План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
труд
8 кл
04.03.2017
В данном конспекте урока рассматривается лоскутное шитье, как один из видов рукоделия. В наше время многие увлекаются модным рукоделием – лоскутным шитьем. Как определить основное волокно ткани? Ответ на данный вопрос можно найти в данной работе. Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой последовательный поэтапный процесс. Рассмотрим особенности изготовления корпе.План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
Лоскут пласт.doc
Учитель технологии первой категории
КГУ «Белгородская ОШ»
Шоляк Татьяна Александровна
План – конспект урока технологии 8 класс
Тема урока: Лоскутная пластика.
Цели:
Образовательная: изучить новый материал, рассмотреть инструменты и
приспособления для выполнения лоскутного шитья, научиться выполнять
изделие данной техникой.
Развивающая: рассмотреть историю происхождения лоскутного шитья,
название этой техники у разных народов, рассмотреть мотивы орнаментов для
лоскутных изделий, развивать аккуратность, эстетический вкус.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к предметам и
приспособлениям,
дисциплинированность в учебной мастерской.
воспитывать
чувство
взаимопомощи,
Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять
самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств.
Развивать представление о народном творчестве, потребности в трудовой
деятельности, самовоспитании и самореализации.
Методическое оснащение урока:
Материальнотехническая база:
1.
инструменты и приспособления, материалы.
кабинет,
швейные машины,
2.
Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, инструкционно
образцы объектов труда, материалы для
технологические карты,
контроля знаний учащихся.
Методы обучения: контроля и учета, объяснительноиллюстративный,
инструктаж. Формы обучения: работа с инструкционно технологическими картами,
инструктаж – вводный, текущий и заключительный.
Объект труда: изделие (прихватки, наволочки, дорожка)
Межпредметные связи: математика, черчение.
Используемая литература:
Сатимбекова М. «Город мастеров», Алматы, «Шикула и К» 2004 год
Нагель И. «Художественное лоскутное шитье» Москва, «школьная пресса»
2003 год
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся,
заполнение классного журнала, проверка готовности к уроку, настрой
на работу, ознакомление с планом урока.
Настрой учащихся на работу (сообщение темы и цели урока)
/ приложение, слайд 1/ .
2. Новый материал.
А) Сообщение познавательных сведений:
Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор
/ приложение, слайд 2/.
Б) История возникновения
До недавнего времени принято было считать, что лоскутное шитье
возникло в Англии, затем переселенцы «занесли» этот вид рукоделия в
Америку, где оно получило широкое развитие, обретя со временем статус
национального искусства. Однако можно предположить, что лоскутное шитье
как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где
работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное
отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья
из лоскута.
Лоскутное шитье, как один из видов рукоделия, существует давно. В наше время многие увлекаются модным рукоделием – лоскутным
шитьем. У народов Средней Азии – казахов и киргизов, он называется «курак»
/ приложение слайд 3/, в России – «ляпочиха» / приложение слайд 4/. В
Америке «пэчворк» (анг. – одеяло, покрывало из разноцветных лоскутков)
и «квилт» (анг. – стеганное одеяло) / приложение слайд 5/.
Испокон веков на востоке в моде были «тускиизы» – настенные ковры
из лоскутков, «корпе» – одеяла и т. д. Из лоскутков казахи шили головные
уборы, детские рубашечки и халатики, принадлежности для колыбели,
свадебные занавески, тюфячки для сидения – «корпе», конские попоны.
Лоскутным изделиям в старину приписывались магические свойства;
казахи верили, что чем больше мелких кусочков ткани использовано при
изготовлении вещей, тем больше будет у их обладателей детей, скота,
имущества. Поэтому такие изделия часто преподносили в подарок. Чтобы
защитить от злых духов, новорожденному шили рубашку из сорока лоскутков,
а старшим детям – халатики и тюбетейки. Из «кураков» (лоскутное шитье, у
казахов), шились постельные принадлежности, особенно подушки, покрывала
на люльку. Большой комплект вещей из лоскутков заготавливался в
приданное для невесты.
