План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)
Оценка 5

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

Оценка 5
Документация +3
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
25.02.2019
План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)
С учетом того, что учащиеся старших классов должны знать рассматриваемые события современной истории России, на занятии делается акцент на работе с документами и отработке умений анализировать исторический текст, проводить сравнение и сопоставление, привлекать дополнительные источники, занимать аргументированную позицию при оценке исторических событий. Рассматривая события и документы, связанные с Днем России, учащиеся смогут продемонстрировать общее понимание исторического процесса и назвать события, которые также имеют важное историческое значение с учетом преемственности современной Российской Федерации и многовекового пути становления Российского государства. Актуально использовать межпредметные связи с курсом географии и обществознания.
день россии.docx
«День России». План­конспект занятия для обучающихся старших классов (15 ­17 лет)  С   учетом   того,   что   учащиеся   старших   классов   должны   знать   рассматриваемые события   современной   истории   России,   на   занятии   делается   акцент   на   работе   с документами и отработке умений анализировать исторический текст, проводить сравнение и   сопоставление,   привлекать   дополнительные   источники,   занимать   аргументированную позицию при оценке исторических событий. Рассматривая события и документы, связанные с   Днем   России,   учащиеся   смогут  продемонстрировать  общее   понимание   исторического процесса и назвать события, которые также имеют важное историческое значение с учетом преемственности современной Российской Федерации и многовекового пути становления Российского государства.  Актуально  использовать   межпредметные   связи   с   курсом   географии   и обществознания.  В рамках занятия могут быть использованы различные формы и методы работы: групповые   дискуссии,   проектная   деятельность,   экспертные   обсуждения,   анализ исторических   событий,   заполнение   таблиц,   работа   с   понятийным   аппаратом   и иллюстрациями, поиск дополнительной и сопровождающей информации. Учащиеся могут получить опыт использования электронных образовательных ресурсов.  Итогом   изучения   вопросов,   связанных   с   Днем   России,   может   стать   экспертный взгляд старшеклассников на исторический путь становления Российского государства с выделением   ключевых   вех   и   значимых   событий,   имеющих   ценность   и   значимость   для памяти современного поколения граждан России.  Цель   занятия:  Развитие   навыков   анализа   исторических   источников   у старшеклассников через создание интеллектуального и визуального образа исторических событий   рассматриваемого   периода   для   понимания   значимости   государственного праздника Дня России для современных граждан нашей страны.  Задачи занятия:  ­   актуализировать   историческую   информацию,   связанную   с   рассматриваемым историческим периодом;  ­   организовать   индивидуальную   и   групповую   работу   по   анализу   исторического источника и поиску дополнительной исторической информации;  ­ сформировать образовательное пространство занятия для обсуждения и оценки исторических событий;  ­ определить критерии и показатели важности тех или иных событий в истории страны   и   роль   сохранения   исторической   памяти   о   подвигах   предков   у   современных граждан России; ­ подготовить и провести пресс­конференцию «День России» в виде деловой или ролевой игры;  ­ разработать и создать информационное сообщение (в любой форме – лист, газета, плакат, ролик, социальная реклама и т.п.), посвященное Дню России;  ­   подвести   итоги   и   обменяться   мнениями   по   вопросу   о   важности   сохранения исторической памяти и возможных действиях в данном направлении.  Планируемые результаты занятия:  В результате проведения занятия учащиеся смогут:  ­   называть   события   истории   России,   связанные   с   появлением   государственного праздника День России;  ­   находить   необходимую   информацию   об   исторических   событиях,   используя порталы   «История.