В плане-конспекте рассмотрена структура урока соответствующая структуре современного урока при преподавании математики по ФГОС.
В ходе урока раскрывается представление о математике как части общечеловеческой культуры. Учащимся предлагается создать общую объемную модель "Пифагор и его время, развитие науки, пифогорейцы и их вклад в развитие математической науки".
Автор: Ряшина Вера Владимировна, учитель математики.
Образовательная организация: МБОУ «Новопортовская школаинтернат имени Л.
В. Лапцуя»
Планконспект метапредметного урока «Теорема Пифагора»
Образовательная область: Математика.
Тема учебного занятия: Теорема Пифагора.
Класс: 8
Тип урока: урок постановки проблем и их решения.
Цель урока:
Предметные: формирование навыков применения изученной теоремы
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формирование умения делать обобщения, устанавливать аналогии.
Основная цель учителя:
создание целостного образа нового математического понятия,
помощь в организации разработки учащимися собственных версий доказательства теоремы
Пифагора,
Цели урока для ученика:
научиться применять изученную теорему при решении практических задач.
раскрыть представление о математике как части общечеловеческой культуры;
формировать логическое и критическое мышление, культуры речи;
развивать математические способности.
создать собственную детскую легенду происхождения теоремы;
создать общую объемную модель "Пифагор и его время, развитие науки, пифогорейцы и их
вклад в развитие математической науки".
Предполагаемые результаты:
Предметный результат:
научится применять изученную теорему при решении практических задач.
старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали о существовании зависимости
между сторонами в прямоугольном треугольнике.
качественно выполненная самостоятельная работа.
Фундаментальные образовательные объекты:
1 Число. Символ.
Образовательный объект – теорема Пифагора.
Ключевые понятия: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, теорема.
Ход урока
Образовательная
Деятельность
Деятельность ученика
ситуация
Образовательная
напряженность и
целеполагание:
учителя
На
доску
проецируется несколько
рисунков: задачи древности
с
использованием
исторических
данных,
изображения схемы для
вычисления
длин
некоторых элементов в
архитектуре (скаты крыш
и др.),
геометрические
чертежи.
Что объединяет все
эти рисунки?
А где еще вокруг
встречаются
нас
прямоугольные
треугольники?"
Уточнение
образовательного
объекта:
Какие ситуации в
Вашей жизни были связаны с
прямоугольными
треугольниками? Вспомните
их, пожалуйста.
Решение одной из
задач
древности.
Знакомство с египетским
треугольником.
Как Вы думаете,
почему его так называют?
Вспомните, что
называется теоремой и
теоремой, обратной ей?
Приведите пример.
Учитель обращает
внимание ребят на
сходство и различие
прямой и обратной
теоремы.
В каком смысле мы
Слушают учителя. Отвечают на
предложенные вопросы
В каждом из них присутствуют
прямоугольные треугольники.
Предполагаемые ответы
ребят в быту, в производстве, в
строительстве, в природе и т.д.
Отвечают на вопросы учителя
2 Конкретизация
задания:
понимаем слово "обратная"
Попробуйте сами
сформулировать правило
для нахождения длины
гипотенузы по известным
катетам.
Задание первое:
Письменно в своих
тетрадях попробуйте решить
задачи с применением
теоремы Пифагора и ей
обратной.
И второе задание
(на выбор):
Самостоятельно формулируют теоремы
Пифагора и ей обратную, и
придумывают свои задачи. Сравнивают
свои ответы с учебником.
Выполняют задание в тетрадях
Написать
свою
старинную легенду о том,
как древние люди впервые
узнали о существовании
зависимости
между
сторонами в прямоугольном
треугольнике.
Для
выполнения
этого задания ученикам
предлагается
алгоритмические
рекомендации:
в какой стране это
произошло?
когда это
случилось?
как это
происходило?
кто в этом
участвовал?
чем
сопровождалась
ситуация?
Разноуровневая
письменная работа
выполняется индивидуально
каждым учеником в течение
15 минут и сдается учителю
на проверку.
Определяются
несколько учеников,
желающих первыми
прочитать свои легенды.
Остальным
Решение ситуации:
Демонстрация
образовательной
продукции
Выполняют самостоятельную
работу
3 Предполагаемые действия
учащихся
Готовят вопросы для
выступающих, делают зарисовки по
ходу рассказа и т.д.
ученикам задается вопрос:
"На что Вы будете
обращать свое внимание
при прослушивании
сочинений?
Тем ребятам,
которые подготовили
заранее свои рефераты из
истории математики или
презентации в
электронном виде,
предлагается оформить
передвижную выставку или
подготовиться к краткой
защите своей творческой
работы во время перемены.
Выясняется
отношение учеников к
чужим продуктам, и
формулируются критерии
их оценки.
На данном занятии
зачитываются
и
обсуждаются только одна
легенда, из составленных
учениками на
уроке.
Остальные работы ученики
Лучшие
сдают учителю.
работы
в
литературный сборник.
входят
Ребята сравнивают свои
варианты ответов с историческими
аналогами и с работами
одноклассников. Выясняется, что
многие элементы их работ повторялись.
Возникает версия о существовании
единых первооснов, а это является
одним из результатов образовательной
ситуации.
до
В сведениях из
истории
математики
упоминается, что в древнем
иероглифическом письме
еще
Пифагора
встречались упоминания о
соотношении длин катетов и
гипотенузы в прямоугольном
треугольнике,
а также
сведения о пифагоровых
тройках.
Предполагается,
что Пифагору одному из
первых удалось доказать это
соотношение. В настоящее
время насчитывается более
300
ее
доказательства.
способов
Свою увлекательную
учителю
беседу
желательно
4
Систематизация
полученной
продукции.
Работа с
литературно
историческими
аналогами. Рефлексия.
Задания на
дом
На
сопровождать
электронной презентацией
доске
демонстрируется портрет
Пифагора и таблица с
изображением старинных
задач по теме и старинные
меры длин, в динамике
совершенствования их до
современных времен.
Задания ученикам
их
рефлексии
по
деятельности:
Что нового Вы
узнали сегодня на уроке,
чему научились?
Все ли цели урока
оказались выполнены?
Нарисуйте,
пожалуйста, график вашего
настроения на сегодняшнем
уроке.
Каких значений на
нем больше (положительных
или отрицательных)?
Проанализируйте эту
ситуацию.
На эти вопросы
ответить
нужно
письменно.
выполнить номера
из учебника;
Записывают домашнее задание
выполнить
электронную презентацию по
теме "Теорема Пифагора".
Приготовить ссылки на
сайты,
которых
содержится материал по
теме;
в
составить сборник
высказываний знаменитых
людей (ученых, писателей,
поэтов и др.) о Пифагоре и
его теореме.
Формы контроля и оценки результатов урока:
5
самостоятельная работа учащихся,
взаимоконтроль,
демонстрация лучших продуктов,
издание литературнохудожественного сборника.
Способы диагностики внешнего и внутреннего образовательных продуктов
ученика.
Диагностика личностных качеств (внутренний образовательный продукт): результаты
его образовательных достижений по теме (на начало темы и конец темы)
Диагностика внешнего образовательного продукта ученика – вербальная самооценка
ученика, затем вербальная оценка учителем по наблюдению за его деятельностью на уроке.
Способы оценки успешности проведения своего урока:
Эффект последействия.
Литература: Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций/А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.:Вентана_Граф, 2017.
6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.