Конспект урока технологии
Тип урока: по содержанию – формирование навыков и приёмов.
по дидактической цели – изучение нового материала.
Цель: формировать знания детей о характерных особенностях хохломской росписи, учить составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать умение расписывать хохломской росписью.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявлять: интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской росписью и рассказывать о них; проявлять творческое отношение к процессу создания изделий. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Метапредметные:
Познавательные: Анализировать изображение орнамента; выделять особенности оформления изделий с хохломской росписью; различать профессии « резчик по дереву» и « игрушечник» и объяснять свое суждение; использовать приобретенные знания при оформлении изделий декоративно-прикладного искусства: миска с хохломской росписью. Сравнивать виды народных промыслов. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз.
Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах. Формулировать собственное мнение; строить понятное для партнера высказывание; согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.
Регулятивные: Выполнять учебное действие в соответствии с планом и по алгоритму, используя правило экономного расходования материала. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделия в техники хохломской росписи, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности различных росписей. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Самостоятельно составлять план работы по изготовлению игрушки, контролировать, корректировать свою работу и оценивать ее по заданным критериям.
Предметные:
Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла, используя материалы учебника и собственный опыт. Осваивать технологию изготовления изделия из папье-маше. Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания росписи. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой.
Основные понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.
I. Мотивация к деятельности
1 учебное задание
Вид работы:
Дидактическая задача: мотивировать учащихся на изучение темы «Хохлома», введение в тему.
Учебная задача: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом росписи изделий.
Практическая задача: Послушайте внимательно стихотворение.
Организация учебной деятельности: во время показа презентации учитель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома», учащиеся внимательно слушают учителя и рассмаривают иллюстрации.
Содержание:
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
- О каком виде росписи пойдет сегодня речь на уроке?
Контрольно – оценочный компонент:
- Совершенно верно! Мы сегодня знакомимся с хохломской росписью.
II. Изучение нового материала
1учебное задание
Вид работы: работа с учебником
Дидактическая задача: настраивание учащихся на работу на уроке, первичное знакомство с видом росписи.
Учебная задача: Познакомимся поближе с данным видом росписи.
Практическая задача: Откройте учебник на странице 24 и внимательно рассмотрите посуду, расписанную хохломской росписью.
Организация учебной деятельности: учащиеся рассматривают хохломскую посуду на с. 24 учебника и внимательно слушают рассказ учителя.
Содержание:
Учитель: «Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи».
Путешествуем во времени. Дети читают текст на с. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное — золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „золотая хохлома“. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи.
Контрольно – оценочный компонент:
«Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи. Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?»
2 учебное задание
Вид работы: рассказ учителя
Дидактическая задача: познакомить учащихся с техникой папье-маше.
Учебная задача: узнаем поближе, в чем сущность техники папье-маше.
Практическая задача: внимательно слушайте и смотрите на экран.
Организация учебной деятельности: учащиеся внимательно слушают рассказ учителя и рассмаривают иллюстрации на слайдах.
Содержание:
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и в основном использовали для изготовления кукол.
«Папье-маше» в переводе с французского языка обозначает «рваная бумага». И действительно, для поделки из «папье-маше» нужно нарвать много кусочков бумаги. А затем этими кусочками с помощью клея выложить многослойную форму. Это первый способ изготовления папье–маше.
Контрольно – оценочный компонент:
- Давайте проговорим, в чем состоит сущность техники папье-маше?
- Сейчас мы с вами попробуем, следуя этой технике,изготовить изделие.
III. Изготовление изделия.
1 учебное задание
Вид работы: анализ плана выполнения изделия
Дидактическая задача: формировать у учеников умение анализировать ход работы по изготовлению миски в технике папье-маше.
Учебная задача: Прежде чем выполнить изделие, проговорим план нашей работы.
