План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Оценка 5

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
труд
5 кл
13.03.2018
План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
дерево-прекрасный строительный и поделочный материал, обладает рядом ценных качеств: легко колется, пилится, режется, достаточно прочное и твердое, упругое, легко склеивается и имеет достаточно легкий вес, есть и недостатки- горит, гниет. древесина как и другой конструкционный материал, существует в нескольких формах: исходный - лесоматериалы: круглый лес (хлыст), кряж, бревно, верхушка, ветки, корни. и вторичная производная - пиломатериалы (полученные путем распиливания лесоматериалов): брус, доски, фанера, шпон, щепа, и др.конспект открытого урока по технологии по программе Тищенко , Симоненко
конспект урока 5 кл Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.docx
План ­ конспект  урока По образовательной области «Технология» на основе ФГОС   (5 класс). Учебник 5кл. технология. индустриальные технологии. А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. Учитель технологии: Федорова Э.А. Раздел: «Технологии обработки конструкционных материалов» кол­во ч. 50ч Тема:  «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» 20 ч Дата проведения:  15.09.2017 г. Тема урока:   1 «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». 2 Лабораторно­практическая работа:  «Распознавание древесины и древесных материалов». Цель урока: (предметные результаты)   ознакомить обучающихся с природным конструкционным материалом – древесиной,   строением   древесины   и   областью   её   применения, пиломатериалами и древесными материалами;   научить   различать   породы   древесины   и   виды   пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия;   воспитывать бережное отношение к природе;  формировать и развивать экологическое мышление.  Планируемые результаты:  Предметные: освоение   новых  знаний   о   древесине,  пиломатериалах   и древесных материалах; приобретение умения распознавать породы по текстуре, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду.  Метапредметные:  регулятивные   УУД ­  уметь   определять   и   формулировать   цель   на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной   задачей;   вносить   необходимые   коррективы   в   действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;  коммуникативные   УУД ­   уметь   оформлять   свои   мысли   в   устной форме;   слушать   и   понимать   речь   своих   товарищей;   признавать существование других точек зрения;  познавательные   УУД ­   уметь   ориентироваться   в   своей   системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Личностные УУД:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Педагогические   технологии:      Личностно   ориентированного   обучения, групповой   деятельности   и   Информационные Технологии   образовательные технологии  Методы   обучения:  рассказ,   беседа,   демонстрация   наглядных   пособий, лабораторно­практическая работа. метод проблемного изложения;  Тип урока:       Комбинированный.   Урок открытия нового знания  Основные  понятия: древесина,   лиственные   и   хвойные   породы,   строение древесины, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы. Образовательные ресурсы: УМК по технологии Тищенко                                           Оборудование   и   дидактические   средства   обучения:  образцы   древесины различных   пород,  образцы  пиломатериалов   и  древесных  материалов  (ДСП, ДВП, МДФ, шпон, фанера), плакат с изображением строения ствола дерева; примеры (фотографии) изделий различного назначения из древесины разных пород;   учебник   технологии,   РТ   (§3),   ПК.  Мультимедийное   оборудование. Презентация «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Организационная структура урока Организация   на   урок   и   мотивация   (самоопределение)   к   учебной деятельности Проверить готовность к уроку. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.  Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).  Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).  Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Слайд 1 (приветствие участников урока) Слайд   2  (какой   из   материалов   человек   научился   обрабатывать одним из первых?) Слайд 3 (тема урока)изображение дерева. Психологически настраивает учащихся на урок. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку С какими материалами вы работали в начальной школе? А как вы думаете какие из материалов человек научился обрабатывать и начал использовать в своей жизни первыми? Материал о котором мы сегодня с вами будем говорить используется с давних времен. О его источнике говорят:  Весной веселит, Летом холодит,  Осенью питает, Зимой согревает. Что это?               (дерево)   А материал как называется? (древесина).   Где применяется древесина?    