План-конспект урока по русскому языку. На тему "Имя существительное" 3 класс
Оценка 4.7

План-конспект урока по русскому языку. На тему "Имя существительное" 3 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
04.03.2018
План-конспект урока по русскому языку. На тему "Имя существительное" 3 класс
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии.docx

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Цели урока:

1.      Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

2.      Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.

3.      Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Задачи:

1.      Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.

2.      Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.

3.      Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.

4.      Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.

Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.

I.                   ЭУ Организационный.

Дидактическая задача учителя: настроить детей на работу, создать доброжелательную атмосферу в классе.

Содержание:

Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому прикреплен лист дерева. Они все разные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, 
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.

(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.

II.                ЭУ Актуализация средств усвоения:

Первое учебное задание.

Вид задания: ответы на вопросы учителя.

Дидактическая задача учителя: повторить ранее изученные знания о природе.

Учебная задача: Давайте вспомним, что мы с вами знаем о лесе?

Практическая задача: Для этого ответьте на мои вопросы.

Содержание:

- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

- Итак, мы отправляемся в лес на природу. фонограмма (“Голоса леса”).- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).

Организация деятельности: индивидуальные ответы детей.

Контроль, оценка: Молодцы!!! Все правильно вспомнили.

Второе учебное задание.

Вид задания: работа со схемой.

Дидактическая задача учителя: уточнить знания детей о природе.

Учебная задача: - А давайте вспомним, что такое природа? Какая бывает природа?

Практическая задача: Для этого мы сейчас заполним схему (Чем отличается живая природа от неживой?)

Содержание:

На доске появляется схема 1- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Готовы?

(Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери, радуга, камни, звезды, …).

Организация деятельности: ответы на вопросы, работа со схемой.

Контроль, оценка:

- Молодцы. Какие вы внимательные!

Третье учебное задание.

Вид задания: работа со схемой, ответы детей.

Дидактическая задача: вспомнить на какие две группы делится живая природа.

Учебная задача: А теперь ребята, давайте подумаем, живая природа

Практическая задача: Для этого ответьте на вопрос.

Содержание:

- На какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).

Схема на доске пополняется: (Схема2) 

Организация деятельности: индивидуальные ответы детей.

Контроль, оценка: Все молодцы, посмотрите какая у нас получилась схема.

III.            Сообщение темы и задач урока.

Первая учебное задание.

Вид задания: отгадывание загадки.

Дидактическая задача: подвести детей к теме урока.

Учебная задача: Давайте подумаем, какая будет тема нашего урока?

Практическая задача: Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке.

Содержание: Землю пробуравил,

Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

Организация деятельности: дети угадывают загадку.

Контроль, оценка: Верно, речь пойдет о грибах.

Второе учебное задание.

Вид задания:

Дидактическая задача: уточнение знаний детей о грибах.

Учебная задача: Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

Практическая задача: ответы на вопросы учителя.

Содержание: Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”.

На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).

- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).

- Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб-боровик (белый гриб) – всем грибам голова.

Запись голоса боровика: Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.).

- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.

- Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)

- К вашим стульям прикреплен лист дерева, каждый вместе со своим стулом отправится в ту лесную лабораторию, где обозначен такой же лист на столе.

(Дети переходят в группы).

Организация деятельности: Дети работают индивидуально, отвечают на вопросы.

IV.             Организация изучения нового знания.

- Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.

Первое учебное задание.

Вид задания:

Дидактическая задача: Выяснить знания детей о грибах.

Учебная задача: Давайте, ребята, уточним что мы знаем о грибах? Практическая задача: Для этого ответьте на вопросы.

Содержание: - Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).

Организация деятельности: Индивидуальные ответы детей с места.

Контроль, оценка: Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Дополняю схему на доске. (Схема 3)

Второе учебное задание.

Вид задания: Выяснение строения грибов.

Дидактическая задача: сообщить детям новые знания.

Учебная задача: А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

Практическая задача: Дополняем таблицу. (Схема 4)

Содержание: - Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.

- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными.

Организация деятельности: ответы на вопросы учителя, работа со схемой.

Контроль, оценка: Хорошо постарались.

Третье учебное задание.

Вид задания: определение составных частей гриба.

Дидактическая задача: сообщение новых знаний.

Учебная задача: Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.

Практическая задача: На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба. Сейчас мы с вами подпишем все его части.

Содержание: - Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.

- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.

- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

- Молодцы. Запишите слева.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”

- Запишите справа.

- А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

- А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).

Организация деятельности: работа с рисунком, ответ на вопросы.

Контроль, оценка: Молодцы! Посмотрите какая у нас получилась схема.

Четвертое учебное задание.

Вид задания: Введение понятия грибница.

Дидактическая задача: Сообщение нового знания.

Учебная задача: - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

Практическая задача: - Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску! И ответьте на мои вопросы.

Содержание: Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”.

- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).

Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).

- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

Организация деятельности: Совместная деятельность детей, учителя в виде диалога.

Контроль, оценка: - Совершенно верно.

- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.

- Встаньте, ребята, пожалуйста!

Физкультминутка.

(Под запись “Голоса леса).

- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

- Продолжим наше путешествие по лесу.

Пятое учебное задание.

Вид задания: Знакомство с разными видами грибов.

Дидактическая задача: Формирование представлений о плесени, как гриба.

Учебная задача: Мы нашли много грибов.

- А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.

Практическая задача: - Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревьях).

Содержание: Показ гриба трутовика, который дерево точит.

- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы. Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки и в Чувашии. Эти и другие не менее интересные грибы занесены в Красную книгу Чувашии. А вот в этой книге чувашского грибника-любителя Федора Федорова описаны и даже показаны в цветных иллюстрациях все грибы, встречающиеся в наших лесах.

- А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.

(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)

- Что это? (Плесень).

- А я называю плесень грибами.

Организация деятельности: Коллективно-фронтальная.

Контроль, оценка: Молодцы! Вы все хорошо работали.

Шестое учебное задание.

Вид задания: Уточнить, с какой целью использовать грибы.

Дидактическая задача: Формирование представлений об использовании грибов.

Учебная задача: Как вы думаете, могут ли люди использовать грибы?

Практическая задача: Для этого давайте подумаем и ответим на вопросы.

Содержание: - Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”?

Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. Демонстрирую упаковку таблеток.

- А люди используют грибы в пищу? (Да).

- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

- Правильно. Молодцы.

- Я пришла к вам с непустыми руками,

Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами).

- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).

- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.

- До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:

- Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).

- Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы-“подснежники”. Они занесены в Красную книгу России. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это вешенки. (Показ картинки грибов). 

Организация деятельности: Фронтальная.

Контроль, оценка: Все поработали отлично.

V.                Закрепление новых знаний.

Первая учебное задание.

Вид задания: Работа с демонстративным материалом.

Дидактическая задача: Уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах.

Учебная задача: Давайте выясним какие грибы можно употреблять в пищу.

Практическая задача: Для этого посмотрите на доску и ответьте на мои вопросы.

Содержание: - А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).

- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).

– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).

Показ гриба “Бледная поганка”.

- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.

- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

Организация деятельности: Фронтальная и работа с наглядным материалом.

Контроль, оценка: Молодцы!

Второе учебное задание.

Вид задания: Дидактическая игра.

Дидактическая задача: Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.

Учебная задача: - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания.

Практическая задача: Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы).

Содержание: Звучит запись “Голоса леса”. Дети работают.

- Закончили. Давайте проверим.

- Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).

Дети выставляют корзины к доске.

- А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.

- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?

Организация деятельности: Работа в группах.

Контроль, оценка: - Молодцы, справились с заданием.

 

VI.             Итог урока.

Первая учебное задание.

Вид задания: Обобщение.

Дидактическая задача: Обобщить полученные знания при изучении нового материала.

Учебная задача: Мы сегодня многое узнали о грибах. Давайте подведем итоги.

Практическая задача: А сейчас каждая группа ответит на вопросы.

Содержание: Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).

2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).

3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые).

4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

- Сегодня мы так много узнали на уроке.

- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

А теперь всем отдыхать!

Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята” или конфетами “белые грибы”.

Организация деятельности: Групповая.

Контроль, оценка: - Всем спасибо за хорошую работу!


 

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Какое значение имеет лес в природе? (

Какое значение имеет лес в природе? (

Корешок оставил. Сам на свет явился,

Корешок оставил. Сам на свет явился,

А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод)

А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод)

Организация деятельности: работа с рисунком, ответ на вопросы

Организация деятельности: работа с рисунком, ответ на вопросы

Что это? (Плесень). - А я называю плесень грибами

Что это? (Плесень). - А я называю плесень грибами

Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать

Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018