудру или приготовим помаду.
На слайде у вас показан образец готового изделия, которое должны вы сегодня выпечь.
Помним что на уроках «Выпечка изделий» нам с вами нужно очень быстро разбирать ик, возможные ошибки и методы устранения, т.к. в отличие от предыдущих уроков, у нас остаётся меньше времени на теоретическую часть, за счёт того, что теперь помимо подготовки сырья, замеса и разделки мы ещё должны произвести выпечку изделий, отбраковку и, если необходимо, отделку готовых изделий, а это ещё дополнительно к практической работе плюс час-полтора.
Итак, начинаем с проверки домашнего задания. Я вам называю сырьё и количество сырья на 20 изделий, вы в своих ик отмечаете: если правильный расчёт ставите «+» напротив количества, если неправильный «-». Исправленные цифры считаю за неправильное решение.
Какое тесто заводим для слойки с марципаном?.... Безопарное. Вес тестовой заготовки?.... 125 г. Вес готового изделия?..... 120 г. Вес начинки?.... 15 г. Как приготовить начинку? ….. 1. Ядра орех обжарить, остудить и измельчить. 2. Измельчённые орехи смешать с сахаром и яйцом
Процент и масса упёка?....Масса 5 г, % - 2.
После выпечки рассчитаем процент упёка нашего изделия в натуре.
В конце урока ИК с расчётами и с фамилиями сдаёте мне на проверку.
Расскажите режим выпечки, который мы должны применить к нашему изделию сегодня …. Предварительно произвести нагрев печи до t 240…250 0С. Поместить листы с тестовыми заготовками на под печи и сразу закрыть дверки печи.
Выпекать 3…5 минут, затем снизить t до 220…200 0С и выпекать ещё в течение 10…15 минут.
При необходимости - отключить верхние или нижние тены.
Кто ответит, почему при выпечки изделий из слоёного теста печь должна быть нагрета до такой температуры?.... При более высокой температуре выпекать нельзя, т.к образуется корочка и изделия плохо пропекаются. Если температура ниже, то изделия прогреваются медленно и масло может вытечь.
Для слойки с марципаном мы должны подготовить листы. Подготовкой листов надо заниматься сразу, после обминки теста, а печь включить перед смазкой листов. Листы необходимо слегка смазать, растительным маслом или использовать бумагу для выпечки.
Сегодня всю работу, так же, как и на предыдущих уроках, вы выполняете бригадным методом. Готовность булочек будем определять органолептическим методом. После выпечки произведём отбраковку, произведём взвешивание горячего изделия и рассчитаем процент упёка.
Каждый этап вашей работы сегодня будет оцениваться обычными отметками от 1 до 5 и заноситься в таблицу оценок. В выполнении трудовых приёмов и операций будет учитываться время выполнения и качество выполнения, а так же будут выставляться косвенные оценки и оценки за тест.
Напоминаю - оценки будут выставляться по общей работе бригады. Такую оценку, какую получает бригада в общем, такую оценку получает каждый индивидуально в журнал.
Выход в учебную мастерскую.
- Целевой инструктаж при работе на мукопросеивателе ПВГ-600
- Целевой инструктаж при работе на машине тестомесильной МТМ – 65
- Целевой инструктаж при работе на расстойном шкафу ШРЭ-2.1
- Целевой инструктаж при работе на печи хлебопекарной ХПЭ-500
- Целевой инструктаж при работе на электроплите
- Заполнить журнал по ТБ.
Задание:
Сейчас, каждая бригада начинает работать, соблюдая все стадии технологического процесса производства.
Кому что - то непонятно спрашивайте, я объясню ещё раз……..
Каждая бригада……………………………………………………………………………….
производит замес безопарного теста;
Самостоятельная работа обучающихся (каждая бригада)
- Дозирование сырья
- Подготовка сырья:
самостоятельная работа обучающихся на ПВГ-600 просеивание муки: соблюдение ТБ перед началом работы, загрузка мукопросеивателя, ТБ во время работы, ТБ по окончании работ.
- Замес теста:
самостоятельная работа обучающихся на МТМ - 65: соблюдение ТБ перед началом работы, ТБ во время работы, ТБ по окончании работ.
- Приготовление начинки
самостоятельная работа обучающихся на электроплите: соблюдение ТБ перед началом работы, ТБ во время работы, ТБ по окончании работ.