Композиции узоров составлялись из лоскутков в форме квадратов,
треугольников и полосок разных размеров. Узор из треугольников назывался
«тумарша» амулет, а из квадратов, поставленных на угол в другом квадрате
– «ботагоз» верблюжий глаз. Считалось, что они приносят удачу и защищают
хозяина вещи от «дурного глаза» /приложение, слайд 6/.
Особую популярность в России этот вид творчества приобрел в
когда широкое распространение получили
середине 19 века,
хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются
свидетельства, что еще в 17 веке старообрядцы использовали так называемые
подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов. Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской
среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны и красивы.
Лоскутные одеяла, коврики – кругляшки, дорожки, наполняли быт и радовали
глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутков долгое время
считались признаками бедности. И лишь в 70 годы 20 века, когда в моду
вошел фолклерный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех
пор интерес к этому виду декоративноприкладного искусства неуклонно
растет. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству
работы с лоскутом. Проводятся фестивали и конкурсы /приложение, слайд
7/.
Работа с лоскутом, пока не имеет устоявшейся терминологии. В
литературе встречаются такие выражения, как «лоскутная техника»,
«лоскутное шитье», «Лоскутная мозаика», «текстильная мозаика».
Лоскутное шитье – наиболее распространенный вид в художественной
работе с лоскутом. Под лоскутным шитьем понимается искусство соединения
небольших разноцветных кусочков ткани в единое целое путем сшивания.
Основной разновидностью лоскутного шитья является так называемая
лоскутная мозаика. Основной ее принцип это сшивать небольшие лоскутики
так, чтобы создавался эффект единого полотна. Отличительный признак
лоскутной мозаики – все швы стачивания находятся на изнаночной стороне
полотна. Там, где нельзя проложить машинную строчку, применяется
потайной стежок.
В) Использование тканей
? – Как вы думаете, какие ткани можно использовать для пэчворка?
Для шитья из лоскутков подходят практически все ткани: шелк, атлас,
х/б, бархат, обычное полотно, связанное из шерсти. Но лучше всего
использовать х/б ткани – они долговечны, легко стираются и не капризны при
шитье.
При подборе тканей следует помнить о главном правиле. Главное правило подбора: в одном изделии должны использоваться ткани
одинаковой плотности. (Презентация – слайд 8).
Сшивать ткани разного качества допускается, те которые не будут
интенсивно носиться, для парадных покрывал, для декоративных настенных
панно и тому подобное. До начала выполнения работы следует постирать все
лоскуты, те которые линяют, следует удалить.
? – Как определить основное волокно ткани? Что такое волокно?
Г) Инструменты и приспособления (Презентация – слайд 9). Ножницы,
иголки, нитки, булавки, карандаш, мел портновский, подкладка Шаблоны –
для выкраивания лоскутков, так как все детали должны быть строго
симметричны.
Д) Этапы изготовления изделия:
Для изготовления изделия в лоскутном шитье необходимо продумать
мотив, орнамент /приложение, слайд 10/.
Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой
последовательный поэтапный процесс /приложение, слайд 11/.
Рассмотрим особенности изготовления корпе /приложение, слайд 12/
При работе с лоскутным шитьем, необходимо соблюдать правила техники
безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами, на швейной
машине.
Повторение правил техники безопасности.
3. Д/з: повторить н/м § 26, ПТБ, выполнить изделие в технике «лоскутное
шитье», подготовиться к ТП / приложение, слайд 13/.
4. Самостоятельная работа учащихся, по созданию изделия в блоках (в
тетрадке).
5. Закрепление вопросы /приложение, слайд 14).
6. Итог урока, выставление оценок.
7. Уборка рабочих мест.
План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
План – конспект урока технологии "Лоскутная пластика". (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.