План конспект урока "Деньги"
Оценка 4.9

План конспект урока "Деньги"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
7 кл
06.01.2017
План конспект урока "Деньги"
Урок по теме "Деньги" разработан к УМК Л.Н.Боголюбова. На уроке применяется технология группового обучения и РКМЧП. Способствует развитию предметных и метапредметных результатов. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе , коммуникативные навыки. Урок предполагает межпредметные связи -с историей, географией, экономикой, литературой.разработка урока по теме "Деньги"
Урок деньги (1) (1).doc

Урок обществознания в 7 классе

 

7 Класс, дата – 19.11.2016 г., предмет – Обществознание

Тема урока: Деньги. Функции денег

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

·       учебная -  уяснить сущность денег и денежного обращения;

·       воспитательная - воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи;

·       развивающая–развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли;

·       методическая - показать вариант современного  урока с использованием интерактивных средств, для наиболее эффективного раскрытия данной темы.

Планируемые результаты:

·       Личностные –  получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

·       Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

·       Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в парах.

Оборудование и материалы:

Компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями для групп. Информационный материал, презентация по теме «Деньги», схемы «Виды денег», «Функции денег». Предметы, выполнявшие ранее функции денег (соль, рыба, мех, ит.д.).

Содержание урока

Учитель:

- Здравствуйте, меня зовут Надежда Федоровна. Сегодня я проведу у вас урок обществознания. Посмотрите, у меня на столе находятся различные предметы: соль, полотно, мех, ракушка, жемчуг, золото, денежные купюры.

Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

                   Учащиеся высказывают свои предположения.

                Совместно с учителем формулируется тема урока

Учитель:

Сегодня действительно речь пойдет о том, с чем мы знакомы с детства, - о деньгах. Казалось бы, мы все о них знаем, умеем их использовать. И все-таки давайте вместе попробуем сформулировать вопросы, касающиеся этой темы.

                  Учитель записывает на доске вопросы, которые задают ученики.

Сейчас мы попытаемся ответить на эти вопросы. И логично, на мой взгляд, начать с истории возникновения денег.

Существует две концепции происхождения денег рационалистическая и эволюционная. Первая объясняет происхождение денег как итог соглашения между людьми, что для обмена необходимы специальные инструменты. Основоположником этой теории является Аристотель, и она господствовала до конца 18 века. Однако достижения в области археологии опровергли ее.

Вся история человечества служит подтверждением эволюционной теории происхождения денег. На роль всеобщего эквивалента претендовали различные товары. Например, в древнем Египте и на Руси основным средством обмена был скот. У чукчей - меха. В Индии и Африке - раковины. На Янке, острове Тихого океана, традиционными средствами обмена  были каменные колеса 12 футов в диаметре. Затем стали ценными деньгами – золото и серебро. Все это было товарные деньги. А как вы думаете, были ли они удобны?

                                            Ответы детей.

У всех товарных денег есть одно общее свойство - они сами помимо роли денег являются товаром, т.е. имеют свою внутреннюю стоимость и могут удовлетворять какую – либо нашу потребность.

         В 8 веке в Китае появились бумажные деньги. В отличие от товарных денег, бумажные могут удовлетворять всякую абстрактную потребность. Их альтернативная стоимость равна нулю.

         Любой предмет, наделен  какими - либо отличительными признаками. Очевидно,  такие признаки есть и у денег. Давайте попытаемся их сформулировать.

Для этого предлагаю вам объединиться в две группы: «Генераторы» и «Аналитики».

Задача группы «Генераторы» - выдвинуть идеи по тому или иному заданному вопросу. Группа «Аналитики»  опираясь на информационный материал, анализируют идеи  группы  «Генераторы»

Папки с заданиями  лежат на ваших столах. Время  на обсуждение 3 минуты.

Учащиеся по желанию объединяются в группы и начинают работу.

Группа «Генераторы» получает вопросы, на которые она должна       ответить, опираясь на свой жизненный опыт.

Группа «Аналитики» получает дополнительный материал, с помощью которого вносит необходимые коррективы в ответы Генераторов.

 

                      Карточка с заданиями  для группы «Генераторы»

1. Почему в данных странах именно этот товар стал деньгами: в Америке вампу (ракушки), на Аляске  - золотой песок ,у кочевых народов – скот? (Этот товар всеми ценился и его количество достаточно для того, чтобы обеспечить товарообмен)

2.  Почему шар  для кегельбана не может быть деньгами? ( Он  неудобен в обращении)

 

               Карточка с заданиями для группы «Аналитики»

1. Могли бы ледяные кубики стать денежной единицей в Америке (нет, так как они недолговечны) Каким и тремя признаками обладал товар, стихийно выделившийся  в качестве денег  у разных народов? ( Представлял ценность в глазах общества. Был в достаточном количестве. Обладал долговечностью.)

