План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"
Оценка 4.7

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
10.11.2019
План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"
УМК "Школа России". План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает". План-конспект урока подготовлен с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). План-конспект урока рассчитан на повторение изученного материала по данной теме.
буква Е, звуки, которые она обозначает.docx
Открытый урок обучения грамоте по теме «Буква Е и звуки, которые она обозначает» Цель урока: повторить материал о букве е и звуках, которые она обозначает. Задачи урока:      ­  создать условия для повторения детьми того, что гласная буква е обозначает  два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким  согласным;  формировать навык чтения слов с буквой е;  ­  развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в  выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках;  развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;  ­  расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру  Формирование универсальных учебных действий:  1. Личностные УУД  ­   Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла  учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто  выражать свою позицию на уроках.  2. Регулятивные УУД  ­   Формирование умения выделять из множества информации главную; умения  осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля  деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку.  3. Познавательные УУД  ­   Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять  необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения,  классификации.  4. Коммуникативные УУД  ­   Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать  себя, работу в паре и в группах.   Оборудование: интерактивная доска, документ­камера, ноутбук, нетбуки у                         учащихся, презентация Microsoft Office PowerPoint, карточки с буквами и буквосочетаниями, карточки со  словами, карточки с заданиями,  смайлики, новогодняя ёлочка. Ход урока 1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). – Здравствуйте, ребята! Я к вам на урок пришла не одна, к нам пришли гости.  Повернитесь, пожалуйста, к гостям и поздоровайтесь с ними. ­  Ребята, давайте улыбнемся друг к другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения.  Урок начнем с чистоговорки:  Цы­цы –цы ­ мы ребята молодцы Ок­ок­ок – дружно мы начнем урок Ать­ать­ать – будем дружно мы читать На вопросы отвечать! 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.   Повторение    ­Назовите  все буквы, которые мы с вами изучили.   ­ На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)  ­ Как распознать гласные и согласные звуки?(гласные – воздух проходит свободно,  произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом) ­Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (гласные –  красным) ­ Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (синим или зеленым) ­ От чего зависит цвет согласного  в звуковой схеме? (от того, какая гласная стоит   после согласного) ­ Значит, какие бывают согласные?  (твердые или мягкие, звонкие или глухие) ­ Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость? 3.    Постановка темы и цели урока.  ­ Прочитайте слова. Нора, волк, луна. раки, ели. ­  Какое слово вы не смогли прочитать? (последнее) ­  Почему? ( В нём есть незнакомая буква). ­  Кто из вас знает как называется эта буква? (буква Е) ­  Какие цели поставим сегодня на уроке?( повторить, какие звуки она  обозначает, научиться правильно её писать и читать слова с этой буквой).  ­ Отгадайте загадку:                    В лесу мороз крепчает,                     В полях метёт метель,                     На праздник нас встречает                     Сверкающая…     (ель)           ­ А когда она не одна, а много, как будем говорить? (ели) ­  На доске даны две схемы к этому слову.    ­ Сколько звуков и сколько букв в слове ели? (Форма работы – в парах) ( У детей на партах – карточки ­ схемы слов)  (На доске такие же три схемы. После совещания в парах, дети составляют нужную  схему, какую они решили и вывешивают ее рядом к той, похожей схеме, на доске. ­  Почему так получилось?  Задание одно, а ответы разные? ­   Мы еще не знакомы с буквой, с которой начинается слово ели. 4. Повторение знаний ­   В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово. ­  Произнесите хором слово ЕЛИ по слогам. ­  Сколько слогов в слове ЕЛИ? (Два). ­  Произнесите первый слог протяжно. Дети: й э Учитель: Что слышите? Дети: 2 звука: .