План-конспект открытого внеклассного мероприятия на тему: «Речевая культура учащихся».
Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
русский язык +1
5 кл
17.02.2017
Цель: выработка определенной речевой культуры у учащихся. Вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.
Оборудование: столы, все участники мероприятия сидят; рисунки на стенах под лозунгом: "Красивые слова - в ваших делах" , цитаты : "Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее "( Гете); подборка книг " О культуре поведения и общения" ( из школьной библиотеки); распечатки вопросов.
Участники: классный руководитель, учитель русского языка и литературы, библиотекарь и ученики класса.
Ход занятия.
Классный руководитель представляет всех участников "круглого стола".
- Продолжим разговор о культуре поведения. На предыдущем классном часе мы говорили о вежливости. А сегодня поговорим о культуре речи вежливого человека. Ребята, первый вопрос к вам : "Что вы понимаете под культурной речью?
Дети:(говорят все, кто желает высказаться по данному вопросу.)
Учитель русского языка и литературы: Многие из вас правы. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться. Для чего мы с вами учимся выразительному чтению?
Дети:(высказывают свое мнение.)
классный час.rtf
Цель: выработка определенной речевой культуры у учащихся. Вырабатывать навыки красивой
и приятной речи в общении с людьми.
Оборудование: столы, все участники мероприятия сидят; рисунки на стенах под лозунгом:
"Красивые слова в ваших делах" , цитаты : "Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее
"( Гете); подборка книг " О культуре поведения и общения" ( из школьной библиотеки);
распечатки вопросов.
Участники: классный руководитель, учитель русского языка и литературы, библиотекарь и
ученики класса.
Ход занятия.
Классный руководитель представляет всех участников "круглого стола".
Продолжим разговор о культуре поведения. На предыдущем классном часе мы говорили о
вежливости. А сегодня поговорим о культуре речи вежливого человека. Ребята, первый вопрос
к вам : "Что вы понимаете под культурной речью?
Дети:(говорят все, кто желает высказаться по данному вопросу.)
Учитель русского языка и литературы: Многие из вас правы. Особенности культурной
речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным
выражениям. Но этому надо учиться. Для чего мы с вами учимся выразительному чтению?
Дети:(высказывают свое мнение.)
Учитель: Во многом вы , ребята, правы. Систематическое выразительное чтение на уроках и
дома помогает вам правильно осмысленно употреблять слова, хорошо отрабатывать
орфоэпию(правильное произношение) и , наконец, четкую логику осуждений, высокую
синтаксическую культуру высказываний.
Классный руководитель Теперь вам понятно, почему каждый учитель просит вас читать
выразительно на своем уроке? Вас учат культуре речи. Как вы думаете, а для чего вы учите
стихи, басни, отрывки из произведений?
Дети:(отвечают по желанию.)
Совершенно правильно, на литературных примерах мы учимся красивой,
Учитель.
лаконичной и культурной речи . Мы смотрим телевизор, слушаем радио , мы хорошо понимаем
и даже представляем то, о чем говорят дикторы и ведущие. Почему нам приятно их слушать и
легко понимать? Дети: Они овладели культурной речи.
Учитель. Культуре речи надо долго и много учиться. На уроках русского и иностранного
языков вам часто советуют произносить звуки, слова и свою речь перед зеркалом. Вы
одновременно и оратор, и слушатель.
Библиотекарь: Я хочу вам рассказать одну историю. Греческий оратор Демосфен по своей
природе был застенчивым, страдал дефектом речи, и к тому же имел очень слабый голос. Но
зато у него были упорство, целеустремленность, настойчивость. Эти качества позволили
Десмофену не только довести до совершенства технику ораторского искусства , но и развить
свой голос, преодолеть картавость.
Десмофен часами декламировал стихи на берегу моря, пытаясь перекричать шум
прибоя.
Чтобы избавиться от кортавости, он разговаривал, набрав в рот мелких камешков. С
таким упорством Демосфен упражнялся на протяжении многих лет . Иногда, чувствуя,что ему
не хватает силы воли . Демосфен выстригал полосу волос на голове, и пока не отрастут
волосы , жил в пещере и тренировался . Однако и после окончания школы ораторского
мастерства и столь упорной работы над собой он не сразу добился успеха . Первое его
публичное выступление закончилось провалом. Его освистали. Второй раз опять неудача. Но
он не отступал от своей цели и продолжал упорно работать . Наконец победа! Демосфен стал
одним из выдающихся ораторов Древней Греции.
Артисты, политики, депутаты, учителя долго учатся тому , чтобы красиво говорить ,
чтобы их внимательно слушали . И они должны были учиться культуре речи.
Предполагаемые книги на сегодняшней выставке помогут вам в этом .
Приходите в нашу библиотеку, самосовершенствуйтесь.
Классный руководитель :Часто люди свою речь засоряют употреблением вульгаризмов. А
что это такое, вы знаете?
Дети: (высказывают свои мысли.)
Учитель. Вульгаризмы это пошлые, грубые, непристойные слова, выражения, которые
употребляют некоторые люди в своей речи. Вульгаризмы делают речь некрасивой, такую речь
трудно слушать и трудно понять, что желает сказать человек, Чаще всего с таким человеком
просто не хочется разговаривать . Его называют грубияном того, кто груб и дерзок в
общении.
Классный руководитель :У нас таких нет в классе. Мы вежливые люди . Поднимите руки,
кто когдалибо употреблял грубые слова, только честно. Были случай у некоторых ребят , думаю, после сегодняшнего "круглого стола" о культуре речи такого больше не повторится.
Ребята , а каково ваше отношение к тому , что люди ругаются, используя нецензурные слова и
выражения?
Дети: каждый высказывает свою точку зрения и свое душевное состояние по отношению к
этим словам ( нравятся или нет).
Учитель. Я рада за вас и счастлива, что учиться русскому языку пришли такие замечательные
ученики, которые сами не употребляют вульгарные и бранные слова, но и хотят, чтобы
окружающие ими не пользовались.
Чтец. Стихотворение В. Ю. Полторацкого "Слово о словах".
Слова бывают разные Есть речь, огнем горящая,
То дельные, то праздные. Есть тлением смердящая .
То честные, правдивые, Слова высокой доблести,
То льстивые, фальшивые. И самой низкой подлости...
Есть слово утешение, Поэт, тебе назначено
Есть слово удушение. Засеять душу зернами.
Есть трезвые и пьяные Так сей же не иначе, как
Лукавые, туманные. Чистейшими, отборными.
Есть чистые, алмазные, Не злыми, не блудливыми,
А есть бесстыдногрязные, А добрыми, правдивыми,
Одни помогут выпрямить, Чтоб хлеб добросердечности
Другие душу вытравить. Давала нива вечности.
Учитель. Как много разных слов, приятных нашему слуху, добрых, умных, мудрых слов , а
сердце русское любит нежность и сердечность . Сегодняшний наш "круглый стол" о культуре
речи, о ее красоте .Думайте, анализируйте свою речь, учитесь красиво говорить.
Классный руководитель А.Н.Толстой писал в 1934 году: " Русский язык должен стать
мировым языком. Настанет время ( и оно не за горами) русский язык станут изучать по всем
меридианам земного шара".
План-конспект открытого внеклассного мероприятия на тему: «Речевая культура учащихся».
План-конспект открытого внеклассного мероприятия на тему: «Речевая культура учащихся».
План-конспект открытого внеклассного мероприятия на тему: «Речевая культура учащихся».
План-конспект открытого внеклассного мероприятия на тему: «Речевая культура учащихся».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.