РФ»   –  http://histrf.ru  ;   «Твоя   история»   –   и   другие   электронные образовательные ресурсы (в т.ч. медиатеки);  ­ занимать собственную мировоззренческую позицию по рассматриваемым вопросам истории   нашей   страны   и   высказывать   аргументированную   точку   зрения,   относясь уважительно к иным взглядам и мнениям;  ­   формулировать   критерии   и   показатели,   по   которым   может   быть   определена важность тех или иных событий в истории любой страны, используя данный подход при анализе событий отечественной истории;  ­   принять   участие   в   пресс­конференции,   посвященной   Дню   России   в   одной   из выбранных ролей;  ­   создать   информационное   сообщение,   посвященное   Дню   России   в   одном   из выбранных форматов;  ­ высказать собственное мнение по вопросу сохранения исторической памяти для развития страны и народа.  Основные   понятия   (словарь   занятия):  государственность,   суверенитет, легитимность,   власть,   государственный   праздник,   августовский   путч,   Съезд   народных депутатов, сепаратизм, референдум, союзный договор, ГКЧП, декларация.  План занятия:  1. Исторический контекст утверждения государственного праздника День России. 2. Работа в группах по анализу исторической информации и поиску дополнительной информации с использованием электронных образовательных ресурсов.  3. Критерии и показатели для оценки важности исторических событий. 4. Пресс­конференция «День России» (деловая или ролевая игра).  5. Информационное сообщение ко Дню России.  6.   Проведение   общего   обсуждения,   посвященного   исторической   памяти   о героическом прошлом и деяниях предков.  7. Подведение итогов и рефлексия.  Материалы (ресурсное обеспечение занятия):  Компьютер,   проектор,   экран,   возможность   выхода   в   Интернет,   раздаточные материалы,   справочники   по   истории   ХХ   века,   хронологические   таблицы   по рассматриваемому историческому периоду, «Декларация о государственном суверенитете РСФСР», видео и текстовые материалы на портале «Твоя история» – http://history4you.ru/ или с использованием любого другого электронного ресурса.  Форма   проведения   занятия:  групповое   интерактивное   занятие   по   текстам (историческим источникам).  Вводная часть  Организация занятия:  Учитель акцентирует внимание на том, что старшеклассники уже изучали события современной истории России, поэтому им понадобится вспомнить, что они знают, а при необходимости найти дополнительную информацию о событиях. Акцент в работе будет сделан   на   анализе   исторического   источника,   так   как   умение   исследовать   документ является основой для понимания истории в целом. Занятие посвящено государственному празднику   –   Дню   России.   Особое   внимание   будет   уделяться   умению   оценивать противоречивые   исторические   события.   Для   этого   на   занятии   учащимся   будет предоставлена   возможность   сформулировать   критерии   и   показатели   исторической важности   того   или   иного   события.   В   качестве   источников   могут   быть   использованы печатные   или   электронные   материалы,   фотографии   и   видео.   В   рамках   занятия   будет проведена   игра   в   форме   пресс­конференции,   а   также   разработано   информационное сообщение, посвященное Дню России.  I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК  Старшеклассникам предлагается рассмотреть изображения флагов республик СССР (в виде раздаточного материала или слайд­шоу, изображений на интерактивной доске) и изображение   скульптур   фонтана   «Дружба   народов».   Предлагается   определить,   что объединяет   данные   изображения,   как   они   связаны   с   темой   урока.   В   ходе   обсуждения выясняются характеристики, с которыми у школьников ассоциируется понятие СССР. Возможные   варианты   ответов:  флаги   республик   СССР,   символ   единства республик – скульптурная группа на ВДНХ «Дружба народов». Объединяет – нахождение республик   в   составе   одного   государства,   плановая   экономическая   система, социалистическое   государство   с   однопартийной   системой   власти.   Ученики   должны называть даты создания и иметь представления об обстоятельствах создания СССР. На основании пройденного ранее материала и процессов, происходящих в стране, учащиеся могут предположить, что в ходе урока будет изучена тема, связанная с распадом СССР и созданием новых государств на его территории.  