План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины
Оценка 4.9

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
13.03.2018
План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины
древесина- уникальный материал, её можно качественно обработать, не имея на то особых знаний и умений, имея желание каждый учащийся сможет изготовить из неё поделку. для этого вначале проводят разметку деталей будущего изделия, выпиливают, по контуру деталей и проводят строгание заготовок из древесины, используя струги: для черновой обработки шерхебель, для чистовой- рубанок, придают будущей детали форму и размеры, указанные в чертеже.план-конспект урока технологии 5 кл по ФГОСу
5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины.docx
План – конспект  урока по образовательной области «Технология» на основе ФГОС  (5 класс).    Учитель технологии: Федорова Э.А. дата проведения:  15.12.2017г. Тема урока:  Разметка и строгание заготовок из древесины.     Цель:  Ознакомить   учащихся   с   правилами   организации   рабочего   места   и инструментами   для  ручной  обработки  древесины,  способами  проверки качества отстроганых поверхностей  Способствовать запоминанию основной технологической терминологии, формированию   первоначального   (базового)   умения           выполнять операцию строгания на основе полученных знаний;  Создать условия для получения практических навыков строгания  древесины.  Сформировать умения систематизировать полученные знания.  Развивать профессионально важные качества: трудолюбие, аккуратность.  Воспитывать бережное отношение к природе;  Формировать и развивать экологическое мышление;                    Задачи:  развить   память,   логическое   мышление   и   интерес   к   предмету   у    учащихся; воспитать бережное отношение у учащихся к инструменту; способствовать   развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких   мышц   рук,   двигательная   сноровка,   соразмерность   движений, пространственная координация); способствовать формированию умения выявлять проблему и находить способы ее разрешения; Тип урока: комбинированный, Оборудование: детали   из   древесины;   образцы   различных   пиломатериалов. Рубанки, фуганки, шерхебели, различные струги. Разметочные инструменты: рейсмус,   линейка,   угольник,   карандаш.   Мультимедийное   оборудование. Учебник технологии. Индустриальные технологии. А.Т.Тищенко. РТ. Планируемые результаты: Предметные ­   учащиеся   ознакомятся   с   образцами   древесины   и   видами пиломатериалов. Метапредметные (УУД): Регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную; Коммуникативные ­   умение   работать   в   группе   при   выполнении   задания, умение вести сотрудничество с учителем; Познавательные –   какие   виды   древесины,   вы   знаете?   какие   виды пиломатериалов вы знаете? Личностные –  умение   провести   самоанализ   выполненной   работы,  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Оборудование: столярный верстак, рубанок, молоток, киянка, напильник,  сверла, столярная ножовка, стамеска, шило, брусок. Учебник: А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко «Технология 5 класс» Критерии достижения цели урока: ученик должен знать: основные   части   и   устройство   рубанка;   элементы   детали;   правила безопасной работы;  критерии качества обработанной детали; уметь: выполнять   операцию   в   соответствии   с   алгоритмом   действий; контролировать и оценивать результаты работы на основе критериев; владеть:   первоначальными   умениями   выполнения   действий   и   приемов строгания   детали;   умениями   организации   рабочего   места   и   безопасной работы; Личностные: ­   развитие   чувства   взаимопонимания   и   взаимопомощи   в   процессе   решения поставленных задач; ­развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; ­ способствовать формированию ценности  здорового и безопасного образа  жизни; усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного  поведения в условиях мастерских,  соблюдению норм и правил культуры  труда в соответствии с технологической культурой производства; Коммуникативные:   ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию.               