Цель урока: Способствовать формированию знаний о жанре полифонической музыки на примере фуги в творчестве И.С.Баха, Н. Богословский «Спят курганы темные».
Задачи на уроке:
познакомить с музыкой И.С.Баха, дать почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах токкаты, фуги.
1 урок 8 кл.doc
Цель: Способствовать формированию знаний о жанре полифонической
музыки на примере фуги в творчестве И.С.Баха, Н. Богословский «Спят
курганы темные».
Задачи:
познакомить с музыкой И.С.Баха, дать почувствовать и осознать особенности
полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах
токкаты, фуги.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
2. Вступление.
Для постановки проблемы звучит коллаж музыки И.С.Баха «Токката и фуга
ре минор». ( Узнали ли вы музыку?)
Дети определяют автора произведения.
Как вы считаете, современная эта музыка или старинная?
Вы видели телепередачу «Человек и закон»? Почему эта музыка звучит в
передаче? разные варианты ответов.
Человек должен жить по законам? Человеческие законы должны совпадать с
божьими. (почему?)
вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки
Западной Европы. Разговор сегодня предстоит необычный.
«Цель музыки – трогать сердца» И.С.Бах
Города где жил И.С.Бах (рисунок из книги С.Морозова «Бах», М.,1984).
Веймар, Кётен, Лейпциг. Последние города в которых жил и творил
композитор, музыкант, великий человек И.С.Бах. За девятилетний период,
проведенный в Веймаре, Бах создал большинство своих лучших произведений
для органа. В Кётене завершена работа над первым циклом из 24 прелюдий и
фуг, которые вошли в первый том «Хорошо темперированного клавира»
также знаменитые «Бранденбургские концерты».В Лейпциге было написано
большинство знаменитых кантат: «Страсти по Иоанну», Страсти по
Матфею»,знаменитая Месса си минор. Наряду с церковной Бах писал и
яркую, красочную светскую музыку – оркестровую, клавирную, вокальную.
На каком клавишном инструменте играли музыканты если не было
фортепиано? (от латинского clavis – ключ). В Италии его называли
ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во
Франции – КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех
инструментов подобного типа. Возможности клавесина были ограничены, что сказывалось на силе звука, на
протяженности и поэтому возникла необходимость в усовершенствовании
инструмента. Этим инструментом впоследствии стало фортепиано. Это и
было первое фортепиано. Великий Себастьян Бах, познакомившись с первыми
образцами фортепиано, нашел в них существенные недостатки. В высоком
регистре звук их слаб, заключил он, и играть на них трудно. И.С.Бах
использовал фортепиано лишь в одном из своих поздних творений – в
«Музыкальном приношении». Бах даже был знаком с инструментом, который
получил название «королевский». Это был рояль. Первым, кто сыграл на нем в
Потсдаме, был И.С.Бах. (рояль Зильбермана).
«О, грянь, орган, над головою
И каждого, как светом в полдень,
Навек духовностью наполни…
В век бездуховный и слепой.
«О, грянь, орган, над головою
И каждого, как светом в полдень,
Навек духовностью наполни…
В век бездуховный и слепой.
Л.Болеславский
Органэто большой клавишнодуховой музыкальный инструмент.
Действительно, по звуковому богатству и обилию музыкальных средств, орган
занимает первое место среди всех инструментов и считается царем
инструментов. (Слушаем «Токката и фуга» ре минор – орган),
Дать определение «токката», «фуга».
Потом медленно, словно раздумывая, он собрал в аккорды этот сдержанный,
…Он сел к органу, медленно погрузил руки в клавиатуру, и воздух
содрогнулся, как от далекого горного обвала. И снова, и ещё раз,
как бы падая по уступам, донеслись глухие раскаты.
нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто и свободно перешёл в
наступление. Он штурмом брал непокорное время, вторгаясь далеко вперед,
туда, в будущее, где имя его останется навсегда. – БАХ.
Итог:
Какой инструмент был самый любимый у композитора? (огран)
Что же такого необычайного было в музыке И.С.Баха? (Величайшая
правдивость выражения человеческих чувств. Музыка И.С.Баха всегда
привлекала внимание слушателей глубиной философской мысли.)
Сумел ли Богославский передать жизнь в нашем родном краю?(сумел, он
рассказал и о людях, и о шахтах, и о работе на шахте).
Урок наш хотелось бы закончить «Музыка лечит душу и тело» такую
надпись можно увидеть на некоторых старинных итальянских инструментах.
План конспект 8 класс Токката и фуга
План конспект 8 класс Токката и фуга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.