ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)
Оценка 5

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
8 кл
03.12.2018
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)
Слово «симметрия» греческое (συμμετρία), оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей», неизменность при каких-либо преобразованиях. В словаре С.И. Ожегова симметрия – это соразмерность, пропорциональность частей чего-нибудь, расположенных по обе стороны от середины, центра. С симметрией мы часто встречаемся в природе, архитектуре, искусстве, технике и быту. Симметрия в одежде – это символ строгости. Симметрия в архитектуре – это признак красоты и надежности. Некоторые люди утверждают, что симметрия – это совершенство.
Урок геометрии 8 кл .doc
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока: «Осевая и центральная симметрии», геометрия 8 класс 1. ФИО (полностью) 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема и номер урока в  теме Базовый учебник 7.  Сырысева Светлана Александровна МОУ Давыдовская сш Николаевского района Ульяновской области учитель математики геометрия 8 Осевая и центральная симметрии (1из1) Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7­9: Учебник для общеобразовательных  учреждений  ­ 5­е изд., – М.: Просвещение, 2015 8. Цель  урока: повторить свойства четырехугольников; актуализировать знания учащихся о симметрии, видах симметрии; центральной и  осевой;  уметь применять полученные знания. 9. Планируемые результаты:   знать свойства четырехугольников: параллелограмма, ромба, прямоугольника и квадрата; распознавать  центральную и осевую симметрии,  решать задачи на построение точки, симметричной относительно оси или центра;  приводить примеры  фигур, предметов, имеющих ось или центр симметрии; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре;  излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.  10. Задачи: ­ образовательные (формирование познавательных УУД):    ­ повторить свойства четырехугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата; ­ познакомить обучающихся с понятиями осевой и центральной симметрий; ­ рассмотреть осевую и центральную симметрии как свойства некоторых геометрических фигур; ­ учить строить симметричные точки и распознавать фигуры и предметы, обладающие осевой и центральной симметриями. ­ воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):    ­ умение слушать и вступать в диалог,   ­ участвовать в коллективном обсуждении проблем,  ­ интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие,  ­ воспитывать ответственность и аккуратность, интерес к математике. ­ развивающие (формирование регулятивных УУД) ­ развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,  ­ развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность; ­ самостоятельную и исследовательскую деятельность учащихся; ­ развивать познавательную активность; ­ учить обобщать и систематизировать полученную информацию. 11.Тип урока: изучение, закрепление и усвоение полученных знаний с переходом на более  высокий уровень. 12 .Методы:  по источникам знаний: словесные, наглядные;  по степени взаимодействия учитель­ученик: эвристическая беседа;  относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;  относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично­поисковый. 13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 14.Организация деятельности учащихся на уроке: ­самостоятельно выходят на проблему и решают её; ­самостоятельно определяют тему, цели урока; ­работают с текстом учебника;  ­работают с технологической картой при выполнении заданий; ­отвечают на вопросы; ­решают самостоятельно задачи; ­оценивают свои знания себя; ­рефлектируют. 15.Необходимое оборудование:  учебники геометрии, доска, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с  домашним заданием), презентация, проектор и экран. 16.Структура и ход  урока Технологическая карта урока и разработка урока. № Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика 1 1 2 Организацион­ ный этап 3 Создать   благоприятный  психологический  настрой на работу 5 6 Приветствие  учащихся. Проверка  у готовности класса            к уроку;  организация внимания;  я м е р В ) . н и м   в ( 7 1 Познаватель­ ные 8 Осознанное  и  произвольное  построение  речевого  высказывания Формируемые УУД Регулятивные 9 Коммуникатив­ ные 10 Прогнозирован ие своей  деятельности Умение слушать  и вступать в  диалог Личностные Умение   выделять  нравственный  аспект  поведения. Вступительное слово  учителя.  Повторение  пройденного на  прошлом уроке. Беседа с проблемным  вопросом  по теме  урока.  Историческая справка  Вместе с учениками  определяет цель урока. Создает ситуацию, в  ходе решения которой  учащиеся делают  необходимый вывод. Направляет работу  учащихся.  