Назовите тему нашего урока? Настраиваются на урок, приветствуют учителя. Принятие образа «хорошего ученика» (Л) Вспоминают,   высказывают   предположения,   отвечая   на   поставленные вопросы (П).  Формулируют тему урока и его цель (Р).  Сотрудничают с учителем, сверстниками (К). Извлекают необходимую информацию из текстов слайдов (П)     2 мин 10 мин Актуализация   знаний   и   фиксирование   индивидуального затруднения в пробном действии Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.  Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.  Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.  Мотивировать   к   пробному   учебному   действию   («надо»   –   «могу»   ­ «хочу»).  Организовать   самостоятельное   выполнение   пробного   учебного действия.  Организовать   фиксацию   индивидуальных   затруднений   в   выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Слайд 4(древесина природный конструкционный материал, строение ствола древесины) Слайд 5(породы древесины) Слайд 6, 7 (текстура древесины) Ребята   как   вы   понимаете   фразу   «природный   конструкционный материал»? Посмотрите  на  рисунок  и   скажите   в  каких  частях   дерева   находится древесина? (ствол, ветви, корни)      слайд 8 Давайте   попробуем   дать   определение   древесины  (природный конструкционный материал из которого в основном состоят ствол, ветви и корни дерева)      слайд 9 Давайте посмотрим строение ствола дерева.      Слайд 10  Как   можно   узнать   возраст   спиленного   дерева?  (по   годичным кольцам)  На какие две группы можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные) Разбить класс на 2 группы назначить старшего.  Задание   в   группах   з   1  минуту   выписать   в   таблицу   в   р/т   как   можно больше пород деревьев. Проверка – старшие в группах по очереди называют деревья из списка. Классификация по твердости  Как   вы   думаете   зачем   нужно   знать   твёрдость   древесины?   но   хуже (твердая   древесина   прочнее   в   изделии, обрабатывается, труднее забивать гвозди ит.д.) Посмотрите   на   экран   и   скажите   чем   отличаются   эти   образцы древесины? Текстура – природный рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевидных лучей и волокон. Применение   текстуры   в   мебельном   и   художественно­декоративном производстве.  Удобно ли изготавливать изделия из ствола дерева?  Для дальнейшего использования что нужно сделать? (распилить)  Такие материалы будут называться пиломатериалами. Виды пиломатериалов Найдите в учебнике чем отличаются доска и брусок.   (слайд 11) При   работе   с   пиломатериалами   нам   нужно   будет   знать   элементы пиломатериалов : пласть, ребро, торец кромка Физкультминутка Демонстрация шпона. Как вы думаете что это за материал. Это шпон. Его   получают   на   специальных   станках:   нож   срезает   с   поверхности вращающегося   бревна   тонкий   слой   древесины.   Этот   процесс   называют лущением. Затем листы шпона склеивают, поворачивая каждый второй лист на угол 90 градусов И получают фанеру. Ствол   используется   для   получения   пиломатериалов   и   шпона,   а  куда использовать   ветки,   горбыль,   некачественную   древесину?   Демонстрация образцов   ДСП,   ДВП.   Как   вы   думаете   каким   способом   получены   эти материалы   (работа   в   группах   1  мин)   Древесину   измельчают,   смешивают   с синтетической смолой и прессуют плиты.  (слайд 12) Выполняют пробное учебное действие чтобы   понять,   что   я   не   знаю   и   самому   найти   способ   решения (самостоятельная работа в парах). (Р), слайд 13 Извлекают необходимую информацию из текстов слайдов (П). Слайд 14 Фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии (Р). Выражают свои мысли, учитывают мнения других (К)          12 мин Первичное   осмысление   и   закрепление   с   проговариванием   во внешней речи Организовать построение проекта выхода из затруднения     Слайд 14 Работа в тетради (Рабочая тетрадь стр.4 №2 ) Через   2   минуты   ответственный   за   работу   в   группе   защитит   перед классом работу, а после обратимся к слайдам и выясним, что же вы упустили в своей работе. Лабораторный практикум. Работа в группах Проанализировать   образцы,   заполнить   таблицы   в   рабочей   тетради (Рабочая тетрадь стр. 5 №4, №5) Находят   отличие   своего   результата   с   заданным   эталоном,   вносят необходимые коррективы (Р) Выбирают наиболее эффективные способы решения задач (П) Аргументируют свои мнения и позиции в коммуникации; Учитывают разные мнения (К) Подведение итогов урока. Рефлексия. 11 мин Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.  Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.  Организовать   оценивание   учащимися   собственной   деятельности   на уроке.  Организовать   фиксацию   неразрешенных   затруднений   на   уроке   как направлений будущей учебной деятельности.  Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Критерии достижения целей и задач:  «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос;  «+» – если ответ обучающегося был не полным;  «­» – если обучающийся не смог ответить на вопрос. Заранее подготовить оценочный лист (приложение 1), в котором оценить ответы обучающихся по пройденной теме с учетом самооценки. Повторить   изученный   материал   в   5   классе,   используя   следующие вопросы с элементами беседы и умения аргументировать ответ: 1.  Что   такое   древесина?  (Ответ:   это   природный   конструкционный материал,   который   получают   из   стволов   срубленных   деревьев   различных пород). 2.   Какие   породы   деревьев   растут   в   районе   вашего   проживания? (Ответ: обучающиеся приводят соответствующие примеры). 3. Каково строение ствола дерева?  (Ответ: ствол дерева состоит из коры,   сердцевины,   луба,   годичных   колец,   сердцевинных   лучей,   ядра   и заболоня). 4. Какие виды пиломатериалов получают при распиливании брёвен? (Ответ: доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, пластины, четвертины, горбыли). 5.   Назовите  несколько   видов   древесных   материалов?  (Ответ:   ДСП, ДВП, фанера, шпон). Те   обучающиеся,   которые   в   ходе   опроса   получили   «­»,   услышав правильные   ответы   осознают   их   и   постараются   запомнить;   учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная   оценка   ответов   обучающихся   будет   способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный   результат   в   ходе   опроса,   тоже   получают   мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока. Рефлексия  (Светофор) Домашнее задание: I уровень:   Прочитать §3, страница 10 – 15; ответить на вопросы 1­5 стр. 15;   Приготовить чертёжные принадлежности, тетрадь;  Выполнить задание 5 из рабочей тетради стр.5 «Проверь себя. Верны ли  следующие утверждения?» утверждение да нет 1 Древесина легко обрабатывается резанием, хорошо  склеивается и соединяется гвоздями. 2 Древесину применяют для изготовления мебели 3 Дуб имеет мягкую древесину 4 Древесина клёна имеет запах хвои 5 ДСП получают на специальных машинах прессованием  стружки, смешанной с синтетической смолой II. уровень:      Найти в интернете дополнительную информацию:  Чем древесина карельской берёзы отличается от древесины берёзы,  произрастающей в средней полосе России, и где она применяется.    III. уровень: Заполнить экологическую анкету. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение­опрос Задание. Напиши, для чего нужны все составляющие столярного верстака Основание________________________________________________________ Крышка__________________________________________________________ Отверстия под клинья_____________________________________________  Лоток___________________________________________________________  Передний зажим_________________________________________________ Задний зажим_____________________________________________________ Выдвижные или поворотные пальцы__________________________________ Карточка ­ задание п. 5 «Проверь себя». Верны ли следующие  утверждения? № вопросы 1 Древесина легко обрабатывается резанием, хорошо  склеивается и соединяется гвоздями 2 Древесину применяют для изготовления мебели 3 Дуб имеет мягкую древесину 4 Древесина клёна имеет запах хвои 5 ДСП получают на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой Ответ   Да Ответ  Нет         Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Древесина.  Пиломатериалы и древесные материалы»               № Утверждени Да Нет е    1 2 3 4 5 Х Х  Х  Х  Х  Карточка – задание для выявления уровня знаний. 1. Приспособление, на котором работает столяр. 2. Головной убор столяра. З. Один из зажимов на верстаке. 4. Режущий инструмент. 5. Измерительный инструмент. 6. Разметочный инструмент. 7. Что перемещается на верстаке с помощью вращения рукоятки? 8. Место для хранения материалов, заготовок и инструментов. 9. Ударный инструмент. 10. Деревянный молоток. Тест карточка  ­ закрепление новых знаний                           Вариант ­ 1 Древесина и древесные материалы. Пиломатериалы. 1 Древесина­ это A Часть ствола дерева B Природный конструкционный материал C Кора дерева D Строительный материал 2 Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой  древесины? A Столяр B Плотник C Токарь D Слесарь 3 Какие породы деревьев относятся к лиственным? A Дуб B Берёза C Ель D Осина E Лиственница 4 Какие породы деревьев относятся к хвойным? A Бук B Кедр C Сосна D Липа 5 Ствол дерева снаружи покрыт A Слоем заболонь B Лубом C Корой D Сердцевиной 6 При разрезе ствола поперёк , на срезе можно увидеть A Годовые слои B Сердцевину C Ядро D Питательные вещества 7 Что такое текстура древесины? A Шероховатость B Рисунок на срезе древесины C Годичные кольца D Ядро ствола Тест карточка  ­ закрепление новых знаний                           Вариант ­ 2 1 Виды пиломатериалов A Бревно B Пласть C брус D Ребро E