На   основании   изученного   материала   по   истории   СССР   1980­х   годов   группе учеников предлагается назвать события, которые свидетельствуют о глубоком кризисе – политическом, социально­экономическом, идеологическом.  Второй   группе   школьников   предлагается   перечислить   действия   представителей власти,   направленные   на   преодоление   указанных   тенденций.   К   чему   привели   события изучаемого периода?  Основная часть  Информационно­аналитический блок:  1. Учитель предлагает назвать события и даты, связанные с появлением Дня России. Обращается   внимание   на   период   перестройки   и   распада   СССР.   Старшеклассники используют разные источники информации для поиска материалов. При этом они могут работать в группах (в том числе в парах) или индивидуально.  2. Учащимся озвучивается следующая информация:  В 2012 году был проведен опрос, в результате которого были получены следующие данные:  ­ 76% населения гордится тем, что они являются гражданами России.  ­ В первую очередь гордость россиян вызывают история страны (39%), спортивные достижения (29%), отечественное искусство и литература (28%).  ­   Более   половины   россиян   (54%)   считают,   что   принятие   Декларации   о государственном суверенитете России пошло во благо развитию страны. ­ 40% россиян знают, какой именно праздник отмечается 12 июня. 36% россиян продолжают ошибочно именовать его Днем независимости. Каждый десятый опрошенный затруднился с ответом.  Вопросы для обсуждения:   Какие   выводы   об   исторической   памяти   можно   сделать   на   основе представленных данных?   По   каким   вопросам   еще   мог   бы   быть   проведен   опрос,   чтобы   уточнить позиции, связанные с исторической памятью?  Могли бы измениться эти данные, если опрос провести в 2017 году? В какую сторону и почему?  3.   После   проведения   общего   обсуждения   учащиеся   получают   индивидуальную работу по анализу данных референдума, проведенного в СССР 17 марта 1991 года.  Вопросы для анализа:   Каким образом можно интерпретировать волеизъявление народа?   Чем можно объяснить такие результаты референдума?   Какие   дополнительные   сведения   нужны   для   более   точного   анализа документа?  Всесоюзный референдум о сохранении СССР  «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут   в   полной   мере   гарантироваться   права   и   свободы   человека   любой национальности?» Результаты:               Голосов                Процент √Да                         113 512 812                77,85%  Нет                        32 303 977                  22,15%                    Действительных голосов   145 816 789                98,14%                   Недействительных голосов   2 757 817                  1,86%                   Всего голосов                       148 574 606                100,00%                            Явка 80,03%                            Электорат 185 647 355  4.   Учитель   может   рассказать   некоторые   интересные,   но   малоизвестные   факты, связанные с 12 июня (праздниками и памятными датами), которые связаны с этой датой:  В нескольких российских городах 12 июня – двойной повод для торжества. Великий Новгород, Ижевск, Кемерово, Красноярск, Ульяновск, Уфа, Тамбов и другие населенные пункты празднуют День города. В Бразилии 12 июня чествуют влюбленных; в Парагвае – День   мира;   на   Филиппинских   островах   –   День   независимости;   в   Украине   поздравляют работников   фондовой   биржи.   Православный   мир   чествует   Святого   пророка   Исаака.   В католической традиции 12 июня – именины Ивана (Иоанна). В истории медицины этот день ознаменовало первое успешное переливание крови. Америка помнит эту дату, потому что была принята первая Декларация о правах (в Виргинии, 1776 год). Для военных 12 июня тоже оказалось исторически значимой датой: в 1849 году был запатентован противогаз, а в 1897 году – известный швейцарский армейский нож. Данная информация может способствовать проведению учащимися исследований, связанных   с   датой   12   июня   в   мировой   истории.   