Выступает в роли  тьютора для слабых  учащихся при  выполнении  творческого задания. я м е р В ) . н и м   в ( 5­6 3­4 14­15 10 Деятельность ученика Участвуют в работе  по повторению, в  беседе с учителем,  отвечают на  поставленные  вопросы. Определяют тему и  цель урока. Выполняют  лабораторные  работы. Отвечают   на поставленные  вопросы, ищут  необходимую  информацию.   Самостоятельно  решают задачи.   Делают  сравнительный  анализ ответов.  Отвечают на  проблемный вопрос. Учащиеся  выполняют в  группах творческое  задание. Делают  записи в тетрадь    Познаватель­ ные Анализ объектов  с целью  выделения  признаков. Поиск и  выделение  необходимой  информации. Самостоятельное выделение­ формулирование  познавательной  цели. Поиск и  выделение  необходимой  информации.  Структурировани е знаний.  Построение  логической цепи  рассуждений.  Выделение и  формулирование  познавательной  цели, рефлексия  способов и  условий  действия. Анализ объектов  и синтез  Построение  логической цепи  рассуждений. Личностные Развитие  познавательны х интересов,  учебных  мотивов Самоопределе ние  Самоопределе ние  Учебная  мотивация. Самоопределе ние.  Развитие  познавательны х интересов. Ориентация в  межличностны х отношениях  Развитие  познавательны х интересов,  учебных  мотивов. Формируемые УУД Регулятивные Коммуникатив­ Выделение и  осознание того, что уже  пройдено. Постановка  учебной задачи  на основе  известного. Целеполагание  Постановка  ные Умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои   мысли, слушать и вступать в  диалог вопросов Планирование,  прогнозировани е Умение слушать  и вступать в  диалог Умение слушать  и вступать в  диалог, Коллективное  обсуждение  проблем (при  необходимости)  Интегрироваться в группу;  Планирование  учебного  сотрудничества  со сверстниками Планирование  деятельности  для решения  поставленной  задачи и  контроль  полученного  результата,  коррекция  полученного  результата,  саморегуляция  Оценка своей  деятельности   Планирование  деятельности  6 Подведение  итогов урока.  Подводит итоги работы в классе.  Отвечают на  поставленные  2­3 Выделение и  формулирование  Поддержание  соперничества  Жизненное  самоопределен № Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Повторение  изученного  материала Актуализация  опорных знаний и  способов  действий 2 3 4 5 Подготовительн ый Изучение нового  материала Закрепление и  усвоение знаний Обеспечение  мотивации учения детьми, принятие  ими целей урока Обеспечение  восприятия,  осмысления и  запоминания  детьми. Установление  правильности и  осознанности  изучения темы.  Выявление ос­ мысления изучен­ ного материала,  коррекция выяв­ ленных пробелов,  обеспечение  закрепления в  памяти детей зна­ ний и способов  действий    Самооценка  результатов своей № Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Рефлексия. деятельности и  всего класса я м е р В ) . н и м   в ( Деятельность ученика вопросы. Оценивают свою работу и  работу  одноклассников Познаватель­ ные познавательной  цели, рефлексия  способов и  условий  действия. Анализ и синтез  объектов 7 Информация о  домашнем  задании,  инструктаж по  его выполнению. Обеспечение  понимания детьми цели, содержания  и способов  выполнения  домашнего  задания. Задает дозированное  домашнее задание Учащиеся  записывают  домашнее задание в  зависимости от  уровня освоения  темы урока 2 Формируемые УУД Личностные ие, ценносто­ смысловая  ориентация  обучающихся Нравственно  ­этическая   ориентация Коммуникатив­ ные для мотивации  учебной  деятельности;  планирование  сотрудничества  со сверстниками; участие в  обсуждении. управление  поведением  партнёра­  контроль,  коррекция,  оценкна Регулятивные для решения  поставленной  задачи,   контроль и  коррекция  полученного  результата,  саморегуляция Оценка  промежуточны х результатов и саморегуляция  для повышения мотивации  учебной  деятельности Деятельность учителя 1 этап. Организационный  Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;  ­Здравствуйте, ребята, садитесь. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова великого древнекитайского мыслителя Конфуция: «Я слышу   и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и я понимаю». Геометрию нельзя изучать, наблюдая, как   это   делает   сосед.   Значит,   чтобы   знать   геометрию,   нужно   стараться   как   можно   больше   заданий   выполнять самостоятельно. В ходе урока мы сегодня повторим свойства изученных четырехугольников и   ответим на вопрос: «Что общего у бабочки, автомобиля и человека, чем отличаются стрекоза и снежинка?» 2 этап. Повторение изученного материала. ­ На предыдущем уроке мы с вами выполняли контрольную работу по теме «Четырехугольники». Результаты работы у вас в тетрадях. Поднимите руки, кто получил оценку «5», а оценку «4»? Вы молодцы, а вот всем остальным ребятам необходимо выполнить работу над ошибками. На будущий год вам сдавать экзамен по математике за курс основной школы. И знания по изученной теме обязательно пригодятся.   Задание 1. Возьмите карточки, лежащие у вас на столах, подпишите их. Отметьте знаками «+»   и «­» свойства четырехугольников.  (слайд 2). Кирилл,  выбери один из четырехугольников и определи все его свойства. Давайте проверим, что у вас получилось.    (слайд 3). Поставьте себе оценку, используя предложенные критерии.  Задание 2. Перед вами вопросы теста. На каждый вопрос предлагается только один правильный ответ. Выберите его и обоснуйте свой выбор. (слайд 4) 1. Любой ромб является… Деятельность учащихся Учащиеся слушают  учителя, улыбаются друг  другу. Слушают учителя. 1 . Подписывают листочки. 2. Выполняют задания на  карточках. 3. Оценивают правильность  выполнения задания, ставят себе оценку. а) квадратом;          в) параллелограммом; б) прямоугольником;     г) нет правильного ответа. 2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник… а) ромб;                 в) прямоугольник; б) квадрат;            г) нет правильного ответа. 3.Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм… а) ромб;                в) прямоугольник; б) квадрат;           г) нет правильного ответа. 4. Прямоугольник – это четырехугольник, в котором… а) противолежащие стороны параллельны, а  диагонали равны; б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов; в) два угла прямые и две стороны равны;  г) нет правильного ответа. ­Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. 3 этап. Подготовительный   А сейчас посмотрите слайды и сформулируйте тему урока. (слайды 5­9 ) ­Как вы думаете, о каком понятии мы будем говорить? И какова цель нашего урока? Действительно,   сегодня   на   уроке   мы   изучим,   что   такое   симметрия,   какие   виды   симметрии   существуют.   Более подробно остановимся на осевой и центральной симметриях.  (слайд 10)  Ответим на вопрос, который прозвучал в начале урока: «Что общего у бабочки, автомобиля и человека, чем отличаются стрекоза и снежинка?»  ­ Запишите в тетрадях число  и тему урока. ­Ребята, а что такое симметрия? Как вы понимаете? (слайд 11)  Симметрия – понятие, означающее сохраняемость, повторяемость каких – либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований. Более простое толкование этого понятия на слайде. Это определения симметрии из толкового словаря Ожегова.  Явление  симметрии подробно изучил немецкий математик Герман Вейель. О симметрии он сказал так: «Симметрия является   той   идеей,   с   помощью   которой   человек   веками   пытается   объяснить   и   создать   порядок,   красоту   и совершенство». Симметрию нам подарила природа, а человек изучает это явление. Рассмотрим это явление с точки зрения геометрии. 4 этап. Изучение нового материала. Ребята, наша с вами задача сегодня ­ повторить  открытие Вейля,  самостоятельно вывести определение осевой и  центральной симметрии.  У   вас   на   столах   лежат   листы­задания   к   лабораторной   работе   №1.   В   результате   выполнения   работы   вы   должны сформулировать определение точек симметричных относительно прямой. На выполнение работы вам отводится 5 минут. Выполнив лабораторную работу вам необходимо дописать в определение пропущенные слова и записать его в рабочую тетрадь.  4. Выбирают правильный  ответ из предложенных и  обосновывают свой выбор.      Просматриваю слайды Формулируют тему и цели  урока.  Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы  учителя   Слушают учителя Лабораторная работа № 1. Симметрия относительно прямой. 1. Возьмите лист белой бумаги, согните его пополам. 2. Проткните двойной лист иголкой, а затем разогните. 3. Вы получили две точки. Обозначьте одну буквой А, а другую – А1. 4. Соедините точки А и А1 отрезком. 5. Измерьте расстояние от точек А и А1 до линии сгиба. 6. Сравните эти расстояния. 7. Дополните пропущенные слова в определении. И запишите его в тетрадь.                                                               Определение 1. Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой, если эта прямая проходит через  _середину_ отрезка АА1 и перпендикулярна к нему. А теперь внимание на слайд (слайд 12). Проверим: верно ли вы сформулировали определение. Молодцы. Мы  рассмотрели симметрию относительно прямой или оси, т.е. осевую симметрию. Оказывается, таким свойством  обладают различные фигуры. Причитайте определение фигуры, симметричной относительно прямой по учебнику  стр. 111. Этим свойством обладают, например, (слайд 13)  равносторонний треугольник, круг, ромб, прямоугольник, отрезок. Такие фигуры называются симметричными относительно прямой. Их можно перегнуть по какой­то прямой,  при этом одна часть фигуры полностью совпадет с другой частью. Причем ось симметрии может быть одна или  несколько. Назовите еще геометрические фигуры, имеющие ось симметрии. (квадрат, равнобедренная трапеция,  равнобедренный треугольник). Но не все фигуры имеют ось симметрии. У каких фигур оси симметрии нет? (ответ:  разносторонний треугольник, параллелограмм). В реальной жизни нас также окружают предметы, обладающие  осевой симметрией. (слайд 14).                                                                                                                      