План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
22.01.2017
Русский язык нелегко даётся учащимся с таджикским языком обучения. Более десяти лет из школьной программы был изят предмет «Русская литература». Уроки русского языка проводятся в интегрированной форме, и это всего за 2 часа в неделю.
Представленный сценарий интегрированного урока русского языка и литературы предназначен для учащихся 8 класса с таджикским языком обучения. Занятие проводится по учебнику Гусейновой Т. В., Гусейнова Т. И. «Учебник для 8-го класса школ с таджикским языком обучения» под ред. И. Х. Каримовой.
В сценарии представлен урок по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения. К. И. Чуковский «Телефон». Используя презентации, электронные словари, таблицы, занимательный материал, автор раскрывает особенности разрядов местоимений, их применение в устной и письменной речи, знакомит школьников с творчеством русского поэта, детского писателя, журналиста и переводчика К. Чуковского.
В сценарии освещается, как в игровой форме активизируется устная речь учащихся, приобщение восьмиклассников с помощью компьютерных технологий к информационным ресурсам.
В заключении подводится итог урока, комментирование оценок
Саидов С. Разряды местоимений. Личные местоимения..doc
Сценарий интегрированного урока
русского языка и литературы
в 8 классе с таджикским языком обучения
Тема: Разряды местоимений. Личные местоимения.
К.И. Чуковский «Телефон»
Цели:
1. Познакомить учащихся с грамматическими понятиями «разряды местоимений»,
«личные местоимения», уяснить для них сущность указательнозаместительной
функции местоимения как части речи.
2. Сформировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи (с
учётом особенностей их склонения).
3. Научить восьмиклассников использовать в своей речи местоимения, в том числе
как средство связи предложений в тексте.
4. В игровой форме активизировать устную речь, приобщить учащихся с помощью
компьютерных технологий к информационным ресурсам.
5. Познакомить школьников с творчеством классика русской литературы К.И.
Чуковского, привить учащимся любовь к чтению художественных произведений.
Оборудование: учебник, портрет писателя К.И. Чуковского, детские книги писателя
(«Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище»), словарь русского языка С.И. Ожегова
(электронный вариант), мультимедийный проектор, экран, компьютерная игра «Буриме»,
тренажёр «Разряды местоимений».
Лексика:
журналистика литературнопублицистическая деятельность в журналах и
газетах
пуд старая русская мера веса, равная 16,38 кг
дюжина двенадцать штук (в счёте однородных предметов)
эгоизм себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам
других, пренебрежение к интересам общества и окружающих
эгоист человек, отличающийся эгоизмом, себялюбец
Ход урока:
1. Начало урока. Оргмомент. Подготовка класса к уроку.
Ребята, сегодня мы продолжим изучать тему «Местоимение». Мы узнаем, какие
разряды имеет эта часть речи, затем подробно познакомимся с личными
местоимениями и научимся правильно употреблять их в устной и письменной речи.
На нашем уроке будем использовать современную компьютерную технику,
сосредоточьтесь и будьте внимательны, подготовьте учебник, рабочую тетрадь,
тетрадь для словарных работ, ручки и карандаши.
2. Речевая разминка: Проведение игры «Буриме» с помощью компьютера. Предлагаем слово
«Местоимение» как компьютеру, так и всем учащимся. В форме соревнования с
компьютером учащиеся составляют слова из букв базового слова. Суммарное количество
баллов при этом составляет 42 очка. Победителем признаётся тот, кто первым подобрал
эти слова, или учащиеся 8 класса, или компьютер.
Полученные слова: место, стон, сено, сито, мост, енот, том, сом, тон, нос, сон,
ом.
3. Проверка домашнего задания.
Ребята, на прошлом уроке вы впервые познакомились с местоимением как частью
речи и прочитали текст «Слон».
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Какие слова называются местоимениями?
2. Чем местоимение отличается от других частей речи?
3. Как называются местоимения в таджикском языке? Приведите примеры.
4. Что нового вы узнали об индийском слоне?
5. Как и для чего слон использует бивни, хобот и уши?
Пересказ учащимися текста «Слон» (учебник для 8 класса, стр. 85).