Практическая задача: Посмотрите внимательно на слайд. Сейчас на экране вы увидите последовательность выполнения работы. Будьте внимательны. Постарайтесь заполнить порядок выполнения действий нашей работы.
Организация учебной деятельности: учащиеся внимательно слушают учителя, анализируют и запоминают этапы работы над изделием.
Содержание:
Шаг 1: Выбираем,какое изделие мы будем делать.
Шаг 2:Накрываем рабочую поверхность стола газетой или другим подручным материалом. Кладем блюдце на стол донышком вверх. Отрываем от белой бумаги небольшие кусочки с неровными краями и, смачивая в клее, равномерно прикладываем к внешней поверхности блюдца.
Шаг 3: После слоя белой бумаги наклеиваем пять слоев из кусочков газеты.
Шаг 4: После нанесения всех слоев бумаги изделие надо просушить.
Шаг 5: Процедуру по наклейке кусочков бумаги необходимо повторить 5-10 раз.
Шаг 6: Последний и предпоследний слой папье-маше делаем из кусочков белой бумаги.
Шаг 7: Даем изделию просохнуть.
Шаг8: Оставляем на просушку.
Контрольно – оценочный компонент:
- С чего мы начнём нашу работу?
- Что будем делать вторым пунктом «шагом» нашего плана?
2 учебное задание
Вид работы: практическая работа
Дидактическая задача: научить школьников выполнять изделие в технике папье-маше.
Учебная задача: Итак, приступаем к изготовлению нашего изделия.
Практическая задача: Внимательно слушайте и выполняйте вслед за мной каждый пункт нашего плана.
Организация учебной деятельности: учащиеся внимательно слушают учителя и поэтапно выполняют план изготовления изделия в технике папье-маше. Под руководством учителя выполняют работу по плану до пункта «Оставьте изделие на просушку».
Содержание:
Шаг 1: Для начала выберите, что вы будете делать: тарелку, чашку или что-то другое. Проще всего изготавливать блюдце.
Шаг 2: А теперь приступаем к самому процессу изготовления блюдца из папье-маше. Накрываем рабочую поверхность стола газетой или другим подручным материалом. Кладем блюдце на стол донышком вверх. Отрываем от белой бумаги небольшие кусочки с неровными краями и, смачивая в клее, равномерно прикладываем к внешней поверхности блюдца.
Шаг 3: После слоя белой бумаги наклеиваем пять слоев из кусочков газеты. Технология та же.
Шаг 4: После нанесения всех слоев бумаги изделие надо просушить.
Шаг 5: Процедуру по наклейке кусочков бумаги необходимо повторить 5-10 раз.
Шаг 6: Последний, а можно и предпоследний слой папье-маше делаем из кусочков белой бумаги.
Шаг 7: Опять даем изделию просохнуть.
Контрольно – оценочный компонент:
- Сравните свое изделие с изображением на слайде. Одинаковы ли они? Кому было сложно выполнять работу? Кто справился самостоятельно с каждым пунктом нашего плана?
3 учебное задание
Вид работы: практическая работа с элементами беседы
Дидактическая задача: познакомить учащихся с орнаментами хохломской росписи, научить выбирать орнамент и краски для оформления.
Учебная задача: Пока наше изделие подсыхает, мы с вами выберем орнаменты, которыми мы будем украшать наши изделия.
Практическая задача: Приготовьте альбом и краски. Посмотрите внимательно на слайд.
Организация учебной деятельности: учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. Рисуют изученные орнаменты в альбомах.
Содержание:
- А знаете ли вы, какие орнаменты характерны для хохломской росписи?
- Давайте вспомним, что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов).
Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Контрольно – оценочный компонент:
- Посмотрите внимательно на слайд, назовите, какой элемент изображен на слайде? (показаны элементы – «кустик», «завитки», «ягодки»).
- Какие элементы вы еще запомнили? («усики», «осочки», «травинки» и т.д.)
- Молодцы, вы очень хорошо запомнили основные элементы хохломской росписи.