- Подготовка пекарских листов
- Включение печи, согласно температурного режима выпечки изделий из слоёного теста
самостоятельная работа обучающихся на ХПЭ - 500: соблюдение ТБ перед началом работы, ТБ во время работы, ТБ по окончании работ.
- Определение готовности теста для разделки
- Разделка теста
- Окончательная расстойка
- Установить готовность тестовой заготовки к выпечке органолептическим методом (изменение объёма, формы и реологических свойств теста):
самостоятельная работа обучающихся на ШРЭ – 2.1: соблюдение ТБ перед началом работы, ТБ во время работы, ТБ по окончании работ.
- Посадка листов с тестовыми заготовками на под печи
- Выпечка
- Определение готовности булочек
- Выемка готовых изделий из печи, с использованием СИЗ:
самостоятельная работа обучающихся на ХПЭ - 500: соблюдение ТБ перед началом работы, ТБ во время работы, ТБ по окончании работ.
- Отбраковка изделий
- Отделка готовых изделий пудрой или помадой
- Взвешивание слойки
Изделия мы с вами выпекли, горячие булочки взвешали, сейчас идём в класс т\о, произведём расчёт процента упёка, определим, вложились мы в норму или нет, если нет, то почему. Разберём ошибки, которые были допущены во время урока, после чего я выставлю вам оценки и запишем домашнее задание.
Кабинет т\о.
Расчёт процента упёка.
Каждая бригада производит расчёт по своим данным. А потом разберём ваши цифры.
Разбор ошибок при выполнении работ в мастерской.
Выставление оценок.
В течение изучения раздела «Выпечка изделий», подводя итоги урока, я, как на прошлом занятии, буду проводить рефлексию содержания материала. И по окончании раздела подведём итоги, что у нас получилось. Я вам раздам карточки с облаком «тегов», которые необходимо дополнить, каждый выбирает 2-3 предложения и отвечает устно, продолжив предложение.
Всё хорошо, я рада, что сегодня так же как и прошлый урок прошёл в такой позитивной обстановке.
Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание:
- Изучить инструкционную карту № 40 «Сочни»
- Произвести расчёт сырья на 20 шт изделий для приготовления сочней с творогом.
- Произвести расчёт массы упёка и процент упёка по ИК.
Урок закончен. Спасибо.
Приложение 1.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 37
НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ: Слойка с марципаном
КОЛИЧЕСТВО СЫРЬЯ НА ОДНО ИЗДЕЛИЕ:
для теста: мука в/с – 0,053 кг, дрожжи сухие - 0,0015 кг, сахар – 0,008 кг, маргарин – 0,015 кг, соль – 0,001, яйцо – 0,009 кг, вода – 0,016 кг
для слоения: маргарин – 0,011 кг
для начинки: сахар – 0,002 кг, яйцо – 0,003 кг, арахис – 0,005 кг
для смазывания полуфабриката: яйцо – 0,002 кг
для отделки готового изделия: сахарная пудра – 0,006 кг, вода – 0,002 кг
для смазки листов: масло растительное – 0,001 кг
выход теста: 0,115 кг
выход начинки: 0,010 кг
выход полуфабриката: 0,125 кг
выход готового изделия: 0,120 кг
Порядок выполнения упражнений |
Инструкционные указания |
|
1. Организация рабочего места. |
Подготовить инвентарь и оборудование. Получить и дозировать сырьё. |
|
2. Подготовка сырья.
