План-конспект урока по наглядной геометрии 6 класс
по теме "Кривые Дракона".
Составила: учитель математики МКОУ «Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Терехова Т.В.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
· познакомить с еще одной замечательной кривой, научить строить данные кривые;
Задачи:
· учить анализировать, рассуждать, проводить умозаключения;
· воспитывать культуру речи,
· отрабатывать технику работы с инструментами, бумагой.
Оборудование:
· презентация по теме "Кривые Дракона".
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 2
- Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми видами кривых. Какие кривые вы знаете? (ответ учеников).
Наш урок будет посвящен еще одним необычным семейством линий. И называется она – Кривая Дракона.
2. Изучение нового материала
Кривая дракона — это кривая без самопересечений. Эта причудливая линия заключена внутри дракона и своими изгибами обрисовывает его контур.
Люди, видевшие драконов, подтверждают, что они выглядят
именно так.
Как получается такая линия?
Слайд 3
1. Возьмите полоску бумаги, длиной двойной лист тетради, шириной 5 кле-ток, левый конец которой пометьте точкой. Сверните ее пополам, чтобы точка оказалась закрытой, а потом еще пополам (всякий раз правый конец накладываем на левый).
Разверните ее теперь так, чтобы линии сгибов отчетливо выделялись, и положите на стол. Точка должна быть слева. У вас получилась полоса
Изгибы идут в следующем порядке: вниз — вниз — вверх.
Или, вводя обозначения Н — вниз, В — вверх, это запишется так: Н Н В.
Слайд 4
2. Сложите полоску три раза пополам. Получится такая полоса
Изгибы теперь идут так: ННВННВВ
Слайд 5
3.Сложите полоску четыре раза и запишите, как будут чередоваться изгибы.
ННВННВВНННВВНВВ
Сложите полоску пять раз и запишите, как будут чередоваться изгибы.
ННВННВВНННВВНВВНННВННВВВННВВНВВ
Слайд 6
Вы получили Коды для рисования кривой дракона:
1) Н Н В
2) ННВННВВ
3) ННВННВВНННВВНВВ
4)ННВННВВНННВВНВВНННВННВВВННВВНВВ
Внимательно посмотрите на них и найдите некоторые закономерности.
Слайд 7
Закономерности:
1) Число изгибов нечетное, причем, если на каком-то шаге их было К, то на следующем будет 2К + 1;
n сначала 2×1+1 = 3 изгиба,
n затем 2×3 + 1 = 7,
n потом 2×7 + 1 = 15,
n 2 х 15 + 1 = 31 и т.д.
2) в середине всегда Н, а сгибы до этого среднего Н такие же, как и на предыдущем шаге;
3) и, самое главное, буквы, равноудаленные от среднего Н, всегда различны.
Следуя этим закономерностям, можно последовательно выписывать цепочки (коды) для полосок, сложенных любое число раз.
ПРАВИЛО ДЛЯ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО КОДА К ДРУГОМУ:
Берем имеющийся код, приписываем к нему букву Н (под ней удобно поставить точку), затем выписываем в обратном порядке буквы, предшествующие этому Н, заменяя Н на В и наоборот (посмотрите на коды, соответствующие четвертому и пятому сгибам).
ННВННВВНННВВНВВ
ННВННВВНННВВНВВНННВННВВВННВВНВВ
Физкультминутка.
3. Первичное закрепление изученного материала
Слайд 8 Задача 1.
Пользуясь этим правилом, напишите цепочку – код для полоски, сложенной в 6 раз.
Решение: ННВННВВНННВВНВВНННВННВВВННВВНВВН
ННВННВВНННВВНВВВННВННВВВННВВНВВ
Итак, мы научились получать коды сколь угодно длинные. Но все-таки, причем здесь «драконы», как следует расшифровывать эти коды для построения кривых дракона?
Слайд 9. Возьмем лист клетчатой бумаги и проведем в нем вертикальную черточку по стороне одной клетки (рис. 222, а). Заменим в коде букву Н на JI (левый поворот), а букву В на П (правый поворот) и продолжим проведенную черточку, следуя командам кода и поворачивая последовательно налево и направо на 90°. На рис. 222, б—д изображены «дракончики», соответствующие 1, 2, 3 и 4 складываниям.
Если всмотреться в эти линии, то можно увидеть, что каждую последующую (по количеству сгибов) кривую можно получить с помощью кальки, поворачивая всю уже имеющуюся кривую на 90° по часовой стрелке вокруг конца этой линии. Этим способом можно строить любые кривые дракона.
Повторение рисунка половины кривой при повороте на 90° (а, следовательно, использование кальки для вычерчивания) можно объяснить с помощью исходной бумажной полоски. В свернутой полоске изгибы слоев повторяют друг друга. Развернем свернутую бумажную полоску, чтобы она стала двухслойной. Повернем один слой вокруг серединного сгиба на 90°. Одна половина нашей кривой повернулась на 90°, повторив изгибы другой половины.
Слайд 10 Задача 2.
Постройте кривую, соответствующую шести сгибам полоски, из кривой в пять сгибов.
Слайд 11. Решение
Слайд 12. Задача 3
Возьмите лист бумаги и нарисуйте разноцветными карандашами четырех драконов, «вырастающих» из одной точки(у первого дракона первая черточка идет вверх, у второго – вправо, у третьего – вниз, у четвертого – влево).
Слайд 13. Решение:
Эти драконы получаются из исходного при помощи трех последовательных поворотов на 900. Драконы не пересекаются и последовательно заполняют лист бумаги. Оказывается, не обязательно при построении кривых Дракона всякий раз поворачивать ранее полученную кривую на 90° в одном и том же направлении. Направления вращений (по или против часовой стрелки) можно чередовать произвольным образом.
Интересный факт (Слайд 14)
Ну и еще один интересный факт. Самый известный, наверное, дракон — дракон Хартера – Хейуэя — получается, если угол поворота взять равным 180◦
Поставив двух Драконов Хейуэя спина к спине (один повернут относительно другого на 900 и они плотно, без пробелов примыкают друг к другу), получим двойного Дракона.
Кривая дракона – один из популярнейших объектов, который встречается практически во всех курсах фрактальной геометрии. Изучается она также и на уроках информатики, она кодируется на разных языках программирования.
4. Рефлексия.
Ученикам раздается анкета, где необходимое нужно подчеркнуть.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
интересно
|
работал |
понял материал |
скучно
|
отдыхал |
узнал больше, чем знал |
безразлично
|
помогал другим |
не понял |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.