Или   же   отдельные   учащиеся   захотят индивидуально   изучить   одно   из   праздничных   событий,   которые   перечислены,   более подробно и представить одноклассникам.  5. Группы учащихся получают для анализа документ Декларации о суверенитете (Приложение 1), но каждая группа анализирует его с точки зрения одного из направлений: Группа 1. Основные принципы государственного суверенного устройства РСФСР.  Группа 2. Причины принятия Декларации.  Группа 3. Исторические и обществоведческие понятия, являющиеся ключевыми в данном документе (с их определениями).  Группа   4.   Провозглашенные   правила   общежития   наций   и   народностей   в   составе РСФСР.  6. Предлагается высказать мнение, какие из рассмотренных в ходе занятия событий являются   важными   для   истории   страны.   При   этом   учащиеся   должны   сформулировать критерии   и   показатели,   по   которым   они   определяют   важность   события.   Например, критерий – значительное влияние на ход последующего развития, показатель – событие остается в памяти народа, к нему часто обращаются и через много лет после того, как оно произошло, его считают поворотным этапом исторического развития, по его поводу не утихают споры и обмен мнениями и т.д.  Одним из таких значимых событий является распад СССР. Учащимся предлагается назвать  последствия  этого  исторического  события.  По  итогам  обсуждения  заполняется таблица, а последствия относятся к положительным и негативным.  Положительные последствия распада Негативные последствия распада СССР СССР Учащиеся   учатся   понимать,   что   у   каждого   исторического   события   всегда   есть неоднозначные   последствия,   поэтому   нередко   можно   встретить   разные   взгляды   на конкретные исторические события и целые периоды.  Также можно предложить учащимся проанализировать иллюстрации, помещенные в электронную презентацию с соответствующими заданиями: http://images.yandex.ru/yandsearch  Работа с иллюстрациями Задание 1.  Рассмотрите   иллюстрацию. Как,   на   ваш   взгляд,   автор оценивает   процесс   распада СССР?  Свое мнение обоснуйте. http://www.artlib.ru/objects/gallery_319/artlib_gallery159504 ­b.jpg  Задание 2.  Рассмотрите   иллюстрацию. Как,   на   ваш   взгляд,   автор оценивает   процесс   распада СССР?  Свое мнение обоснуйте.  7. Пресс­конференция, посвященная Дню России.  Учащиеся   распределяют   роли   или   же   представляют   сами   себя   в   рамках   пресс­ конференции. В результате проведения пресс­конференции следует ответить на следующие вопросы:   Почему   12   июня   стало   государственным   праздником?   Какие   критерии   и показатели позволяют говорить об исторической значимости этой даты?   Какие   еще   даты   в   истории   России   являются   значимыми   и   могут   быть соотнесены с Днем России (по их характеристикам, похожести событий, роли в тот или иной исторический период и т.д.).  8.   После   проведения   пресс­конференции   учащиеся   в   группах   разрабатывают информационное   сообщение,   посвященное   Дню   России.   Это   сообщение   может   быть аналитическим   (текст,   обращение,   призыв   и   т.п.)   или   эмоционально­образным   (плакат, ролик, социальная реклама и т.п.). Учащиеся самостоятельно выбирают формат, в котором будет сделан итоговый продукт.  Заключительная часть  1. Подведение общих итогов. Учащиеся формируют перечень событий, которые имеют историческую значимость для   нашей   страны   и   могут   быть   соотнесены   с   Днем   России.   Индивидуально   или коллективно   обосновывают   свою   позицию.   Приводят   примеры   и   аргументируют   свое мнение.  В   качестве   самостоятельной   творческой   или   проектной   работы   они   могут выполнить следующие задания:  1. Найдите дополнительную информацию об одном из политических лидеров 1991 года. Подготовьте краткое сообщение о его политической деятельности, позиции в период распада СССР, последующей деятельности.  2.   Проведите   мини­исследование   на   тему:   «1991   год   в   воспоминаниях современников».  Опросите   близких,   знакомых,   представителей   старшего   поколения.   Выясните   их отношение к событиям 1991 года – распаду СССР и августовскому путчу:   Какую позицию они занимали в то время?   Как проголосовали на референдуме?   Изменилось ли их отношение в настоящее время?  Подготовьте сообщение по материалам своего исследования.  