согласный и гласный звук. (на доске выставляется схема первого слога) Учитель: Произнесите 2­й слог. Из чего он состоит? Дети: Мягкого согласного и гласного. (выставляется схема второго слога) Учитель: Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос) ­ Такой слог – принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука йэ, а пишем  одну букву е. ­   Где стоит буква е? Дети: В начале слова. Учитель: Почему эта буква особенная? Дети: Обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова. Учитель: Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? Дети: В слове ели ­ 4 звука, 3 буквы. Учитель: Дети, какую же схему вы должны были составить ? Покажите. А). На что похожа буква        На дворе — такая жалость! —        Наша лесенка сломалась.        Наша лесенка сломалась,        Буква Е зато осталась.                                                       (Е. Тарлапан)       Ева гребнем причесалась —        В нем три зубчика осталось.                                         (Г. Виеру)      Е на грядке пригодилась —       Вместо грабель потрудилась.                                      (В. Степанов) Б). Сравнение печатной буквы с прописной  ­ Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а прописной закругленные) ­ Напечатайте букву е  в тетради. Игра «Одень человечка» – Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом.  Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] –  гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет). – Теперь мы можем написать первый слог? (Да) – Где стоит буква е? (Вначале слова)  – Вернёмся к схеме этого слова Звуко­буквенный анализ слова ели  Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы) ­ Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова) 6. Повторение 1).  – Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали?  (Познакомились с буквой е и её звуками). – А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).  – На доске прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке. Ел    ем   ен  ев  ес  ер   Ели  ем      если   – Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем) ­Где стоит буква Е?(В начале слова) ­ Повторим, почему эта буква особенная? (Вывод: обозначает два звука, когда  стоит в начале слова). 2). А сейчас ,ребята, давайте понаблюдаем ,какую ещё работу выполняет буква Е. (Слайд )  Суслик роет нору. ­Составьте предложение со словом роет. (Суслик роет нору) Суслик – грызун. Зверёк небольших размеров, окраска меха по спине бурая с  белыми крапинками, грудь и брюхо желтоватые. Суслики живут на склонах  оврагов и вдоль дорог в глубоких норах. На зиму залегает в спячку. Они питаются семенами трав и зерновых культур.  ­ Произносите протяжно слово роет. ­ Сколько звуков слышится в этом слове? (Пять) ­ А сколько в нём букв? (Четыре) ­ Почему так? (Буква Е обозначает два звука) ­ После какого звука следует Е? (После гласного о) Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или  после гласного.) 3).ле   ме  де  те  ве  не Ли  ми  ди  ти  ви  ни Се, ре, ле, ве, не, ке, те ­ доведение слога до слова  ­ Какой гласный слышится в этих слияниях? (Слышится звук э) ­ Звук э гласный или согласный? (Гласный) ­ Какой делаем вывод? (Буква е обозначает гласный звук э и показывает мягкость  согласного звука) ­ Мы ответили на третий вопрос. 7. Составление звуковых схем Три вопроса – это три работы буквы е. Так мы знаем одну её работу, то можем  открыть один вопросительный знак. Буква е обозначает два звука, если стоит в  начале слова или после гласной. Чтение слогов и слов Прочитываем все слоги по столбикам. – Сравните слоги в каждом столбике.  Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной ­…… Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – …… Физ.минутка.  Сейчас немного отдохнём, Физминутку проведём. ­ Если в слове есть хитрая буква Е , хлопаем в ладоши – салют этой букве. Если нет, то мы прячемся ­ приседаем. Готовы? Егор, эхо, поели, мел, река, этаж, еловые , это, лес, енот, снег. ­ Теперь вы всё знаете о букве Е.  ­ Какие три работы она выполняет? (Е обозначает два звука йэ – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква е обозначает мягкость  предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук э.)   8). Работа по учебнику с.74­75 ­ Прочитайте пару слов под картинкой Азбуки, страница 74 : ел – поел. Что вы  скажете? Дети: В слове ел буква е находится в начале слова. Значит, она обозначает 2 звука. Учитель: Прочитайте второе слово – (поел) Где здесь мы видим букву е? Что вы можете сказать? Произнесите это слово протяжно. Сколько звуков слышите в этом слове? Дети: Поел. Учитель: А сколько в нем букв? Дети: Четыре. Учитель: А звуков?( 5) Учитель: Почему так? Дети: Буква е обозначает 2 звука. Учитель: После какого звука следует е? Дети: После гласного. Учитель: Сделайте вывод. Дети: Буква е обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после  гласного. Учитель: Молодцы! В чем же особенность новой буквы? Дети: Она обозначает 2 звука, если стоит в начале слова и после гласной. Разгадывание ребуса.  Можете вы отгадать его? Как рассуждали? Немытое в рот ни за что не возьмёт И ты будь таким,  Как чистюля …. ЕНОТ Кто такие еноты? (пушистые зверьки)   ­ Составим схему слова  ЕНОТЫ  ( Работа в паре)  ­ Сколько букв?  Сколько звуков?  Почему звуков больше ,чем букв? ­ Прочитайте пары слов под рисунком. Рассмотрите рисунок?  Какие вопросы можно задать к этому рисунку? (вопросы  детей). ­  Какие деревья растут возле дома? ­  Как вы думаете, кто находится в доме?  ( дети, мальчики…) ­  Как мы можем проверить свои предположения?  ( прочитать текст)  ­  Прочитайте название текста.  (Каникулы) ­   Что означает это слово? ( отдых во время учёбы) ­   Что обозначает знак рядом с текстом? ( читаем сами)  ­  Как называется лес, в котором растут ели?(Ельник)  ­  Какая ветка нарисована на «волшебном рисунке»?(еловая) ­   Что   вы   можете   сказать   о   словах   ель,   ельник   ,   еловая?(   однокоренные слова,родственные) ­  Читаем сами в полголоса. Проверка 1 человек Анализ содержания. Как Антон и Павлик оказались в этом доме?  ( приехали на каникулы) У кого они гостят?  ( у дедушки с бабушкой)  Как  вы догадались?  ( внуки)  Как проводят они зимние каникулы? Лексическая работа . Найдите в тексте слова , в которых буква Е обозначает 2 звука.   Найдите слова, которые пишутся  и звучат  одинаково, но имеют разное значение. ( Ели  ­ деревья, Ели – кушали) Такие слова называются ОМОНИМЫ, мы с ними будем знакомиться позже.  Кто Егор?  Работа с загадочным текстом     ­  Познакомьтесь с обитателями дома поближе.  ­  Прочитайте название текста. ­   Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в тексте. ( Чтение самостоятельно про  себя) ­  Кто же Егор? Как вы догадались? ­ отгадка пряталась в самом вопросе Кто­ Кот ­ вымытые лапки – про человека так не говорят. 9. Закрепление.  Работа в группах. ­ Вам нужно будет выполнить следующее задание: Найти в словах букву Е, которая  обозначает 2 звука                                         Енот                                          лес                                         Егор Е < [ Й’]                          снег        [ Э ]                           знаем                                          медведь Какие слова вы выбрали? ( ответы повесить на доску) – Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если  услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]).   Самая низкая школьная отметка. (Единица)  Зимой и летом одним цветом. (Ель)  Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)  Как называется по­другому пища или её приём? (Еда)  Кто ездил на печи? (Емеля)    Жили­были серый ёж и его… (Ежиха)  Сизо­чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика) 10. Собери пословицу (работа в парах) Есть терпенье – будет и уменье. ( У детей на партах  лежат слова). ­ Объясните смысл этой пословицы. 11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). – Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве? – Что на уроке у вас хорошо получилось? – Над чем ещё надо поработать?  ­ Наш урок подходит к концу.  ­ Вспомните, какую цель мы ставили с вами на урок. ­ Достигли мы с вами поставленной цели?  ­ Что для вас было самым интересным на уроке?    Оцените свою работу на уроке. ­ кто удивил нас своим ответом или работой?  ­ вы сегодня отлично поработали, поблагодарим друг друга за работу.     ­А своё настроение мы покажем на нашей ёлочке. Давайте её нарядим, зажжем  фонарики (Дети прикрепляют к ёлочке смайлики).            ­Молодцы! Я рада, что вы с хорошим настроением заканчиваете урок.                  ­ Всем спасибо за урок.

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буква Ее и звуки, которые она обозначает"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2019