2. Какие качества золота сделали его денежной единицей? (долговечность, ценность, достаточное количество)

На доске записываются признаки денег: Долговечность, Делимость, Портативность, Отличимость.

   Затем каждой группе  выдается карточка с дополнительным вопросом, на который должны ответить представитель обеих групп.

                           Генераторы

Какие функции выполняют деньги?

                            Аналитики

Определить  функции денег:

-единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям, получают назначенную цену деньгами. А покупают они в основном восточное серебро и рабов.

( Средство обращения.)

- если в Скандинавии средняя цена  за рабыню составляла одну мерку серебра, то на рынках в Византии она была в несколько раз выше. За три мерки серебра можно было купить или рабыню или хорошего скакуна.

(Средство измерения)

- в руках воинов -  купцов, разбогатевших за счет выгодных операций, постепенно накапливались значительные сокровища.

(Средство накопления)

На доске записываются функции денег: Средство обращения, Средство измерения, Средство накопления.

                           

В итоге у обучающихся формируются следующие понятия:

1.   Деньги (все то, что принимается всеми в обмен на любые товары и услуги)

2.   Функции денег(средство обмена, средство измерения, средство накопления)

3.   Признаки денег (портативность, долговечность, делимость,  отличимость)

Учитель:

Мы поговорили с вами о том, как возникли деньги, какие функции они выполняют. А что для вас значат деньги?

Проходит рефлексия:

Что для вас деньги?

А деньги это главное?

Все ли измеряется деньгами?

Составьте синквейн на тему деньги.

Учитель:

В мировой литературе очень много произведений, затрагивающих тему денег. Думаю, вам знакомы Альбер А.С. Пушкина, познакомитесь с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души» с его героем Плюшкиным. А я советую вам прочесть повесть О. Бальзака «Гобсек»

В качестве домашнего задания:

 1. Подумайте, что может играть роль денег в нашей местности.

 2. Вспомните пословицы и поговорки о деньгах.

 

 

 

 Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Приветствует уч-ся, мотивационная установка.

Приветствуют учителя, проводят самооценку своей деятельности на урок, выбирают независимого эксперта

2. Стадия вызова

 Учитель обращает внимание обучающихся на предметы, которые ранее выполняли роль денег в разных государствах

Презентация слайд№1

Определяют тему, формулируют тему и цель урока.

3. Стадия осмысления. Открытие нового знания. Формулирование выводов

 

1.Учитель объясняет концепцию происхождения

товарных денег.

 

2.Для определения признаков денег предлагает групповую форму работы.

 

3.Выдает группам папки с заданиями.

 

4.Записывает на доске признаки денег исходя из ответов обучающихся.

Презентация слайд №2

 

5. Записывает на доске функции денег исходя из ответов обучающихся.

Презентация слайд №3

 

6.Помогает сформулировать выводы

1.Отвечают на вопрос. Были ли они удобны?

 

2.Делятся на группы «Генераторы», «Аналитики»

 

3.Работают 3 мин. с карточками

 

4.Ответы представителей групп

 

5.Работают с карточками 3 мин.

Ответы представителей групп.

 

6.Формулируют основные понятии по изучаемой теме.

4. Стадия рефлексии

7.Задает вопросы. Что для вас деньги? А деньги главное? Все ли измеряется деньгами?

7.Составление синквейна по теме «Деньги»

5. Применение нового знания, домашнее задание

Вспомнить пословицы и поговорки о деньгах.

Придумать, что может играть роль товарных  денег в нашей местности. Рекомендует прочитать литературу  затрагивающую тему денег.

 

 

Список используемой литературы:

1. Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.

2. Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./

Т.А. Аглинцева, Е.Н. Кукушкина, Г.М. Сухонос и др./

под редакцией А.В. Юрова. - М.: Финансы и статистика, 1994 - 288 с.


Урок обществознания в 7 классе 7

Урок обществознания в 7 классе 7

Функции денег». Предметы, выполнявшие ранее функции денег (соль, рыба, мех, ит

Функции денег». Предметы, выполнявшие ранее функции денег (соль, рыба, мех, ит

Ответы детей. У всех товарных денег есть одно общее свойство - они сами помимо роли денег являются товаром, т

Ответы детей. У всех товарных денег есть одно общее свойство - они сами помимо роли денег являются товаром, т

Карточка с заданиями для группы «Аналитики» 1

Карточка с заданиями для группы «Аналитики» 1

На доске записываются функции денег:

На доске записываются функции денег:

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Стадия рефлексии 7.Задает вопросы

Стадия рефлексии 7.Задает вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017