Задания на смекалку:
1. Какие два местоимения мешают транспорту? (Я+мы)
2. Какие местоимения самые чистые? (Вы+мы+ты)
3. Первый слог – местоимение, второе – звук, который издаёт лягушка. А вместе
это слово – овощ. (Ты + ква)
4. Введение нового языкового материала.
Мы продолжаем с вами изучать местоимение. Запишите, пожалуйста, число,
тему урока: Разряды местоимений. Личные местоимения. К.И. Чуковский «Телефон».
Объяснение темы при помощи таблицы, помещённой в учебнике на стр. 84. Выделение 8
разрядов местоимений.
Чтение учащимися местоимений всех разрядов, составление с некоторыми из них
устных предложений.
Я учусь играть на дутаре. Мой товарищ купил для себя несколько тетрадей. Кто
то взял у меня эту книгу. На уроке черчения мы начертили план нашей школы.
Ребята, личные местоимения (чонишинхои шахси) обозначают лицо.
Когда мы говорим о себе, то употребляем местоимения 1го лица: я (ман), мы
(мо).
Когда мы обращаемся к другим, то употребляем местоимения 2го лица: ты (ту),
вы (шумо).
Когда мы говорим о комнибудь или о чёмнибудь, то употребляем местоимения 3
го лица: он, она, оно (вай), они (онхо).
Первичное осмысление, систематизация и закрепление полученных знаний
Работа по таблице «Личные местоимения» Личные местоимения первого, второго и третьего лица изменяются по падежам
и числам. Они склоняются, как имена существительные.
Работа по таблице (упражнение 145 стр. 86).
Проведение словарной работы. С помощью мультимедийного проектора открываем
компьютерный (электронный) словарь. Вводим через клавиатуру компьютера новую
лексику. На экране появляются значения новых слов, к некоторым из них подобраны
словосочетания.
Чтение сильным учеником текста о К.И. Чуковском (упражнение 147 на стр. 8788),
показ портрета писателя.
пока не
Корней Иванович Чуковский прожил долгую жизнь.
Корней Иванович родился ещё в девятнадцатом веке, в
1882 –ом году, а умер в середине двадцатого века, в 1969
ом году.
В молодости Чуковский перепробовал много
профессий,
занялся журналистикой.
Литературное творчество стало делом всей его жизни.
Корней Иванович писал не только весёлые сказки для
малышей, но и много переводил с английского языка.
Чуковксий перевёл «Приключения Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Приключения
Тома Сойера» Марка Твена.
До конца своих дней Чуковский неустанно работал, встречался с детьми,
устраивал для детей весёлые праздники в подмосковном посёлке Переделкино, где жил последние годы. Чуковский учил ребят правильно говорить, развивать свою речь, писать
стихи. Каждый, кто любит литературу, помнит о Корнее Ивановиче, с
удовольствием читает книги, которе написал Корней Иванович или перевёл.
Как можно озаглавить текст? Какими местоимениями вы заменили бы выделенные в
тексте существительные? Почему следует произвести такую замену?
Вопросы по тексту:
1. Приходилось ли вам читать весёлые стихи и сказки К.И. Чуковского –
«Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит»?
2. Чему учат его произведения?
3. Какие они? Для кого они написаны?
Выразительное чтение учащимися отрывка из стихотворения «Телефон»
(упражнение 148 стр. 88).
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон?
Откуда? От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего?
А много ли прислать?
Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он ещё у меня маленький…
5. Закрепление нового языкового материала
1. Просмотр озвученной презентации «Телефон» К. Чуковского.
2. Нахождение в тексте стихотворения «Телфеон» местоимения.
У меня зазвонил телефон (меня личное местоимение)
Кто говорит? (кто вопросительное местоимение)
3. Устное выполнение задания № 149 – поставить местоимения он, она, они в
нужную падежную форму. В случае затруднения обращаться к таблице
«Склонение личных местоимений».
Он идёт (за кем?) …, …, … . Мы идём (к кому?) …, …, … . Я занимаюсь (с кем?) …,
…, … . Я говорю (о ком?) …, …, … .
Ребята, а теперь мы письменно выполним несколько заданий, пользуясь таблицей
на стр. 86. (четверо учеников работают у доски).
Спишите предложения. Данные в скобках местоимения ставьте в нужных падежах.
1. Анвар попросил у (я) карандаш. 2. Мы с (ты) вместе будем готовить уроки.
