Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
Пояснительная записка
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры
нужно начинать в дошкольном возрасте.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются
занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных
произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению,
движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских
музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской
исполнительской деятельности,
которая чрезвычайно привлекает
дошкольников.
В процессе игры на музыкальных инструментах
совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.
Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается
память и умение сконцентрировать внимание. Игра на музыкальных
инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук,
способствует координации музыкального мышления и двигательных функций
организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус,
учит понимать и любить музыку.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для
себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально – ритмических
движений.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной
деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям,
способствует развитию музыкальной памяти,
помогает
преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное
воспитание ребенка.
В своей работе я использовала авторскую программу Т. Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно – методические
пособия «Бим! Бам! Бом! Игры звуками», «Уроки музыки по системе
обучения К. Орфа».
Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
привить навыки игры на музыкальных инструментах
знакомить с произведениями детской классической музыки на практике
овладевать простейшими элементами музыкального языка
внимания, формировать индивидуальность, самостоятельность и свободу мышления
развивать навыки общения и сотрудничества
Цель: прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого
музицирования на основе развития импровизационного мышления и
первичного моделирования творческих процессов.
Задачи:
1. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
2. Формировать умение слышать слабую и сильную доли, паузы, обозначать их
звучащими жестами или музыкальными инструментами.
3. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпонементом на
музыкальных инструментах.
4. Развивать чувство ритма.
5. Формировать чувство коллективизма.
Технология работы:
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю во 2ой половине дня по 30
минут
Октябрь
1 неделя. Организационное занятие.
Задачи:
• Дать представление детям об оркестре «Что такое оркестр? »
• Познакомить с видами оркестров.
2 неделя. Разнообразный мир инструментов.
Задачи:
• Обучать детей приемам звукоизвлечения на бубне ладошкой и пальчиками.
• Учить правильно держать молоточек при игре на металлофоне, легко
касаться пластинок металлофона.
3 неделя. Звуки осени.
Задачи:
• Упражнять детей в игре на металлофоне.
4 неделя. В мире музыкальных инструментов.
Задачи:
• Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания.• Закреплять навыки игры на бубне, погремушках, барабане.
• Развивать сенсорные способности.
5 неделя. Звонкие инструменты.
Задачи:
• Формировать навык правильной игры на треугольнике.
• Учить воспроизводить ритм слов на различных инструментах, слышать в
голосах природы звуки различных инструментов.
• Развивать ритмический слух через музыкально – дидактическую игру
«Лесная школа».
Ноябрь
1 неделя.
Задачи:
• Отрабатывать умение передавать ритмический рисунок с помощью
ритмических игр и импровизаций «Отзовись», «Эхо».
2 неделя. Играем по разному.
Задачи:
• Познакомить с разнообразными приемами игры на металлофоне и на бубне.
• Формировать навык выполнять глиссандо на металлофоне, тремоло на
бубне.
• Развивать ритмический и тембровый слух, определять по ритмическому
рисунку свое имя.
• Музыкально – дидактическая игра «Бубен» муз. Фрида
3 4 неделя. Сыграем песенку.
Задачи:
• Знакомство с английской песенкой «Jingle bells», с музыкальными партиями
и инструментами. Распределение участников по партиям: бубенцы,
металлофоны, треугольник.
• Разучивание партий металлофонов на двух близлежащих пластинах с
подгруппами детей.
• Отрабатывать правильную передачу ритмического рисунка.
Декабрь
1 2 неделя. Новогодняя музыка.
Задачи:• Продолжать разучивать партии английской песенки «Jingle bells».
• Разучивание партий бубнов и треугольников с подгруппой детей.
• Соединение трех партий: металлофона, бубенцов и треугольников.
3 неделя. Новогодняя музыка.
Задачи:
• Работа над характером произведения. Закрепление партий.
• Формировать навык вступать и заканчивать свою партию вовремя.
4 неделя. Новогодняя сказка. Выступление на новогоднем празднике.
Январь
1 неделя. Зимние стихи.
Задачи:
• Формировать навык точно реагировать на смену регистров, передавать
ритмический рисунок потешки, четверостишия.
• Музыкально – дидактическая игра «Уточки».
2 неделя. Низкие и высокие звуки.
Задачи:
• Познакомить с расположением высоких и низких звуков на пластинках
металлофона.
• Развивать звуковысотный слух через музыкально – дидактическую игру
«Папа и мама разговаривают».
3 неделя. Что такое ритм?
Задачи:
• Дать представление детям о разнообразном ритме в музыке.
• Формировать умение «читать» и «записывать» разные варианты ритмов.
• Выкладывание попевок «На лыжах», «На рассвете», «Буду летчиком»,
«Снегири».
4 неделя. Знакомство с творчеством В. А. Моцарта.
Задачи:
• Познакомить детей с творчеством композитора В. А. Моцарта, с его
произведением «Турецкое рондо».
• Распределение по партиям, показ способов игры на разных инструментах.
Февраль1 неделя. Обучение приёмам игры на ложках.
Задачи:
• Ознакомление с пьесой « Ложкари». Обучение
подгруппы мальчиков приёмам игры на ложках.
• Отрабатывать точную передачу ритмического рисунка.
2 неделя.
Задачи:
• Отрабатывать совместную игру, добиваться слаженного исполнения.
3 неделя.
Задачи:
• Формировать навык точно передавать ритмический рисунок.
• Закрепление партий музыкальных инструментов.
4 неделя. «Турецкое рондо».
Задачи:
• Работа над характером всего произведения, над выразительным
исполнением.
• Отрабатывать ритмичное исполнение всех партий, точную передачу темпо –
ритмического рисунка произведения.
Март
1 неделя. 8 марта – женский день.
Выступление на утреннике, посвященном женскому дню 8 марта.
2 неделя. Ударные инструменты.
Задачи:
• Познакомить детей с ударными инструментами, беседа о них.
• Расширять знания детей о видах барабанов.
• Музыкально – дидактическая игра «Прогулка».
34 неделя.
Задачи:
• Знакомство с новым произведением – русской народной песней «Светит
месяц».
• Распределение партий по инструментам.Апрель
1 неделя.
Задачи:
• Работа над исполнением вступления русской народной песни «Светит
месяц».
• Формирование навыка четкого удара на слабую долю в партии бубнов.
2 неделя.
Задачи:
• Разучивание партии маракасов и погремушек четко по два удара.
• В быстрой части работа над партией треугольников.
3 неделя.
Задачи:
• Отрабатывать ритмичное исполнение партий ложек.
4 неделя.
Задачи:
• Соединение всех партий.
• Работа над характером произведения.
Май.
1 неделя. День Победы.
Выступление на празднике, посвященном Дню Победы.
Повторение ранее выученных произведений.