Данный урок проводится в 6 классе в ходе изучения «Истории средних веков»
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: пакет Office -ной программы (Word, PowerPoint)
Цифровые ресурсы: Интернет-ресурсы, компьютерные презентации (PowerPoint).
Аннотация: Данный урок является продолжением изучения главы: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.)». Без изучения этой темы невозможно судить о взаимоотношениях Англии и Франции последующих столетий. Этот урок можно в полной мере использовать для воспитания чувства патриотизма у учащихся на примере народной героини Франции – Жанны д,Арк.
Данный урок проводится в 6 классе в ходе изучения «Истории средних веков»
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: пакет Office ной программы (Word, PowerPoint)
Цифровые ресурсы: Интернетресурсы, компьютерные презентации (PowerPoint).
Аннотация: Данный урок является продолжением изучения главы: «Образование
централизованных государств в Западной Европе (XIXVвв.)». Без изучения этой темы
невозможно судить о взаимоотношениях Англии и Франции последующих столетий. Этот
урок можно в полной мере использовать для воспитания чувства патриотизма у учащихся
на примере народной героини Франции – Жанны д,Арк.
Адреса Интернетсайтов, откуда взяты материалы для данного урока:
1. http://028.brocgaus.ru/text/008.htm
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB
%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%B2%D0%BE
%D0%B9%D0%BD%D0%B0
%D0%B4%27%D0%90%D1%80%D0%BA#.D0.A4.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.86.
D0.B8.D1.8F_.D0.B2_.D1.8D.D0.BF.D0.BE.D1.85.D1.83_.D0.96.D0.B0.D0.BD.D
0.BD.D1.8B_.D0.B4.E2.80.99.D0.90.D1.80.D0.BA
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0_
4. http://vadimus.by.ru/Main/dark.htm
Также на этот урок подготовлены компьютерные презентации автором этой
работы и его учениками: Белоусовым Константином и Смирновым Павлом – учениками 6
класса.
План урока:
решают тесты, а затем проводится опрос учителем)
1. Повторение учебного материала (сначала учащиеся самостоятельно
2. Объяснение нового материала
3. Выступление учащихся по данной теме
4. Пояснения к домашнему заданию
Конспект урока:
Цели урока: 1. Дать учся общее представление о взаимоотношениях Англии и Франции в
XIVXVвв.
2. Развивать у учся умение использовать в учебном процессе компьютерные
технологии.
3. Воспитывать у учся чувство патриотизма на примере народной героини
Франции – Жанны д,Арк.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы обучения: проблемный или частично поисковый метод.
1. Оргмомент (1мин.)
II. Повторение ранее изученного материала (8 мин.)
(Учся выполняют тестовые вопросы на листочках, а затем, , эти же вопросы, для
закрепления, решают вместе с учителем)
Тестовые вопросы:
1. Кто не был заинтересован в объединении Франции?
А. Горожане
Б. Крестьяне
С. Мелкие и средние феодалы
Д. Крупные землевладельцы
Е. Церковь
2. Соотнесите правителей и страны, где они управляли.
1. Филипп II А. Франция
12. Вильгельм Б. Англия
3. Людовик IX
4. Генрих II
3. Соотнесите высказывания и исторических деятелей, к которым они
относились.
4. Дать определение: «сословная монархия – это…»
1. «Добрый разбойник» А. Вильгельм
2. «Завоеватель» Б. Филипп IV
3. «Красивый» C. Иоанн
4. «Святой» Д. Робин Гуд
5. «Безземельный» Е. Людовик IX
1. Централизованное государство, в котором королевская
власть опиралась на крупных землевладельцев.
2. Централизованное государство, в котором вся власть
сосредотачивалась в руках монарха.
3. Централизованное государство, в котором королевская
власть опиралась на собрание представителей сословий.
4. Централизованное государство, в котором королевская
власть опиралась на духовенство.
III. Изучение нового материала. (27 мин)
Изучение нового материала проводится с использованием компьютерной
презентации.
Примечание: смена слайдов производится щелчком левой кнопки мыши или
стрелкой направо на клавиатуре.
Слайд 1. Дается тема урока: «Столетняя война» с датой «13371453»
Слайд 2. План урока:
1. Причины начала войны.
2. Поражение Франции в начале войны. Соотношение сил.
3. Междоусобные войны французских феодалов.
4. Жанна д’Арк.
5. Окончание войны.