горбыль F Доска обрезная 2 Элементы пиломатериалов A Бревно B Горбыль C Ребро D Пласть E Кромка F Торец 3 Шпон­ это A Тонкие слои древесины B Древесный материал, полученный путём склеивания нескольких  тонких слоев древесины C Древесно­ стружечная плита D Прессованная измельчённая древесина 4 Фанера ­ это A Тонкие слои древесины B Древесный материал, полученный путём склеивания нескольких  тонких слоев древесины C Древесно­ стружечная плита D Прессованная измельчённая древесина Бланки ответов Класс 5 1 2 3 4 5 6 7 Фамилия  Имя  A  B  C  D  E F  Групповое задание:(4 чел) Первичный контроль знаний 4 круга­есть торец дерева. Выполнить графический распил бревна, показав все виды пиломатериалов, не повторяя распилы Ответ: Карта пооперационного контроля выполнения лабораторной работы№1 «Распознавание древесины и древесных материалов» ФИ  уч­ ся Органи­ зация  рабочег о места Санитарно ­ гигиеничес кие  требовани я Проведени е опыта по определен ию  твёрдости  и  мягкости  пород Заполнен ие  таблицы  по  изученны м  свойства м  древесин ы Определени е основных  элементов  пиломатери алов Общи й  балл Определен ие  количества слоёв  фанеры и  измерение  её  толщины (0,5) (0,5) (1) (1) (1) (1) (5) Приложение. Правила поведения в учебных мастерских 1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:  являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат,  головной убор);  иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения  графических работ и записей;  в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место,  получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;  не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную  очередность при работе на станках. 2. Строго соблюдать правила безопасности труда. 3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к  оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее  место и сдать изделия и инструмент бригадиру по технике безопасности при ручной обработке древесины Инструкция  До начала работы 1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и  головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы). 2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка). 3.Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности  инструментов сообщи об этом учителю. 4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно  привинчены, насечка не сработана). Во время работы 1.Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках. 2.Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами. З. Во избежание травм следи за тем, чтобы: а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики,  должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками  установленной формы без расколов и трещин; б) не отвлекайся во время работы; в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления. 4.Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности, 5.Столярными инструментами пользуйся только по их прямому назначению. После окончания работы 1.Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи  учителю. Приведи в исправное состояние инструменты. Тщательно убери рабочее место (опилки не сдувай и не смахивай руками)  Отходы сложи в специальный ящик. Положи инструменты в том порядке, который установил учитель. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1­2 мм. Приведи себя в порядок. 7.Из мастерской выходи с разрешения учителя. Приложение­рефлексия Чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним  из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент­похвала, Комплимент  деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают  вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный  урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения  потребности в признании личностной значимости каждого. Карточки – задания. №1 Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. 1 Что нового узнали на уроке? 2 Какие новые понятия вы изучили сегодня? 3 Где можно применить полученные знания в практической деятельности? 4 Для чего необходимо знать данный материал? 5 Какие затруднения у Вас возникли? 6 Дайте анализ своей деятельности на уроке. 7 Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог  совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. Карточка – задание №2 Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы,  СМС­сообщения, законченного предложения. № 1 На уроке я работал 2 Своей работой на уроке я 3 Урок для меня показался 4 За урок я                                активно доволен коротким не устал пассивно не доволен длинным устал 5 Мое настроение              стало лучше стало хуже 6 Материал урока мне      был понятен полезен интересен 7 Домашнее задание мне кажется легким не понятен бесполезен скучен трудным интересным не интересным

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

План-конспект урока по технологии 5 класс: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018