План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
10 кл
08.11.2017
Цель данного урока повторить определение производной, каков геометрический и физический смысл производной, примеры производных и некоторых функций, использование правил вычисления производных. Основная игровая цель (результат) - выявление лидера но усвоению этого материала.
Стимулирование стремления к творчеству, к познанию нового, выходящего за рамки программы.
Звездный час производной.docx
Т е м а : ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ
(состязательная игра по алгебре 10 класс)
Ц е л и д л я у ч а щ и х с я :
Повторить определение производной, каков геометрический и
физический смысл производной, примеры производных и некоторых
функций, использование правил вычисления производных.
Ц е л и д л я п р е п о д а в а т е л я :
1. Основная игровая цель (результат) выявление лидера но усвоению
этого материала.
2. Стимулирование стремления к творчеству, к познанию нового,
выходящего за рамки программы.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а :
1. Отбор участников игры из числа тех, кто хорошо усвоил эту тему.
2. Организовать группу поддержки, члены которой будут дополнять
ответы участников более подробным и интересным материалом.
3. Выбрать двух помощников, которые будут контролировать ответы
участников и наглядно показывать все их результаты.
Правила игры. Игра по типу телевизионной игры «Звездный час», за
каждый правильный ответ участник получает «звездочку».
Игра проводится в 3 э т а п а : I отборочный;
полуфинал;
II
III финал.
После I этапа остается 4 участника.
После II два, финал проходит между двумя участниками.
Х о д и г р ы
I э т а п отборочный.
В е д у щ и й . Раздел математики, в котором изучается производная и
ее применение к исследованию функций, называется дифференциальным
исчислением. Этот раздел в школьном конкурсе лежит в основах
математического анализа. Математический анализ рассматривает
операции дифференцирования и интегрирования функций, исследование
функций с помощью производной и начальные сведения о
дифференциальных уравнениях. Значение математического анализа
определяется тем, что именно его средствами строят математические
модели, описывающие движения, текущие процессы, непрерывные из
менения состояний и производят операции над этими моделями. Мы в школьном курсе анализа рассматриваем и решаем посильные задачи. О
некоторых из них будет сегодня идти речь.
Говорят, что математикам присуща дерзость ума, они не любят, когда
им о чемнибудь рассказывают, они хотят дойти до всего сами.
Сегодня еще раз предоставляется возможность тем, кто еще не
совсем понял материал этой темы, разобраться в ее основных вопросах. А
тем, кто хорошо усвоил, показать свои знания, будучи участниками
игры.
Так дерзайте, играйте и выигрывайте!
В о п р о с 1. Любое понятие в математике имеет четкое оп
ределение.
Какая из записей точно соответствует по определению производной?
О т в е т : 3 ) .
В е д у щ и й . За дополнительную звездочку один из участников
расшифровывает эту запись.
В о п р о с 2.
Производная и дифференциальное исчисление
неразрывны. Ряд задач дифференциального исчисления был решен еще в
древности. О каких ученых здесь можно упомянуть?
1) Евклид. 2) Архимед. 3) Ньютон. 4) Коши. 5) Лейбниц. 6) Декарт. 7)
Гаусс.
На доске портреты этих ученых.
О т в е т : 1) Евклид, VI книга «Начал»: из всех параллелограммов,
вписанных в данный треугольник, наибольший размер имеет гот,
основание которого равно половине основания треугольника. 2) Архимед
разработал способ проведения касательной, применимой к спирали.
В о п р о с 3. Основное понятие дифференциального исчисления
понятие производной возникло в XVII веке, в связи с необходимостью
решать задачи из физики, механики, математики.
: Кто явился создателем дифференциального исчисления из этих ученых
(по тем же портретам на доске)?
О т в е т : 3) и 5).
Группа поддержки дополняет: Создали это исчисление во II половине XVII в. практически
одновременно и независимо друг от друга два великих ученых И. Ньютон
(16431727) и Г. В. Лейбниц (16461716).
Исчисления появились в двух различных, но по существу
эквивалентных формах: Ньютон построил теорию флюксий, Лейбниц
исчисление дифференциалов.
В о п р о с 4 . Кто из этих ученых впервые определил производную как
предел отношения приращения функции к приращению аргумента при Ах
» О?
