ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ- 9 кл. ТЕМА: §12. Щелочноземельные металлы
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
03.05.2019
Цель урока:
1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов;
2. Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.
Тип урока - урок освоения нового материала.
Методы обучения:
Частично-поисковый;
Межпредметная беседа.
Задачи
I Обучающие:
Описывать физические свойства ЩЗ металлов;
Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения ЩЗ металлов.
II Развивающие:
Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании ЩЗ металлов;
III Воспитательные:
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учителя. Готовность к уроку. Что вы видите на картинки. Что их объединяет? Металлы.
II Актуализация знаний
Давайте вспомним все то, что знаем о металлах («Знаю»). Металлы располагаются в нижней левой части ПС, обладают металлическим блеском, хорошо проводят электрический ток, а также изучили свойства щелочных металлов. А что мы еще не изучили? Предполагают, щелочноземельные металлы и подгруппа алюминия. Итак, какова же тема урока сегодня? Щелочноземельные металлы. Значит, что мы хотим узнать? Физические свойства, химические свойства и применение. Целью нашего урока будет: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать о применении щелочноземельных металлов.
пар.12-химия.doc
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ 9 кл.
ТЕМА: §12. Щелочноземельные металлы
Джабраилова Х.Д.
Цель урока:
1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов;
2. Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.
Тип урока урок освоения нового материала.
Методы обучения:
Задачи
Частичнопоисковый;
Межпредметная беседа.
I Обучающие:
Описывать физические свойства ЩЗ металлов;
Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения
ЩЗ металлов.
II Развивающие:
Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании ЩЗ
металлов;
III Воспитательные:
I Организационный момент
Ход урока
Приветствие учителя. Готовность к уроку. Что вы видите на картинки. Что их
объединяет? Металлы.
II Актуализация знаний
Давайте вспомним все то, что знаем о металлах («Знаю»). Металлы
располагаются в нижней левой части ПС, обладают металлическим блеском, хорошо
проводят электрический ток, а также изучили свойства щелочных металлов. А что мы
еще не изучили? Предполагают, щелочноземельные металлы и подгруппа алюминия.
Итак, какова же тема урока сегодня? Щелочноземельные металлы. Значит, что мы хотим
узнать? Физические свойства, химические свойства и применение. Целью нашего урока
будет: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать
о применении щелочноземельных металлов. Физические свойства ЩЗ металлов. Как вы думаете, какими физическими
свойствами будут обладать щелочноземельные металлы? Предполагают: металлический
блеск, мягкость (по аналогии со щелочными), невысокая плотность. У вас на столах
есть инструктивная карточка. Прочитайте текст. Что общего между ними? Имеют
серебристый цвет, и все мягкие, кроме бериллия).
Что обуславливает химические свойства щелочноземельных металлов? Наличие 2
электронов на внешнем энергетическом уровне. Как вы думаете, с чем будут реагировать
щелочноземельные металлы? Могут предположить: с водой, кислотами, кислородом.
Химические свойства ЩЗ металлов.
Давайте рассмотри химические свойства. Для этого разделимся на три группы (по
колонкам). Откройте §51 стр.237. I колонка запишет химические свойства с кислородом и с
галогеном на примере магния. 2Me + O2 = 2MeO (оксид), 2Mg + O2 = 2MgO. Посмотрим,
как сгорает магний (демонстрационный опыт: горение магния (показывает ученик)).
Me + Hal2 = MeHal2 (галогениды), Mg + Cl2 = MgCl2.
II колонка – с серой и с азотом на примере кальция. Me + S = MeS (сульфид), Sr + S = SrS;
Me + N2 = Me2N3 (нитрид), Sr + N2 = Sr2N3. III колонка – с водородом и с водою на примере
кальция. Mе + H2 = MеH2 (гидрид), Ca + H2 = CaH2; Ме + 2Н2О = Mе(OH)2 + H2, Ca + 2Н2О
= Ca(OH)2 + H2.
Еще ЩЗ металлы будут взаимодействовать с кислотами. Посмотрим, как магний
будет взаимодействовать с соляной кислотой (демонстрационный опыт: взаимодействие
H2↑.
магния с кислотой (показывает ученик)). Внимание на слайд! Me
+ кислоты = соль +
Какие продукты образовались в результате реакции? Хлорид магния и выделяется
водород. Mg + 2HCl = MgCl2 + H2.
Нахождение щелочноземельных металлов в природе и соединения
Как вы думаете, где в природе можно встретить
щелочноземельных металлов.
щелочноземельные металлы в чистом виде? Нигде, т.к. в чистом виде они не встречаются
ввиду своей высокой химической активности. У вас на столах лежат листочки.
Просмотрите текст глазами (15 секунд). Сейчас я показываю вам картинку, а вы, пользуясь
текстом, который лежит у вас на столах, будете рассказывать, где встречается и
используется данный металл. Отвечают, используя текст на столах.
III Закрепление
Сегодня мы с вами изучили щелочноземельные металлы. Что вы узнали о них?
Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока? Да, достигли, мы узнали их физические и химические свойства, нахождение их в природе и применение. А теперь
«Заполним пропуски!». Домашнее задание. §51; подготовить об истории открытии ЩЗ
металлов по вариантам: I вариант – Be, II вариант – Mg, III вариант – Ca, IV вариант – Sr, V
вариант – Ba, VI вариант – Ra.
Инструктивная карточка «Физические свойства, применение и
нахождение ЩЗ металлов и их соединений»
Бериллий твердый металл светлосерого цвета. Встречается в природе в виде
минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей:
изумруда, аквамарина,
александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде
соединения высокотоксичные (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе
приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике.
Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость,
делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика.
Потребность в нём с каждым годом растёт.
Магний мягкий, серебристобелый металл. Был впервые получен Деви в 1808 году
из белой магнезии (магнезит MgCO3) – минерала, найденного близ греческого города
Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому
элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой
солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в
качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются,
обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной,
ракетной
технике.
Кальций
мягкий серебристобелого цвета. Занимает пятое место по
распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента
происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень».
Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также
в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в
строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков.
Также кальций содержится в костях и зубах человека.
Стронций мягкий, ковкий и пластичный серебристозолотого цвета. Встречается
реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» сульфат
стронция, образован розовокрасными, бледноголубыми кристаллами. Своё название он
(стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце
XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO3. Основные области применения
стронция и его химических соединений — это радиоэлектронная промышленность,
пиротехника, металлургия
Барий мягкий металл серебристобелого цвета. Встречается в виде барита BaSO4
(«барис» тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в
кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления
фотобумаги, выплавке специальных окон.
благодаря нерастворимости и
BaSO4 способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике –
баритовая каша.
Радий блестящий металл серебристозолотого цвета.
Используют для изготовления светящихся красок постоянного свечения (для
разметки циферблатов авиационных и морских приборов, специальных часов и других
приборов).
Заполни пропуски!
1.
Ca + … = 2CaO
2. … + … = Be3N2
3. Mg + … = MgSO4 + …
Д/з. параграф 12, стр.50
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ- 9 кл. ТЕМА: §12. Щелочноземельные металлы
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ- 9 кл. ТЕМА: §12. Щелочноземельные металлы
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ- 9 кл. ТЕМА: §12. Щелочноземельные металлы
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ- 9 кл. ТЕМА: §12. Щелочноземельные металлы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.