План-конспект урока по русскому языку по теме "Сложные слова" (3 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
25.04.2018
Конспект-урок по русскому языку для обучающихся 3 класса предназначен для знакомства с понятием " Сложные слова ".Ребята самостоятельно смогут найти способы решения проблемы; почему так назвали эти слова? Составить план исследования сложных слов, составить алгоритм сложного слова, самостоятельно выполнить творческую работу,
сложные слова урок-конспект.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов г. Нефтекумска»
Сложные слова
урок русского языка в 3- Г классе
подготовила Горькавенко Галина Валентиновна Знакомство с понятием «Сложные слова»
(3-й класс, УМК «Школа России»)
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
-Вспомним изученные орфограммы.
1. В одном словесном государстве жили и не тужили
орфограммы. Орфограммы - гласные и орфограммы-
согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове,
и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили
ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не
хотели говорить свои полные названия. Вот что от них
оставалось:
грус.ный.
корень. Подчеркните орфограммы.
примеры слов с этими орфограммами.
Безударные;
Согласные;
Удвоенные;
Непроизносимые.
- Вспомним полные названия этих орфограмм. Приведите
2.Работа в парах.
Словарная работа.
-на сколько групп можно разделить данные слова?
-по каким признакам?
Сла.кий, мес.ность, сн.жок, ло.ка, закр.чал,
(разделили слова по орфограммам)
-самостоятельно запишите слова по группам. Выделите
Проверка по образцу.
-какое правило использовали при написании безударной
-какое правило использовали при написании парного
-какое правило использовали при написании
-что объединяет эти орфограммы? (пишутся в корне)
-составьте рассказ по плану.
План.
-Что знаем о корне?
-Как пишутся корни в однокоренных словах?
-Как найти корень слова?
-Приведите примеры.
III. Постановка проблемы.
гласной? (примеры)
согласного? (примеры)
непроизносимого согласного? (примеры) словах?
примеры)
слова, т.к. имеет два значения)
Выделите корень.
Выделите корень.
Работа с карточкой. Выделите корень в данных словах.
Грибник, паучок, подорожник, сторожить, листопад.
-Какая возникла трудность при нахождении корня в
-Какое слово при разборе было необычным? (листопад)
-В чём необычность?
(к слову листопад надо подобрать два однокоренных
-Листопад – назовите значение слова.
-Подберите однокоренные слова к первому значению.
-Подберите однокоренные слова ко второму значению.
IV. Решение проблемы.
-Кто знает, как называются такие слова? (сложные)
-Определите тему урока.
-Почему так назвали эти слова? ( потому, что сложили два
-Но ведь знак « + » математический знак, его не
(предположения учащихся)
-В данном случае знак заменяют гласными О,Е.
-Прочитаем, как ученые говорят о сложных словах.
-Открыли учебник на с. 89, прочитаем правило.
-Так какие слова называются сложными? (приведите
V. Закрепление.
1. Выполнение упр. 124.
По заданию составьте алгоритм работы. Отметьте этапы.
Рассмотрим образец по алгоритму. Разберём следующие 1
слова, рассуждая по алгоритму.
корня)
применяют на уроках русского языка.
корни.
Разберём остальные слова самостоятельно.
2. Выполнение задания с доски.
Первая группа:
Из данных пар слов образуйте сложные слова. Выделите
Пчела, разводить –
Вода, падает-
Сам, летит-
Вторая группа:
Выпишите сложные слова. Выделите корни.
Пчелиный, пчеловод, лесник, лесоруб, отлёт,
Проверка:
самолёт, подводный, водопад. -проверим работу второй группы, прочитайте слова.
Пчеловод, лесоруб самолёт, , водопад.
Самостоятельная работа.
Задание: дано значение слова, составьте сложное слово,
Обильное выпадение снега –
Слой снега на поверхности дороги после оттепели –
Проверка: - назовите, полученные слова (снегопад,
выделите корни.
гололёд)
Творческая работа.
-По какому признаку можно объединить эти слова?
-Какие ещё явления природы вы знаете?
-В какой передаче чаще всего мы слышим эти слова?
-Кто прогнозирует погоду?
-Сейчас вы попробуете себя в роли синоптиков. Для этого
составьте прогноз погоды.
О погоде.
По прогнозам синоптиков днём ожидается
__________ осадки в виде снега, к вечеру _______________
Температура воздуха ночью -5 градусов.
На дорогах ____________. Водители и ___________
___________________.
усилится.
Утром температура повысится до +4 градусов.
будьте внимательны!
прогнозов учащимися)
прогнозы.
Проверка:
-Ребята, а кто сообщает прогноз погоды по телевизору?
-Объявляется конкурс на лучшего телеведущего. (чтение
-Молодцы! Все телеведущие прочитали интересные
VI. Итог урока.
-Что такое сложные слова?
Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все
непонятные слова называются сложными». Буратино
сказал, что все длинные слова – это сложные.
Домовёнок Кузя: «Слова, в которых два корня,
называются сложными словами».
-Кто из них прав?
VII. Рефлексия. -Какое открытие мы сделали на уроке?
Итог.
Домашнее задание. Выписать из словаря 5 сложных
слова.
План-конспект урока по русскому языку по теме "Сложные слова" (3 класс)
План-конспект урока по русскому языку по теме "Сложные слова" (3 класс)
План-конспект урока по русскому языку по теме "Сложные слова" (3 класс)
План-конспект урока по русскому языку по теме "Сложные слова" (3 класс)
План-конспект урока по русскому языку по теме "Сложные слова" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.