Метапредметные: Регулятивные ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; ­ вносить необходимые коррективы в действия  после контроля на основе  оценки  и учета характера сделанных ошибок. Методы   проведения   занятия:   активная   беседа,   постановка   и   решение проблемных ситуаций,  инструктивно – практический метод; Образовательные  технологии:  развивающего обучения; Объект труда:  корпус  грузовой машины. Учено – методическое  оснащение: 1. Рабочее место учащегося – столярный верстак. 2. Оборудование учебной мастерской:  инструменты ­ (рубанки, угольники, линейки, клинья, киянки, щетки и др.) 3. Заготовки – квадратный брусок с размером 50х50х400, материал – береза. 4.  Образец изготовляемой детали. (Макет грузовой машины). 5. Плакат «Организация рабочего места при строгании». 6. Плакат «Устройство рубанка». Литература для учителя:  Технология. индустриальные технологии: 5  класс: методическое пособие/ А.Т.Тищенко. – 2 – е изд., дораб. – М.: Вентана­ Граф, 2014. – 144 с.  Литература   для   учащихся: Технология.   Индустриальные   технологии. Учебник   для   учащихся   5   класса   общеобразовательных   учреждений   /   А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вента – Граф, 2012. Ход урока   заполнить   классный 1. Организационная часть — 2 мин. ­   приветствие,   проверить   явку   учащихся,  журнал; ­ обход рабочих мест, проверка организации рабочего места, наличия спецодежды и готовности учащегося к уроку,  настроить учащихся на работу; 2.  Актуализация опорных знаний ­ 5 мин.  ­  организовать  уточнение  и согласование  темы  и  цели  урока; (показ различных инструментов на верстаке; Почему они нужны? Что с ними делают? Как работают с этими инструментами? ­  подвести   учащихся  к  самостоятельному   формулированию   целей   и задач   урока; значит,   на   уроке   мы   что   будем   делать?   (Будем   изучать приемами   работы   с   строгателными   инструментами,   и   изготавливать изделия из древесины). ­организовать   подводящий   диалог   по   изучению   нового   материала   с опорой на изученный ранее материал и межпредметные связи; ­   настроить   учащихся   к   учебной   деятельности   на   получение   новых знаний, создать условия мотивации  внутренней потребности у ученика  для включения в учебный процесс Проверка   знания Актуальность   изученного   ранее   материала. материала   прошлого   занятия.   Активная   беседа.   Вопросы   к   классу (диалоговый режим): а) для чего на крышке верстака существует большое количество гнезд (восемь)? б) сколько клиньев необходимо для закрепления детали и почему? в) как регулировать высоту клина в зажимном бруске? г) как определить необходимую силу зажима детали? д) по каким причинам может сломаться механизм зажима верстака? ж) как на станке закрепить длинную деталь? 3. Изучение нового материала ­ 20 мин. ­ организовать уточнение и согласование темы и цели урока;  ­ построить объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся;  ­ зафиксировать  причину затруднений у учащихся; ­ организовать фиксацию преодоления затруднения; На данном уроке изучаемый новый материал имеет, как теоретическую, так и практическую направленность. Содержание   учебного   материала   теоретической   направленности:  устройство рубанка, его основные части; Ученики находят с учебника виды   строгальных   инструментов   и   изучают   его   основные   части, записывают в рабочую тетрадь. ­Чем отличается шерхебель от рубанка? ­Зачем нужен фуганок? Содержание учебного материала практической направленности:   Хватка рубанка, поза (стойка) при работе, начальное положение инструмента. Движение   и   его   характер,   перемещения. Последовательность обработки по зонам, достижение чистоты и его контроль, достижение плоскостности продольной и поперечной и его контроль,   характерные   ошибки   и   их   недопущение.   Визуальный   и инструментальный   контроль,   обращение   с   инструментом   и   уход   за ним, правила техники безопасности и организация рабочего места. Для активизации познавательной   деятельности   изучение   нового материала веду в диалоговом режиме, применяя метод активной беседы, задавая   учащимся,   многочисленные   вопросы   и   задачи,   ведем   поиск ответов   на   основе межпредметных   знаний,   интуиции   и   жизненного опыта.   