3. Садовник рассказал (мы), как нужно ухаживать за цветами. 4. Если (вы)
пойдёте в кино, то я тоже пойду с (вы).
Выполнение задания на тренажёре.
Ребята, а следующее задание мы выполним с помощью компьютера. Перед нами
тренажёр. Нужно распределить местоимения по строкам таблицы. При выполнении
этого задания воспользуемся таблицей на стр. 84 учебника. Занимательная страничка.
С помощью компьютерной техники на экран проецируется анаворд по теме и
решается всем классом.
Ответьте на вопросы анаворда правильно, и по вертикали можно
будет прочесть зашифрованное слово.
1. Принадлежащий мне (мой).
2. Личное местоимение 2го лица, единственного числа в винительном или
родительном падеже (тебя).
3. Возвратное местоимение (себя).
4. Местоимение, указывающее на чтонибудь близкое в пространстве или во времени
(тут)
5. Вопросительное местоимение (кто).
6. Ни один человек (никто).
7. Личное местоимение 1го лица, единственного числа в родительном падеже (меня).
8. Принадлежащий ей (её)
9. Личное местоимение 1го лица, множественного числа в винительном падеже (нас).
10. Личное местоимение 3го лица, множественного числа в творительном падеже
(им)
11. Принадлежащий ему (его).
Ответ: Местоимение 6. Домашнее задание.
1. Повторить тему «Разряды местоимений. Личные местоимения».
2. Письменное выполнение упражнения 150 (учебник, стр. 89). Указать падеж
личных местоимений в предложениях.
3. Из букв слова ЖУРНАЛИСТИКА составить как можно больше слов (с
помощью компьютерного электронного словаря, энциклопедии, справочных
материалов). Можно включить в работу родителей, друзей, соседей.
Составивший наибольшее количество слов будет награждён призом.
4. Дома прочитайте отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» своим
младшим братишкам и сестрёнкам и обсудите его содержание с ними.
7. Конец урока, подведение урока. Комментирование оценок.
Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке?
Вспомните, какие разряды имеет местоимение.
Какие местоимения относятся к разряду личных местоимений? Приведи
примеры.
Как называются личные местоимения в таджикском языке?
Кто такой К.И. Чуковский? Какие произведения он написал?
Чем интересно вам стихотворение «Телефон»?
А пользуетесь ли вы мобильными телефонами? В чём польза и вред
этой мобильной связи?
Понравилась ли вам работа с помощью компьютерной технологии?
Ваше мнение о компьютерной игре «Буриме». Какие другие игры
можно использовать на наших занятиях?
Комментирование оценок. Выставление оценок в дневниках учащихся.
Урок окончен. До скорой встречи!
Список использованной литературы:
1. Гусейнова Т. В., Гусейнов Т. И. Учебник для 8-го класса школ с
таджикским языком обучения/ Под ред. И. Х. Каримовой. Душанбе:
Собириён, 2006. – 144 с.
2. Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н.)
http://slovoblog.ru/ojegov
3. Чуковский К. Телефон. М.: Детская литература, 1983
Аннотация
Русский язык нелегко даётся учащимся с таджикским языком
обучения. Более десяти лет из школьной программы был изят предмет
«Русская литература». Уроки русского языка проводятся в
интегрированной форме, и это всего за 2 часа в неделю.
Представленный сценарий интегрированного урока русского языка
и литературы предназначен для учащихся 8 класса с таджикским
языком обучения. Занятие проводится по учебнику Гусейновой Т. В., Гусейнова Т. И. «Учебник для 8-го класса школ с таджикским языком
обучения» под ред. И. Х. Каримовой.
В сценарии представлен урок по теме «Разряды местоимений. Личные
местоимения. К. И. Чуковский «Телефон». Используя презентации, электронные словари,
таблицы, занимательный материал, автор раскрывает особенности разрядов местоимений,
их применение в устной и письменной речи, знакомит школьников с творчеством русского
поэта, детского писателя, журналиста и переводчика К. Чуковского.
В сценарии освещается, как в игровой форме активизируется устная речь учащихся,
приобщение восьмиклассников с помощью компьютерных технологий к информационным
ресурсам.
В заключении подводится итог урока, комментирование оценок.
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
План-конспект урока на тему "Разряды местоимений. Личные местоимения" (8 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.