Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Мантуровская детская школа искусств»
класс хореографии
на базе МОУ «ЯСОШ им. И. И. Золотухина»
План – конспект открытого урока по учебному дисциплине
«Историко-бытовой и современный бальный
танец»
с обучающимися 5 класса
Тема:
«Придворные балы»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
ЗАХАРОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
С. Ястребовка,
2016 год
Цели:
Образовательная. Учить танцам 19 века и их истории и культуре придворных балов 19 вока.
Оздоровительная. Способствовать развитию музыкальности.
Воспитательная. Способствовать воспитанию творческой, культурной личности.
Задачи:
Развивать музыкальность.
Учить взаимодействовать в коллективе.
Развивать внимательность, дисциплинированность.
Способствовать развитию фантазии.
Раскрывать творческий потенциал ребенка.
Способствовать самовыражению ребёнка через танец.
Способствовать воспитанию культуры поведения учащихся, их взаимоотношения.
Расширить кругозор подростков и их общей эрудиции.
Содействовать повышению познавательной активности учащихся, изучая историю танца.
Формировать проявления чувства коллективизма, дружбы.
Изучение истории танцев 19 века.
Изучение правил этикета на балу соответствующей эпохи.
Ход урока.
Учащиеся входят в класс под мелодию Мальтийского бранля.
Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья. При входе в класс вы услышали веселую мелодию, которая как мне показалось, заставила вас не только улыбнуться, но и попытаться пританцовывать. Танец –древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины… По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю, что труд создал еще и танец. Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.
Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: будь то рождение, смерть, война, избрание своего вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки (подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы). Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далёких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.
Давайте попытаемся воссоздать один из первых танцев человечества. И как я уже сказала это будет ритуальный танец. В нем присутствует обращение к богам, просьба о хорошем урожае и о достатке воды. Тема плодородия — древнейшая и важнейшая для человечества.
На счет 1-4 – приставные шаги вправо с приседанием, напоминающее деми-плие классического танца.
На счет 5-8 – приставные шаги влево, опять же на полусогнутых, мягких ногах.
Добавляем движение руками, при движение вправо, прижимая к груди левую руку, правой рукой делаем полный круг в воздухе и наоборот, при движении влево, правую руку прижимаем к груди, а левой рукой описываем полный круг.
(Отработка движений африканского танца вначале без музыки, затем с музыкой)
Учитель: Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое-для народа и утонченное искусство для знати.
В средние века появляется ряд простейших танцевальных форм. Служители церкви с особой яростью обрушиваются на танец, видя в нем дьявольское наваждение, влияние сатаны и страшных сил ада.
Но, несмотря на строгие запреты, во время народных праздников люди исполняют свои незатейливые танцы. Наиболее распространенные танцы- бранль прачек, бранль башмачников. Уже сами названия говорят, что в этих танцах воспроизводились движения, характерные для той или иной профессии.
Танцы раннего средневековья в основном хороводные, парные, исполнители образовывали круг, держась за руки, или выстраивались в цепочку.
Бранль – французский народный танец, что означает двигаться, шевелиться, колебаться. Это самый распространенный танец средневековья. Во Франции его танцевали повсеместно- в городах, деревнях, на ярмарках, на праздниках.
Давайте попробуем исполнить незатейливые движения танца-Бранль.
Танцуется он по замкнутому кругу, простыми приставными шагами, вправо-влево.
На счет 1-4 – два приставных шага вправо,
На счет 5-8 – два приставных шага влево,
На счет 9-16 – повторить движения 1-8 такта.
На счет 1-2 – два простых шага вперед, сужая круг, движение начинается с правой ноги.
На счет 3-4 – три хлопка ладонями рук на уровне груди,
На счет 5-6 – два простых шага назад, движение начинается с левой ноги.
На счет 7-8 – попеременно три прыжка на правую и левую ноги, свободную ногу вынести вперед с вытянутым носком.
На счет 9-16 – повторить движения 1-8 тактов.
(Отработка движений мальтийского бранля вначале без музыки, затем с музыкой).
Учитель: В эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большое значение. Без него не обходятся балы, вечера.