2. Рефлексия.  Обращается   внимание   на   результаты   занятия.   Обсуждается,   какие   трудности возникали при его проведении. Учащиеся делятся своими эмоциями.  Итогом   может   стать   заполнение   таблицы   или   высказывание   по   имеющимся   там Тема позициям:    что…   (новое Вопросы На   занятии   я   узнал, содержание) Самым   важным   на   занятии   было… (отношение к ценности) Я   научился…   (новое   действие,   освоенный метод) Какие источники информации помогли мне получить   ответы   на   интересующие   меня вопросы Какие   вопросы   остались   после   изучения темы Мои выводы после изучения темы  Технологическая карта занятия в формате Навигатора  ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАНИРУЕМЫЕ ОЦЕНИВАНИЕ 1. Организация и мотивация 2. Получение информации 3. Переработка информации и обсуждение               вопросы   для возникли   УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ Учитель:  актуализирует знания, исторические имеющиеся у старшеклассников. Предлагает   ответить   на вопросы.  Учащиеся:  отвечают   на вопросы,   показывают   знания по   современной   истории России предоставляет Учитель:  условия поиска информации об исторических событиях,   связанных   с   Днем России. Отвечает на вопросы, которые у учащихся. Проводит обсуждение.   Формирует   4 группы и дает задание. Учащиеся:  находят необходимую   информацию. Работают в группе. Отвечают на учителя. Анализируют   статистические данные. в обсуждении.   Организуют группы   для   дальнейшей работы Учитель:  представляет группам   документ   для анализа.   Дает   задание   по работе   с   историческим документом.   Определяет последовательность выступлений   групп.   Задает вопросы.   Организует   пресс­ конференцию   и   подготовку информационных сообщений.  Учащиеся:  работают   в группе. Анализируют   исторический   документ   по своему направлению.   поставленное Выполняют задание.   Выступают   и отвечают на вопросы, задают вопросы   другим   группам. Формулируют   вопросы   для проведения   исследования. Заполняют таблицу.   Участвуют       РЕЗУЛЬТАТЫ Ответы   на   вопросы. Определение значимых   событий. Характеристика особенностей исторического периода Активность учащихся.   Полнота информации. Знание событий.   Четкость ответов на вопросы. Точность аргументов Дополнение основных исторических событий,   связанных с   Днем   России. Формулирование учащимися вопросов.   Активное участие   всех   в обсуждении. Определение состава групп для дальнейшей   работы. Анализ   результатов референдума   1991 года     Сформулированы четкие   критерии   и показатели   оценки исторических событий.   Анализ документа   и   ответы на вопросы. Собственные вопросы   учащихся. Участие   в   пресс­ конференции. Созданное информационное сообщение. Обоснование   своей позиции. Аргументация высказанного мнения. Примеры Умение   находить информацию   из разных   источников. Точность и четкость ответов на   поставленные вопросы. Активность. Широкий   кругозор. Понимание   смысла информации. Умение   проводить анализ Умение   работать   с источниками информации. Грамотное   и   четкое структурирование информации. при Точность   ответах на вопросы. Умение формулировать собственные вопросы. публичного выступления. Понятность представленной информации. Полнота   заполнения таблицы. Творчество при разработке информационного   Навыки 4. Подведение итогов 5. Рефлексия   Выбирают   роль   и   занимают определенную позицию Учитель:  дает   возможность для проведения исследования по индивидуальным заданиям. Задает вопросы. Учащиеся:  самостоятельно определяют форму творческой работы, участвуют   в   оценке   работ своих одноклассников задает   вопросы, Учитель:  дает   возможность   высказать собственное мнение, подводит итоги.  Учащиеся:  собственное отвечают на вопросы высказывают мнение,         сообщения Творчество выработке проектов. Активность     при идей Индивидуальные выступления каждого   учащегося. Оценка   работ   своих одноклассников. Обоснованность позиции Ответы   на   вопросы. Высказывание собственного мнения.   Выводы   по проведенному занятию Активность. Точность ответов на поставленный вопрос. Способность понимать свои действия   Приложение 1.  