IV этап. Роспись миски
1 учебное задание
Вид работы: самостоятельная практическая работа
Дидактическая задача: закрепить полученные знания о хохломской росписи, закончить оформление изделия в данном виде росписи.
Учебная задача: Сейчас, когда вы выбрали орнаменты для росписи своей миски, преступим к ее оформлению.
Практическая задача: Возьмите миску и кисточку с красками. Оформите свою миску в соответсвии с хохоломской росписью.
Организация учебной деятельности: учащиеся слушают установку учителя,затем самостоятельно оформляют свое изделие в стиле хохломской росписи.
Содержание:
Мы будем расписывать изделия, не забывая, что орнамент Хохломы – это обязательное использование растительных элементов, их переплетение, размещение главного элемента в центре (ягодка, лист), оформление края изделия. Ограничение цветовой палитры.
Контрольно – оценочный компонент:
- Поднимите руки, кто успешно справился с заданием, поднимите руки те, кому было сложно при выполнении данного задания.
- Проведем выставку наших работ.
V. Подведение итогов урока
1 учебное задание
Вид работы: беседа
Дидактическая задача: подвести итоги урока
Учебная задача: подведем итоги нашей с вами работы.
Практическая задача: ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Организация учебной деятельности: учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают общий вывод.
Содержание:
-С каким материалом мы работали на уроке?
-Почему хохломскую посуду называют золотой?
- Объясните сущность технологии изготовления изделия из папье-маше?
- Какие работы вам понравились больше всего. Почему?
Домашнее задание: Сфотографируйте своё изделие и положите фотографию в папку достижений.
1. К какому типу может быть отнесён данный урок по содержанию.
Я думаю, данный урок можно отнести к урокам отработки практического навыка, поскольку на уроке изучалось и изготовлялось изделие в технике папье-маше, а также рассматривался стиль росписи изделия – Хохломская роспись.
2. Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они типу данного урока?
Задачи сформулированы целосообразно в соответствии с целью и типом данного урока.
3. Соответствует ли запланированная система действий учителя типу урока и поставленным задачам?
Запланированная система действий полностью соответствует типу урока и поставленным задачам, а также была достигнута цель: формировать знания детей о характерных особенностях хохломской росписи, учить составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать умение расписывать хохломской росписью.
4. Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты урока можно отметить?
Все задания носили репродуктивный характер, то есть учащиеся выполняли задания при помощи плана и с использованием образца изделия. Можно отметить такой развивающий момент, когда учащиеся отрабатывают умение расписывать хохломской росписью самостоятельно.
5. Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы учащихся?
Использованные на уроке формы организации работы помогли достигнуть поставленной цели, а также соответствуют требованиям ФГОС и психофизиологическим особенностям младших школьников.
6. Какова общая оценка речи учителя (её правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использования)?
Речь учителя правильна, понятна детям, выразительна. Учитель свободно оперирует основными понятиями, изучаемыми на уроке.
7. Какова общая оценка поведения и деятельности учителя на уроке (уровень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)?
Учитель проявляет высокий уровень воспитанности, доброжелательности к учащимся. Умеет управлять классом, старается видеть каждого ученика и привлечь его внимание.
8. Удалось ли учителю установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге?
Учителю удалось установить контакт с учащимися. Учитель внимательно следит за логикой ответов детей, по необходимости корректируя их.
9. Имело ли место на уроке формирование у учеников внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу? В чём это выражалось?
На уроке присутсвовало формирование внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг другу. Это проявлялось в ходе совместном ходе работы, а также на этапе подведения итогов, когда учащиеся оценивали выполненную работу.
10. Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого суждения? Какими могут быть пожелания учителю?
Поставленные на уроке задачи полностью решены. Учащиеся активно работали на уроке, выполняли каждое действие максимально, по их возможностям, правильно. В конце урока у каждого ученика было готовое выполненное изделие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.