Сейчас   возьмите листы­задания к лабораторной работе №2. В результате выполнения работы вы должны сформулировать  определение точек симметричных относительно некоторой точки. Выполнив работу  вам необходимо дополнить в  определении пропущенные слова и записать его в рабочую тетрадь.                      Лабораторная работа № 2.  Симметрия относительно точки.   Постройте точку А, отличную от точки О. 1. На листе бумаги отметьте точку О.  2. 3. Постройте луч, дополнительный лучу ОА. Отложите отрезок ОА1, равный отрезку ОА. 4. Дополните пропущенные слова в определении. И запишите его в тетрадь. Определение 2. Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О. если О­середина отрезка АА 1 А сейчас внимание на слайд  (слайд 15).  Проверим: верно ли вы сформулировали определение. Мы рассмотрели симметрию относительно  точки или центра, т.е. центральную  симметрию.  Существуют  геометрические  фигуры, обладающие этим свойством. Причитайте определение фигуры, симметричной относительно точки по учебнику стр. 111.   Этим   свойством   обладают  (слайд   16)    параллелограмм,   круг,   правильный   шестиугольник,   прямая.   Такие фигуры   называются   симметричными   относительно   точки.       Причем   у   фигуры   может   быть   только   один   центр Выполняю лабораторную  работу №1. Дополняют определение  пропущенными словами Проверят правильность  выполнения задания. Слушаю учителя, отвечают  на вопросы.     Выполняю лабораторную  работу №2. Дополняют определение  пропущенными словами Проверят правильность  выполнения задания. симметрии.  А какие еще геометрические фигуры, имеют цент симметрии? (квадрат, ромб). В реальной жизни нас также окружают предметы, имеющие центральную симметрию. (слайд 17). Слушаю учителя, отвечают  на вопросы. 5 этап. Закрепление   (слайд 18) Задание  1. Выполните  практическое задание:   Найдите центр симметрии круга  и данной фигуры. Кирилл,    ты выбираешь только одну фигуру.       Выполнят предложенные  задания Ребята, кто догадался как это сделать для круга? А для фигуры?  Задание 3. Ответьте на вопрос: «Сколько осей симметрии имеет пятиконечная звезда?» А сейчас выполним задание по учебнику.  стр. 114, упражнения: 418(устно), 422(устно), 416, 421.(слайд 19) Перед тем как подвести итоги нашего урока предлагается творческое  задание: используя лист бумаги и ножницы покажите какой либо вид симметрию. (Ребята показывают свои работы). Молодцы ребята. 6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. Итак,   сегодня   на   уроке   мы   рассмотрели   осевую   и   центральную   симметрии.   Кроме   этих   видов   симметрии существуют поворотная, переносная  зеркальная симметрия, с ними вы познакомитесь в 9­ 10 классах.  Так что же общего у бабочки, автомобиля и человека. Чем отличаются стрекоза и снежинка? (слайд  20) Кто ответит на этот вопрос?  Ребята, что нового вы узнали на уроке? Понравился вам урок. А мне понравилось то, как вы сегодня работали. Сфера влияния симметрии безгранична: природа, наука, искусство. Симметрия определяет гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства. В подтверждение хочу привести   отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Отрочество»: «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я  вдруг был пронзен мыслью: Почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия?­ Это врожденное чувство,­ отвечал я себе. На чем оно основано? Разве во всем в жизни есть симметрия?» На этот вопрос вы ответите, выполнив домашнее задание. 7этап. Домашнее задание. (слайд 21) 1) Вопросы 18 – 22 стр. 114  2) №417, 423; подготовить информацию о симметрии в…(Симметрия в живописи, Симметрия в архитектуре, Симметрия в Отвечают на вопрос. Работаю с учебником Выполняют творческие  задания. Отвечают на поставленные  вопросы.( Бабочка,  автомобиль и человек  имеют ось симметрии.  Стрекоза имеет ось  симметрии, а снежинка  имеет центр симметрии). Слушаю учителя Учащиеся внимательно  слушают.  Записывают домашнее биологии,   Симметрия   в   архитектуре.,   Симметрия   в   химии.   Симметрия   в   поэзии,   Симметрия   в   быту, Симметрия в техники, Симметрия в буквах русского языка, Симметрия в русском языке и литературе)  . Кириллу задание – симметрия в буквах русского языка, а всем остальным  что вытяните. И в заключении, хочу вам предложить, когда у вас будет свободное время, выйдите погулять на улицу, посмотрите вокруг себя, и прикоснитесь к этому удивительному миру симметрии. (слайд 22) – На этом урок окончен. Спасибо за работу на уроке. До свидания. задание. Выбирают тему  сообщения о симметрии.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Осевая и центральная симметрии»( 8 класс,геометрия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Осевая и центральная симметрии»(  8 класс,геометрия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018