|
1. Просеять муку 2. Подогреть воду до t 30 С 4. Приготовить дрожжевую суспензию. 5. Приготовить солевой раствор. 6. Приготовить сахарный раствор. 7. Растопить маргарин. Произвести подготовку яиц: 1. Проверить яйца на овоскопе 2. Замочить в воде при t 40…45 С на 5…10 мин. 3. Обработать любым разрешённым моющим раствором 4. Дезинфицировать разрешённым дезинфицирующим средством 5. Ополоснуть проточной водой не ниже t 50 С Затем яйца разбивают в отдельную посуду, отделяя белки от желтков, и, поверив их доброкачественность, процеживают через сито (ячейки не более 3 мм) |
|
3. Приготовление теста |
1. В приготовленную дрожжевую суспензию добавить муку и остальное сырьё. 2. Производим замес теста в течение 6…20 минут. 3. Тесто должно быть мягким, эластичным. 4. Оставляем тесто для брожения на 1…1,5 ч. 5. Производим обминку теста в течение 1…2 мин. 6. Оставляем для брожения на 20…30 мин. В прохладном месте 7. Определяем готовность теста для разделки органолептическим методом. Температура теста для слоения должна быть не выше 20оС |
|
4. Приготовление марципановой начинки |
1. Ядра орех обжарить, остудить и измельчить. 2. Измельчённые орехи смешать с сахаром и яйцом |
|
5. Слоение теста |
1. Маргарин размягчить (температура маргарина должна быть 10…20оС) 2. Охлажденное тесто раскатывают толщиной 1 см и укладывают размягчённый маргарин и заворачивают конвертом. 3. Раскатывают тесто в пласт и заворачивают в три слоя, затем снова раскатывают, подпыливают мукой и снова заворачивают в четыре слоя и так далее, до образования нескольких слоёв. 4. Затем тесто подпыливают мукой, заворачивают в 4 слоя, подпыливают мукой, перекладывают в холодильник, не менее чем на 40 мин. для отлёжки |
|
6. Разделка теста |
Смазать листы маслом. Разделку теста производят при температуре 20…22оС. 1. После отлёжки тесто раскатывают толщиной 4 мм. 2.Раскатанная лента теста делится на треугольники (ширина основания треугольника 10 см, длина 15 см), вес 0,115 кг затем на основание треугольника кладётся начинка и тестовые заготовки закручиваются в рогалик. 3. Дать тестовым заготовкам расстояться при комнатной температуре 5-10 мин. 4. Определить готовность тестовой заготовки к выпечке органолептическим методом. |
|
7. Выпечка |
1. Предварительно произвести нагрев печи до t 240…250 0С 2. Поместить листы с тестовыми заготовками на под печи и сразу закрыть дверки печи. 3. Выпекать 3…5 минут, затем снизить t до 220…200 0С и выпекать ещё в течение 10…15 минут. При необходимости - отключить верхние или нижние тены. 4. Определить готовность изделия органолептическим методом. |
|
8. Отделка готового изделия |
Готовые изделия посыпать сахарной пудрой или покрыть глазурью. |
|
8. Требования к качеству изделия |
Параметры готового изделия: Форма — в виде рогаликов с прямыми или закрученными концами, с видимыми слоями и рельефами Поверхность: соответствующая виду изделий без подгорелостей, шероховатая. Цвет: от светло-жёлтого до золотисто-коричневого цвета без загрязнений. Состояние мякиша: пропечённый, не влажный на ощупь, эластичный без комков и следов непромеса, с вырвженными слоями. Вкус и запах: свойственный данному виду изделий без постороннего привкуса и запаха. Начинка не вытекшая Отклонение массы готового изделия не должно превышать 3-5%. |
|
Разработчик: мастер производственного обучения Семиловская Е. Г.
Приложение 2.
Режимы выпечки изделий из слоёного теста.
Выпечка изделий из слоёного теста |
Слоёные изделия выпекают при более высокой t 260..270С, чтобы ускорить выпечку и предотвратить вытекание масла. |
Приложение 3.
Приложение 4.
Критерии оценивания
№ бригады и Ф.И. обучающихся |
Организация рабочего места |
Соблюдение Т.Б. и личной гигиены |
Практическое задание |
Косвенные показатели |
Итого |
Бригада № 1
|
|
|
|
|
|
Бригада № 2
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки трудовой деятельности
обучающихся при приготовлении хлеба пшеничного.
Оценка |
Показатели трудовой деятельности |
5 |
Безошибочное. Самостоятельное выполнение всех приемов при приготовлении хлеба пшеничного из муки 2 с Правильная организация рабочего места. Соблюдение технологического процесса производства. Соблюдение режима выпечки для хлеба формового из пшеничной муки 2 с. Соблюдение требований техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. |
4 |
Правильное самостоятельное выполнение всех приемов при приготовлении хлеба пшеничного из муки 2 с. Правильная организация рабочего места. Незначительные нарушения режима выпечки для хлеба формового из пшеничной муки 2 с. Соблюдение требований техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. |
3 |
Выполнение приемов работы с помощью товарища по бригаде. Наличие незначительных нарушений технологического процесса производства, которые можно исправить, нарушение режима выпечки для хлеба формового из пшеничной муки 2 с. Незначительное нарушение в организации рабочего места. Соблюдение требований техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены. |
2 |
Наличие грубых нарушений технологического процесса производства. Нарушение режима выпечки. Несоблюдение организации рабочего места, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.