В   процессе   беседы   вывожу   учащихся   на   постановку   проблемы (задиры   –   чистота)   и   совместно   ее   решаем.   Использую   также   метод демонстрация   наглядных   пособий   (изображения   на   классной   доске,   траектория плакаты, образцы детали, заготовки и.т.д.)   Выполняем запись основных  терминов в тетрадь.     задание (оборудование, выполняться   4. Вводный инструктаж ­ 5 мин. ­   сообщение   учащимся   названия   практической   работы.   Технология строгания. Действия, приемы, правила обработки древесины; ­   разъяснение   учащимся   задач   практической   работы   и   ознакомление учащихся с объектом труда – образцом выполняемой работы; ­ ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых  будет   инструменты, приспособления) ­ ознакомление учащихся с действиями, приемами, правилами обработки пластей квадратного бруска ­ предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы ­ инструктаж по технике безопасности ­ разъяснение алгоритма действия (совместное планирование) учителя и учащегося при выполнении, упражнения и  самостоятельной работы ­  разъяснение критериев (показателей) оценивания учителем и самооценки  учащимся результата выполнения  упражнения и  самостоятельной  (практической) работы – первоначального умения строгания Учащиеся   подходят   к   рабочему   месту   учителя   (демонстрационный верстак). Использую   методы:   активная   беседа   (диалоговый   режим), показ   трудовых   приемов,   наблюдения   учащихся,   решение   творческих задач и постановка проблемных ситуаций. 5. Первичный контроль усвоения изучаемого материала.      Ученики   изучают   на   плакате   безопасные   приемы   работы   с инструментом, и правила контроля строгания.   Пробное выполнение приемов – 10 мин. Учащиеся выполняют упражнение:              инструменты, заготовки); ­проверка   организации   рабочих   мест   учащихся   (верстак, ­ соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания; ­ проверить умения   учащихся   закрепления заготовок на верстаке на клиньях; ­ организовать выявление  и исправление допущенных ошибок; ­ тренировать способность к самоконтролю; инструктаж обход. Текущий (индивидуальный) Первый — проверить организацию   рабочего   места,   правильность   выполнения приема   закрепления   заготовки. Указание    ошибок.Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к новому приему по разрешению учителя. Второй (индивидуальный) – проверить правильность приемов строгания пласты, соблюдение правил безопасной   работы. Указание   ошибок.Исправление (показ   учителя). Окончательный контроль приема, переход к самостоятельной   работе по разрешению учителя. обход. Текущий инструктаж  Практическая работа   с самопроверкой, взаимопроверкой по образцу и проверкой учителем. Самостоятельная работа учащихся ­ 30 мин. Выполнение самостоятельной работы: «Строгание» ­ организовать самостоятельную работу учащихся; ­проанализировать   правильность   и   осознанность   выполнения   всеми учащимися задания; ­ выяснить степень усвоения материала; ­ определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ­ ликвидировать обнаруженные недочёты; ­ оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; ­ тренировать   способность  применять   алгоритм  действий  в стандартной   и нестандартной ситуации; - тренировать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооцениванию; ­   контроль   над   бережным   отношением   учащихся   к   средствам   обучения   и рациональному  использованию учебного времени; Организация   работы   учащихся   в   парах,   где   они   учатся   контролировать   и оценивать  не только  свою работу, но и работу товарища  (взаимоконтроль, взаимооценка).   6.1. Третий   обход. Текущий   инструктаж   (индивидуальный)   – контроль правильности   и   фиксация   ошибок организации   рабочего   места, соблюдения правил техники безопасности, закрепления детали, приемов строгания.   