Декларация   о   государственном   суверенитете   Российской   Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.  Первый Съезд народных депутатов РСФСР,  ­ сознавая историческую ответственность за судьбу России,  ­ свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,  ­ выражая волю народов РСФСР,  торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной   Социалистической   Республики   на   всей   ее   территории   и   заявляет   о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.  1.   Российская   Советская   Федеративная   Социалистическая   Республика   есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.  2.   Суверенитет   РСФСР   –   естественное   и   необходимое   условие   существования государственности   России,   имеющей   многовековую   историю,   культуру   и   сложившиеся традиции.  3.   Носителем   суверенитета   и   источником   государственной   власти   в   РСФСР является   ее   многонациональный   народ.   Народ   осуществляет   государственную   власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР. 4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения   каждому   человеку   неотъемлемого   права   на   достойную   жизнь,   свободное развитие   и   пользование   родным   языком,   а   каждому   народу   –   на   самоопределение   в избранных им национально­государственных и национально­культурных формах.  5.   Для   обеспечения   политических,   экономических   и   правовых   гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:       полнота   власти   РСФСР   при   решении   всех   вопросов   государственной   и общественной   жизни,   за   исключением   тех,   которые   ею   добровольно передаются в ведение Союза ССР;  верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР;   действие   актов   Союза   ССР,   вступающих   в   противоречие   с суверенными   правами   РСФСР,   приостанавливается   Республикой   на   своей территории.   Разногласия   между   Республикой   и   Союзом   разрешаются   в порядке, устанавливаемом Союзным договором;  исключительное   право   народа   на   владение,   пользование   и   распоряжение национальным богатством России;  полномочное  представительство   РСФСР   в  других   союзных   республиках   и зарубежных странах;  право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.  6.   Российская   Советская   Федеративная   Социалистическая   Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.  7.   РСФСР   сохраняет   за   собой   право   свободного   выхода   из   СССР   в   порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.  8.   Территория   РСФСР   не   может   быть   изменена   без   волеизъявления   народа, выраженного путем референдума.  9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения   прав   автономных   республик,   автономных   областей,   автономных   округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться   законодательством   РСФСР   о   национально­государственном   и административно­территориальном устройстве Федерации.  10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.  Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально­государственных   образований   или   не   имеющим   их   на   территории   РСФСР, обеспечиваются   их   законные   политические,   экономические,   этнические   и   культурные права. Граждане   РСФСР   за   пределами   Республики   находятся   под   защитой   и покровительством РСФСР.  11.   На   всей   территории   РСФСР   устанавливается   республиканское   гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.  12.   РСФСР   гарантирует   всем   гражданам,   политическим   партиям,   общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции   РСФСР,   равные   правовые   возможности   участвовать   в   управлении государственными и общественными делами.  13.   Разделение   законодательной,   исполнительной   и   судебной   властей   является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.  14.   РСФСР   заявляет   о   своей   приверженности   общепризнанным   принципам международного   права   и   готовности   жить   со   всеми   странами   и   народами   в   мире   и согласии,   принимать   все   меры   к   недопущению   конфронтации   в   международных, межреспубликанских   и   межнациональных   отношениях,   отстаивая   при   этом   интересы народов России.  