Слайд 3. Рассказ учителя о причинах начала войны и показ на слайде
(по щелчку начинает мигать территория Авитании и одновременно слово
«Аквитания». После завершения мигания производится еще одинщелчок и то же
самое происходит с территорией Фландрии и словом «Фландрия»)
Слайд 4. Учащиеся записывают в тетради причины начала войны:
Соперничество Англии и Франции за Аквитанию и Фландрию
Английский король заявил о своих правах на французский
престол.
Слайды 56. В этих слайдах применяются анимационные эффекты с
картинками (корабли, пушки, лучники, конница). В первом столбце будут изображаться
армия Англии, а во втором – армия Франции. Представители отдельных частей английской
армии на экран будут выходить с левой стороны, а французской – с правой. Учащиеся по
анимационным эффектам должны угадывать причины поражения французской армии в
начале войны.
По щелчку, с левой стороны выходит английский флот. 2 щелчок – французский
флот плавно движется в сторону английского, сталкивается и исчезает; вывод: английский
флот в начале войны был сильнее французского. Учитель может добавить, что в
первом же сражении англичане разгромили французский флот
23 щелчок – со левой стороны выходит пушка, а с правой – вопросительный знак;
вывод: в начале войны у англичан было огнестрельное оружие, а у французов не
было. (слайд 5)
Слайд 6. 1 щелчок – с правой стороны выходит французский лучник, с левой –
английский арбалетчик и надпись: «до 600 метров». Арбалетчик выстреливает – француз
исчезает; вывод: английское войско состояло из сильных пехотинцев – лучников,
которые пускали стрелы из арбалетов до 600 метров, а с 200 пробивали рыцарские
доспехи.
2 щелчок – слева в один ряд выходят английская конница и лучники, а справа,
разрозненно, выходят французская конница и лучники; вывод: английское войско было
более сплоченнее и дисциплинированнее, чем французское.
Слайд 7. Учитель дополняет предыдущие выводы о соотношении сил:
Французы: нет единого командования, дисциплины, пехота состоит из наемников.
Англичане: во главекороль; многочисленная пехота из крестьян.
Слайд 8. Учащимся дается задание на урок: По ходу рассказа составить
хронологическую таблицу Столетней войны (дата, событие, итог)
Слайды 9, 11, 14, 17. (По рассказу учителя об известных сражениях и
информации на слайдах учащиеся составляют хронологическую таблицу Столетней
войны)
Дата
1340 г.
1346 г.
1356 г
До 1380г.
1415г.
1429г.
Событие
морское сражение при Слейсе
Битва при Креси
Битва при Пуатье
Битва при Кале
Осада Орлеана
Итог
флот Франции был разбит
французы
потерпели поражение
французская армия была
уничтожена
оставшаяся в руках у англичан часть
Аквитании была меньше, чем к
началу войны
французы были разбиты
освобождение Орлеана
Слайды 10, 12, 15, 19. На этих слайдах показывается места известных сражений (по
щелчку начинают мигать события, дата, место сражения и стрелка)
Слайд 16. На этом слайде показаны английские владения во Франции к 1360г. и к
1429г. (по щелчку мигают территории, захваченные англичанами и бургундцами в эти
годы)
(Физкультминутка – гимнастика для глаз.) (1 мин)
Слайд 18. С этого слайда 2 учащихся рассказывают о Жанне д’Арк – народной
героине Франции. Рассказ сопровождается показом презентации, которую они сами
разрабатывали в течение 2 месяцев (каждый ученик 611 классов в начале учебного года
получил задание: по выбранной теме разработать компьютерную презентацию). На
этом слайде есть навигация по гиперссылке (нужно щелкнуть по имени «Жанна дАрк» и
на экране появляется презентация про эту девушку)
Слайд 20. После выступлений учащихся учитель говорит о поражении английских
войск и дает задание учащимся: на странице 171 учебника найти причины победы
французских войск и записать в тетради.
(После гибели Жанны народноосвободительная война развернулась с новой
силой; король Франции примирился с герцогом Бургундским; была создана постоянная,
дисциплинированная армия; была увеличена артиллерия)
IV. Закрепление материала (5 мин)
3Вопросы:
1. Почему война Англии и Франции XIV-XVвв. называют «Столетней»?
2. Назовите причины Столетней войны?
3. Покажите на карте территории, из-за которых началась эта война.
4. Перечислить известные сражения войны.
5. Перечислить причины победы французских войск.
V. Подведение итогов и оценка работ учся. (2 мин.)
VI. Дом. задание.(2 мин)
Прочитать параграф 19, просмотреть записи, письменно ответить на вопрос: «Как
характеризует Жанну дАрк факт, описанный в вопросе №5 в конце параграфа (После
коронации в Реймсе король предложил Жанне высказать личную просьбу, и она
попросила в награду освободить жителей ее родной деревни
4