Указание   ошибок без   показа учителя. Самоконтроль учащимся при   переходе   от   одного   приема   к   другому.   Переход   к следующему приему без контроля  учителя. 6.2. Окончательный контроль практической работы. По   мере   окончания   выполнения   задания   самостоятельной   работы учащиеся   подходят   к   рабочему   месту   учителя   для   окончательного контроля   и   оценки   проделанной   работы.   Сдают   изготовленную   деталь,  выставляю оценки  в соответствии с критериями, раннее озвученными во время вводного инструктажа.  Обязательно  учитываю мнение учащихся. 7. Заключительная часть. Инструктаж. Рефлексия. Уборка – 8 мин. ­ анализ выполнения самостоятельной работы; ­ рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей и задач урока; ­ совместный разбор  типичных ошибок учащихся; ­ повторное объяснение учителем  способов устранения ошибок; ­   по   результатам   анализа   работы   зафиксировать   направления   будущей деятельности; ­   объективно   и   комментировано   оценить   результаты   коллективного   и индивидуального труда учащихся на уроке;          По команде учителя все учащиеся заканчивают работу, подписывают деталь и   сдают ее. Провожу совместный анализ проделанной работы. Для рефлексии   использую   активный   диалог,   когда   учащиеся   самостоятельно выявляют   ошибки  и их  причины.   Демонстрирую   разные  работы, учащиеся определяют лучшие и с ошибками, сами определяют   ошибки и способы их  устранения.   Если   много   типичных   ошибок,   то   повторно   демонстрирую трудовые приемы. Особое внимание уделяю вопросам организации рабочего места и безопасным приемам работы.  Уборка мастерской.   Дидактические материалы к  уроку в 5 классе По теме:  Разметка и строгание заготовок из древесины. Карточка задание «Проверь себя».  Верны ли следующие утверждения? № Утверждение да нет 1 Леток – это сквозная выемка в колодке рубанка  для выхода стружки при строгании 2 Для извлечения резца из рубанка нужно ударить молотком по клину 3 Прямолинейность отстроганной поверхности  проверяют линейкой на просвет 4 Стружколоматель служит для дробления стружки на мелкие части и удаления их из летков 5 Лезвие у шерхебеля должно выступать над  подошвой на 0,1….0,3 мм Правильные ответы к заданию «Проверь себя»  по теме «Строгание заготовок из древесины» верны ли следующие утверждения? утверждение 1. 2. 3. 4. 5. да Х Х Х нет Х Х Карточка задание. Соедини стрелками описание с соответствующим рисунком. Нож рубанка с деревянной колодкой Нож шерхебеля Нож рубанка с металлической колодкой Карточка задание  «Разгадай кроссворд» Разгадать кроссворд из рабочей тетради. 1 2 3 4 5 6 По горизонтали: 2. пластина для разметки, повторяющая контур детали. 5. слой древесины, снимаемый при строгании. 6. строгальный инструмент. По вертикали: 1.инструмент для пиления заготовок из древесины. 3. нанесение на заготовку контуров будущего изделия. 4. приспособление для распиливания заготовок под одинаковым углом – 450 или 600 . Ответы на кроссворд: По горизонтали: 2 – шаблон; 5 – припуск; 6 – шерхебель;  По вертикали:  1 – ножовка; 3 – разметка; 4 – стусло; Карточка задание «Крестики – нолики» На усвоение темы урока и выполнение заданий дома.  Отвечать однозначно:    ДА – Х;   нет – О;     1.    4 . 7. 2. 5. 8. 3. 6. 9. o Строгание – это процесс срезания поверхности заготовки, что позволяет получить ровные, гладкие поверхности. o Шерхебель используется для чистовой обработки поверхности заготовки из древесины. o Рубанок и шерхебель нельзя ставить на крышку верстака подошвой, так как  можно повредить лезвие ножа. o  Стружку из летка можно извлекать пальцами и гвоздем. o Выполнение домашнего задания поможет лучше понять тему. o Лобзик относится к стругам. o Нельзя проверять рукой остроту лезвия ножа рубанка. o Стружкометатель предназначен для метания и разбрасывания в стороны щепок. o Прямолинейность   отстроганной   поверхности   проверяют   линейкой   на просвет 3.Х 1.Х 2. О 5.Х 6. О 9.Х 4. О 7.Х 8. О

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины

План-конспект урока по технологии 5 кл. разметка и строгание заготовок из древесины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018