Придворные танцы эпохи Возрождения в большинстве своём – народные танцы, переработанные и видоизменённые согласно правилам этикета.
Этикет придворного общества был очень строгим; он регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение его считалось обязательным во время официальных аудиенций, церемоний, придворных прогулок, танцевальных вечеров. Это привело к тому, что в придворном обществе появляется учитель танцев-преподаватель изящных манер.
Балы, торжественные и танцевальные вечера, прочно вошли в придворный быт в эпоху Возрождения. Название «бал» происходит от греческого «баллери», что означает танцевать, прыгать. Первые итальянские и французские балы относятся к 14 веку. В России впервые балы появились в 18 веке. По указу Петра 1 бальный танец был обязательным предметом в программе многих учебных заведений. В XIX веке дворяне с удовольствием ездили на балы.
Балы проходили в огромных и великолепных залах, освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а по двум сторонам залы у стены стояло множество ломберных столов. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения.
Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.
Кавалеры заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.
Балы всегда начинались с величественного Полонеза.
Танец полонез пришел к нам из польской культуры. Он отличается от других плясок не замысловатостью движений, а особым, правильным положением тела во время исполнения. Шаги в этом танце должны быть изящными и легкими, приседания в каждом акте – плавными и грациозными, а осанка – строгой.
Долгое время полонез сопровождал свадебное торжество. Однако уже в 18 веке грациозные движения исполнялись в каждом уголке Европы. Само его название в переводе с французского означает «польский». Изящный танец полонез обычно исполнялся в начале бала, нередко и под конец вечера. Роскошное шествие богатые хозяйки использовали, как возможность поприветствовать присутствующих, своеобразным приглашением на танец. Они брали под руку своего кавалера и обходили весь зал, предлагая другим парам присоединиться к пляскам.
Благодаря легкому основному шагу и торжественному музыкальному сопровождению полонез очень быстро завоевал популярность при дворе. Поскольку балы организовывались в просторных роскошных залах, в грациозном шествии могло принять участие огромное количество пар. Они всегда двигались одним шагом, приседали под конец каждого акта, однако при этом выполняли самые разнообразные фигуры.
Уже в 19 веке данный танец стал настолько горделивым и ритмичным, что в изначально народных движениях практически не осталось традиционных черт. Исполнители всегда строго держали спину, делали мягкие шаги. В наше время старинное бальное шествие можно увидеть в постановках музыкального театра.
Необходимо четко представлять себе, в какой стороне будет находиться партнер. Внутренней считается та нога, которая расположена ближе всего к вашей паре. Она станет опорой в первом движении. Внешнюю ногу нужно приподнять и выставить ее вперед, затем поставить ее на носок, в то время как опорную – согнуть. Во время второго шага приседания не выполняются. Однако внутренняя нога должна повторить предыдущие движения внешней, после чего так же стать на носок. В третьем па внешнюю ногу нужно будет в конце поставить на всю стопу. В следующем цикле роль опоры будет выполнять внешняя нога, а значит, именно на нее необходимо присесть. Шаги второго цикла в остальном повторяют движения первого.
Попробуем выполнить движение шагов полонеза вначале без музыки, затем с музыкой.
Отработка движение шагов полонеза без музыки и с музыкой.
Учитель: Увы, как и многое другое, балы остались в далёком прошлом. Сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие в эпоху русских балов. Вы познакомились с историей , обычаями и традициями бала. Узнали несколько танцев средневековья, такие как бранль, полонез, а также побывали в Африке и разучили африканский танец, прародитель всех танцев, мы узнали как себя вели на придворных балах, чем ещё занимались на балу гости и хозяева.
Этому воображаемому путешествию, конечно, не суждено воплотить в явь, но может быть, когда вы в следующий раз увидите бал в кино или на театральной сцене, либо прочтёте о нём в классическом романе, вам яснее станет происходящее, да и само прошлое сделается ближе и понятнее.
А закончим мы наш урок полонезом.
Исполнение полонеза. Выход под мелодию полонеза с исполнением движений самого танца-шествия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.