План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
Оценка 4.6
Видеоуроки +4
docx
русский язык
5 кл
10.08.2019
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.
приставка з .с.docx
Конспект урока русского языка
Предмет: русский язык
Тема урока: Правописание приставок на –з и с
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с
приставками на з, с от слов с приставками единообразного написания и слов, где з является частью корня;
развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать
причинноследственные связи;
коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе;
отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать
уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Понятия: приставка, глухой звонкий согласный, средства художественной выразительности.
Методы обучения: проблемнопоисковый, дифференцированный подход, работа в группе.
Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, электронное приложение «Повторение и контроль знаний Русский язык.5 класс»
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень
визуализации изучаемого материала.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока
Время Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 Мотивационный
1
этап
(организационный )
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую
атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.
самоорганизация
Планируемые
результаты(УУД)
Личностные: положительное
отношение к учебной
деятельности. 2
Актуализация
знаний
3
– Ребята , давайте вспомним, что такое приставка?
Значимая часть слова, которая
находится перед корнем и служит для
образования слов.
Коммуникативные:выражение
своих мыслей; аргументация
своего мнения
С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок
мы знакомы.
С неизменяемыми приставками.
Приведите примеры слов с этой орфограммой.
А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо
будет вспомнить парные согласные по глухостизвонкости.
Игра «Подскажи словечко». Замените начальный согласный
парным ему глухим или звонким (по цепочке). Цель: повторить
парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание,
слуховую память.
Дом том, балка палка, тело дело, плеск блеск, фляга
влага, костигости, год кот, дрова трава, почкабочка, горка
корка, злой слой, шалость жалость, колос голос, жар
шар, доска тоска, точка – дочка.
Игра"Подскажи словечко"
Ответы учащихся 3
Проблемное
объяснение нового
материала.
3
Сравните два словосочетания:
Бездумный поступок бессердечный человек
Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с
буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой
согласный по глухостизвонкости стоит после приставки.
Ребята, определите по сказке тему урока.
Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, но
сначала прослушайте сказку о глухих и звонких согласных.
Учащиеся самостоятельно формулируют
правило.
Правописание приставок на –з и –с.
1. Выяснить, когда на конце приставок
пишется з, когда –с.
2. Потренироваться в написании слов с
этими приставками.
Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Сформулируйте тему урока.
Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня
предстоит нам выяснить?
А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з
ис?
Откройте учебник на стр.30, и прочтите правило. Верно ли вы
его сформулировали?
Чтобы грамотно писать.
Познавательные: анализ
объектов с целью выделения
признаков.Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения,
учет разных мнений.
Регулятивные: целеполагание.
Личностные:
смыслообразование 4
Первичное
закрепление знаний
5
Образуйте прилагательные, используя данные словосочетания:
шоколад без вкуса,двигаться без шума
– С помощью каких приставок вы образовали данные
прилагательные?
– От чего зависит выбор написания с и з на конце приставок?
2)физминутка ( Учитель произносит слова. Если приставка
оканчивается наз, дети встают .Если на буквус, сидят на
месте):
Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться, рассказ,
расщедриться, вознаградить, безбрежный, разбег ,исписать,
раскрыть, безжизненный.
Упр.437.
3)Найди слово по коду.(кто раньше выполнил упр.)
1
р
2
п
3
и
4
с
5
н
6
а
7
е
8
ц
9
в
10
т
16449710
16489710
Записывают полученные слова,
обозначают орфограмму. Осуществляют
взаимопроверку .
Регулятивные: осуществление
взаимоконтроля.
физминутка
Здоровьесберегающие
технологии
Рассвет
Расцвет
Расписание
Коммуникативные: выражение
своих мыслей, аргументация
своего мнения, 1642346537
выделите приставки, определите значение слов рассвет и
расцвет по словарю, придумайте устно предложения с этими
словами.
4) давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з ис на
конце приставок.
В этом нам поможет стихотворение
Пусть никто никогда не забудет,
Что з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить:
десь, доровье, дание –
нет в них содержания.
Что нового вы узнали из этого стихотворения?
5)Самостоятельная работа.(упр.440)
Индивидуальная работа: выполнение заданий на компьютере
по изученной теме(дискприложение к учебнику)
2
Выполняют упражнения.
Личностные: установка на
здоровый образ жизни и ее
реализация на уроке
Работа в группах
Познавательные:
Записывают слова рассвет, расцвет, 4
2
6) Работа в группах.
Задание для 13 группы: Приложение№1
(Тексты№13)
Выразительно прочитайте текст.
Определите его стиль.
расписание,работают с «Толковым
словарём» С.И. Ожегова.
(Рассветвремя перед восходом
солнца, начало утра.
Расцвет1.расцвести.2.Высшая степень
развития чегонибудь, подъём.)
поиск и выделение необходимой
информации.
Упр.443.
Докажите правомерность вашего выбора (найдите
средства выразительности языка).
Найдите слова, в которых правописание приставок
зависит от глухостизвонкости. последующего
согласного
Творч. зад:напис.соч.миниатюру,используя
словосочетания из упр.443.
Работа по карточкам (распечатаны).Найти четвертое
лишнее. Составить словарный диктант из всех слов
четвертых лишних ,добавить свои слова.
Слова здесь, здание, здоровье являются
словарными ,выделяют в них корень.
Познавательные: построение
логической цепи рассуждений;
классификация объектов по
выделенным признакам;
смысловое чтение.
Коммуникативные: инициативн
ое сотрудничество в поиске и
сборе информации;
управление поведением партнера
12
Еще раз озвучивают орфограмму№11 на с.30.
Еще раз запомнить:
Дети работают самостоятельно. Затем
выступают с ответами представители
каждой группы. Рефлексия(подведен
ие итогов)
5
Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на
–з ис?
Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.
Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
1
Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
Ответы учащихся
Показывают смайлики
Чью работу на уроке можно выделить и оценить
( Выставляютя оценки,комментируются)
1. Параграф 83,упр.441.
2. Написать минисочинение о зиме(23 предложения),
используя слова с приставками на з –с.
3)Выписать из рассказа И.А.Бунина 2 предложения, в которых
встречаются слова с приставками, оканчивающимися на –з,с
Показываю смайлик(Благодарю за сотрудничество)
6 Домашнее задание. 2
Приложение №1
Регулятивные: оценка,
самооценка. Звонкие и глухие ходят парами.
Сказка о написании чередующихся приставок на –з и с
Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь?
Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес, вос, нис, рас, ис и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на
звонкий з: без, воз, низ, раз, из и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки,
оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни
попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему
приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.
Приложение№2
Текст №1.
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали узоры на
стекле. Вот распушилась красивая ветвь. Какой чудесный мастер исписал все стёкла такими узорами.
Задание :
Выразительно прочитайте текст.
Определите его стиль.
Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухостизвонкости. последующего согласного. Текст №2
Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки.
Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо безоблачное, поражает
голубизной, а к вечеру оно становится густофиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.
Задание :
Выразительно прочитайте текст.
Определите его стиль.
Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухостизвонкости. последующего согласного.
Конец января. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Развесили
снежные шапки кустарники. В воздухе чувствуется морозное холодное дыхание зимы.
У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечёток. Они оживленно перекликаются, порхают по ветвям.
Текст №3.
Задание :
Выразительно прочитайте текст. Определите его стиль.
Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухостизвонкости. последующего согласного.
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
План-Конспект урока русского языка по теме: " Правописание приставок на –з и -с"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.