15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР,   заключения   Союзного   договора   и   совершенствования   республиканского законодательства.  Председатель Верховного Совета  РСФСР                                                                                                             Б.Н. Ельцин  Москва, Кремль, 12 июня 1990 года.  Приложение 2  Из­за   присутствия   в   прежнем   названии   праздника   слова   «суверенитет»   12   июня часто ошибочно называют «Днём независимости». Так в ходе социологического опроса, проведённого в мае 2010 года, это мнение высказали 43 % респондентов. На самом деле в Декларации говорится, что Россия остаётся в составе СССР, и в официальных документах праздник никогда так не именовался.  В этот же день в 1991 году прошли выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.  Отношение к этому празднику в России неоднозначное, многие рассматривают этот день  как  негативное   событие,   ускорившее   процесс  распада  СССР.   Вместе  с  тем   стоит отметить, что Декларация указывала прямо противоположное — что Россия остаётся в составе   обновлённого   Союза   ССР;   принятие   Беловежского   соглашения   произошло   при прямом нарушении Декларации, а не благодаря ей. В   1998   году   возникла   идея   назвать   праздник   Днем   России.   Ее   озвучил   в телеобращении к россиянам Президент Борис Ельцин: «День 12 июня по праву является государственным праздником. Но я, как Президент, хотел бы, чтобы он воспринимался каждым россиянином как особый день. Не как день принятия важного, но далекого от жизни отдельного человека документа, а именно как наш общий день. Как день нашей страны   России...   Предлагаю   назвать   наш   главный   праздник,   государственный   праздник Днем России». Однако в официальных документах это название появилось лишь в 2002 году, в новом Трудовом кодексе РФ (статья 112), где День России объявлялся нерабочим днем.  12 июня отмечается как День города в Великом Новгороде, Ижевске, Кемерове, Кирове,   Комсомольске­на­Амуре,   Красноярске,   Пензе,   Перми,   Саранске,   Сургуте, Тамбове, Ульяновске и Уфе.  12 июня 2001 года Владимир Владимирович  Путин, выступая на торжественном приеме   в   Кремле   в   честь   Дня   принятия   Декларации   о   государственном   суверенитете Российской Федерации, отметил: «С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории   демократического   государства,   основанного   на   гражданских   свободах   и верховенстве   закона.   А   его   главный   смысл   —   это   успех,   достаток   и   благополучие граждан». Источник: http://god­2016.com/prazdniki/den­rossii­v­2016­godu.  Масштабы празднования Дня России все время росли. В 2003 году главное действо первый раз сосредоточилось на Красной площади, где прошел военный парад и воздушное шоу пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи».  С   2005   года   в   Кремле   проводилась   торжественная   церемония   вручения Государственной премии Российской Федерации; ранее в этот день награждались только лауреаты в области литературы и искусства, причем в более будничной обстановке.  Источники и литература  Нормативные документы  1.   Указ   Президента   Российской   Федерации   от   02   июня   1994   года   №   1113   «О государственном празднике Российской Федерации»;  2.   Декларация   о   государственном   суверенитете   Российской   Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.; 3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2981­1 «О праздничном дне 12 июня»; 4.   Поручение   заместителя   Председателя   Правительства   Российской   Федерации О.Ю.   Голодец   от   20   июня   2014   г.   №   08­772   «О   проведении   тематических   уроков, посвященных памятным датам российской истории и культуры»; 5.  Государственная  программа  «Патриотическое  воспитание  граждан Российской Федерации на 2016 ­ 2020 годы», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. (см.: http://government.ru/docs/21341/); 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996­р г. Москва (см.: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie­dok.html); 7.   Информационное   письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 26 июня 2014 г. НП 694/08 «О проведении тематических уроков».  