О т в е т 4 . Со времен Коши понятие производной стало
фундаментальным в дифференцированном исчислении, а понятие
дифференциала определялось на основе производной.
В о п р о с 5. Производная имеет физический смысл.
В каком из перечисленных случаев можно говорить о физическом
смысле?
О т в е т : 3 ) .
Группа поддержки дополняет:
Задача о вычислении мгновенной скорости при прямолинейном
движении материальной точки.
Движение материальной точки описывается законом S = S(t), S ( t )
координата точки на прямой в момент времени I.
Под средней скоростью движения за некоторый промежуток времени
в физике понимают отношение перемещения к промежутку времени, то
есть:
Мгновенной скоростью в момент времени t (или иначе числовое
значение скорости в момент времени ) называется предел средней
скорости движения за промежутком времени [t, t +At] при условии At —>0 . Таким образом:
В о п р о с
6 .
Производная также имеет геометрический смысл.
Какой рисунок достаточно полно иллюстрирует геометрический
смысл производной? В о п р о с 8. Математиков XVXVIII вв. долго волновал вопрос о
нахождении общего метода для построения касательной в любой точке
кривой. Некоторые частные случаи решения задач были даны еще в
древности. Так, в «Началах» Евклида дан способ построения касательной
к окружности. Архимед построил касательную к спирали, Аполлоний к
эллипсу, гиперболе и параболе. Однако древнегреческие ученые не нашли
общего метода.
• Кто из ученых значительно полнее определил метод построения
касательной?
1) Торричелли. 3) Роберваль.
2) Вивиани.
4) Барроу.
5) Ферма.
6) Декарт.
7) Лейбниц.
О т в е т : 7).
Группа поддержки дополняет:
Все эти ученые (кроме Лейбница) пытались найти решение вопроса,
прибегая к кинематическим соображениям. Первый общий способ
построения касательной к алгебраической кривой был изложен в
«Геометрии» Декарта. Более общим и важным для развития
дифференциального исчисления был метод построения касательных
Ферма.
Основываясь на результатах Ферма и некоторых других выводах,
Лейбниц значительно полнее своих предшественников решил задачу,
создав алгоритм. Первая печатная работа по дифференциальному
исчислению была опубликована Лейбницем в 1684 году «Новый метод».
В «Методе флюксий» Ньютона в качестве пер
воначального понятия фигурировала скорость. В «Новом методе»
Лейбница таким понятием является касательная.
В о п р о с 9 .
Касательная к кривой функции может быть задана уравнением;
Вспомните общий вид уравнения касательной и какая фигура является
касательной. Есть ли ошибка в том, что все приведенные уравнения могут
быть уравнениями касательной и кривой? Группа поддержки дополняет:
Решим задачу на уравнение касательной. При каком значении а
данная прямая является касательной к графику функции /; у = ах7; f ( x )
= 2 х 2 5х + 1 ?
Р е ш е н и е :
a — 3 или a = 13.
И т о г I э т а п а :
подсчитывается количество звезд, двое
учащихся, имеющие меньшее число звезд, выбывают, остальные переходят
во II этапа.
I I э т а п .
В е д у щ и й . Если дана функция /(х), то ее /'(л)производная тоже
функция.
Мы нашли производные функций, заданных формулами.
Знание производных этих функций необходимо при решении более
сложных задач.
Проверим, насколько хорошо вы знаете производные этих функций. Участники получают 4 кубика,на которых написаны формулы
функции, и называют их производные. За 4 правильных ответа одна
звезда.
1й кубик
2й кубик
3й кубик 4й кубик
sirur
tgx
cosx
ctgx
И т о г I I э т а п а отбор участников в финал,
I I I э т а п .
Нахождение производной функции/называют дифференцированием
этой функции.
Правила нахождения производных вместе составляют технику
дифференцирования. Наибольшую сложность представляют задания на
нахождение производной сложной функции.
З а д а н и е ф и н а л а . Из набора символов составить как можно
больше сложных функций и ответить, чему равна производная сложной
функции соперника, учесть, что каждый символ используется один раз, в
степень переменную не ставить.
2; sin; х.
И т о г и г р ы :
выбрать победителя, который поделится, что
интересного для него было при прохождении этой темы, какие были
затруднения.
План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
План конспект урока по математике ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПРОИЗВОДНОЙ (состязательная игра по алгебре - 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.