Источники  1. Современная Россия (1985 ­ 2010): Хрестоматия по истории / Авт.­сост. И.А. Анфернтьев, Н.В. Елисеева, П.П. Марченя, Ф.Г. Тараторкин. Отв. ред. Н.В. Елисеева. – М.: ОГИ, 2014.  Основная литература  1. Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Перестройка и крах СССР. 1985­1993. – СПб.: Норма, 2010; 2. Отечественная история новейшего времени. 1985 – 2008: Учебник: / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: РГГУ, 2010; 3.   Согрин   В.В.   Политическая   история   современной   России,   1985   –   2001:   от Горбачева до Путина. – М.: ИНФРА­М, Весь мир, 2001; 4. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: Методическое пособие. – М.: Русское слово, 2014.  Дополнительная литература  1. Абрамова Ю.А. Новейшая история России (1991­2006) / Ю.А. Абрамова, А.В. Абрамов. – М.: МГИУ, 2007; 2. Август – 91: материалы о событиях 19­21 августа 1991 г. – М.: Политиздат, 1991; 3. Агафонов В., Рокитянский В. Россия в поисках будущего. – М.: Изд. группа Прогресс — Культура, 1993; 4. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, даты / Е. Анисимов. – С.­Пб.: Питер, 2013; 5. Архипова И.Ю. Славься, Отечество наше! / И.Ю. Архипова, С.М. Даниленко. ­ Читаем, учимся, играем: 2006, № 4. – C. 4­8.  6.   Бакулина   Г.В.,   Рахматулина   А.А.   Символы   России:   историко­познавательный турнир для старшеклассников. ­ Читаем, учимся, играем: 2003, Вып. № 5. – С. 21­28; 7. Вяземский Е.Е., Елисеева Н.В. СССР – Россия: от М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985 – 2002. – М.: Ступени, 2003; 8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017; 9.   Государственная   символика   Российской   Федерации:   Конституция   Российской Федерации,   Государственный   флаг   Российской   Федерации,   Государственный   герб Российской   Федерации,   Государственный   гимн   Российской   Федерации.   –   М.:   Экзамен, 2007; 10. Гранкин И.В. Парламент России. — М.: Изд­во гуманитарной литературы, 2001; 11. Есин А.С. История Российской государственности: учеб. пособие. – М.: Гуман. издат. центр ВЛАДОС, 2003; 12. Зуев М. Н. Отечественная история: учеб пособие в 2­х кн.; Кн. 2. Россия в XX — начале XXIв. – М.: Изд. дом ОНИКС 21 век, 2003; 13. История России в вопросах и ответах: учеб. пособие. / Сост. С.А. Кислицын. – Ростов н/Д.: изд­во Феникс, 2001; 14. Картавенко Т.Н. Герб, флаг, гимн: история рус. гос. символики; ко дню России. ­ Читаем, учимся, играем: 2007, Вып. № 4; 15.   Культура   и   воспитание   подростков   в   современном   мире   /   Под   ред.   В.А. Березиной. – М.: Агентство Мегаполис, 2015; 16. Лихачев Д.С. Раздумья о России: статьи о культуре России. Заметки и наброски. – С.­Пб. LOGOS, 1999; 17. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения Советской власти. – М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА, 1999; 18. Неизвестная Россия. XX век. — М.: Историческое наследие, 1992; 19. Политическая история России: учеб. пособие. / отв. ред. проф. В.В. Журавлев. – М.: Юристъ, 1998; 20.   Соболева   Н.А.   Российская   государственная   символика:   История   и современность. – М.: ВЛАДОС, 2002.  Электронные источники  1.  http://constitution.garant.ru/act/base/10200087/#text    –   сайт   Конституция Российской Федерации, раздел Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.  2. http://tass.ru/12june  – ТАСС – Государственные символы России. 3. http://www/calends.ru   – сайт «Праздники России» (содержит информацию о 227 праздниках, которые отмечаются в нашей стране).  4. http://histrf.ru  – Портал «История. РФ».  5. http://history4you.ru/  – Портал «Твоя история».  6.  http://rsl.ru\    –   Интернет­хранилище   Российской   Государственной   библиотеки. Российская государственная библиотека Официальный сайт.  7.  http://bibliopskov.ru/12.htm   – Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система».  8.  http://www.openclass.ru    –   сайт   «Открытый   класс.   Сетевые   образовательные сообщества» (предлагаются цифровые ресурсы, материалы для проведения внеклассных мероприятий).

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)

План-конспект тематического занятия "День России" для обучающихся старших классов (15 -17 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019