Материал содержит план работы по профилактике речевых нарушений. Представлены виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и возможно даже предотвратить некоторые из них. Сюда входит первичная профилактика(предупреждение речевых нарушений), затем вторичная профилактика (предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы) и третичная профилактика.
план по профилактике речевых нарушений в ДОУ.docx
План по профилактике речевых нарушений в ДОУ
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все
актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые
помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить
некоторые из них.
Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.
Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические
формы,
последствий речевой патологии.
Третичная профилактика. Социально трудовая адаптация лиц, страдающих речевой
патологией.
предупреждение
также
а
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества
детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы
логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых
нарушений у дошкольников
. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя
несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и
предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика)
речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств
речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других
психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и
речевая память, словеснологическое мышление.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В
этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит
воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является
коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то
задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом
развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие
всех сторон устной речи: словаря,
грамматического строя, связной речи,
звукопроизношения.
Основная цель этой работы создание воспитателями такой предметной среды,
которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых
возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.
Организация предметноразвивающей среды, а также повышенное внимание к детям с
высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное
содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Учительлогопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным
потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Проводится конкурс «Лучший речевой уголок».
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации
игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка
единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом
становятся основой взаимодействия.
В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного
учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда,
воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания
эффективных условий для правильного развития речи детей.
Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого
коррекционноразвивающего пространства, поддерживать которое призваны не только
логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и родители
ребенка.
Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания,
необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и
практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
Результатом взаимодействия являются достижение качества дошкольной подготовки,
прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по
его дальнейшему сопровождению.
Работа с родителями условно делится на 2 блока:
Цель: повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-
логопедической направленности специалистов и родителей на
профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном
возрасте , а также профилактику речевых нарушений в школе.
Просветительский блок
1. Выступления на родительских
собраниях:
« Нарушения речи у дошкольников»
Как подготовить ребенка к
обучению в современной школе?
«Развитие речи детей, слабо
владеющих русским языком»
2. Выступление на тематическом
собрании «На пороге школы»
4.Обновление логопедических
уголков.
5.Консультирование родителей с
целью повышения педагогической
грамотности родителей.
Все возр. группы.
Ст, подг.гр.
Все возр. группы.
Ст,подг.группы.
По плану возрастных
групп ДОУ.
По плану ДОУ
Все возр группы
В соотв. с год. планом
Все возр группы
В соотв. с год. планом
Практический блок
Направление родителей с детьми на консультацию к
специалистам поликлиники для уточнения клинических
диагнозов
Обследования уровня развития речи детей в присутствии
родителей.
Предоставление сведений о результатах логопедического
обследования.
Ознакомление с направлениями коррекционной работы.
Все возр. группы
Демонстрация приёмов работы по коррекции
звукопроизношения и развитию речи на консультациях и
занятиях (индивидуальных и групповых)
Все возр.группы
Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций
логопеда в тетрадях
Ст, подг.
группы
Все возр. группы Сентябрь
октябрь
Все возр. группы
По
По запросу
родителей
запросу
Октябрь,
январь,
апрель
В теч.год
(род.собр
ания,
консульт)
В
теч.учебн
ого года
( в соотв.
с
графиком
работы)
В теч.года Ознакомление с результатами промежуточного и итогового
обследования.
Проведение мастерклассов, семинаров, практикумов:
Семинарпрактикум «Артикуляционная гимнастика».
«Автоматизация звуков»
Практикум «Как правильно произносить звуки».
Проектная деятельность «Профессии наших родителей»
Ст.подг. группы
Январь
Апрель
Все возр. группы Октябрь
Ноябрь
Подгот. группы Октябрь
Открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием
родителей
«Говорилки»
« Праздник чистой речи»
Для детей
логопункта и
заним. Консульт.
май
1 раз в 3
месяца
1 раз в
месяц
Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями
Ст, подг. группы В теч.года
Создание и практическое применение картотеки игр и
упражнений по коррекции речи для родителей детей, слабо
владеющих русским языком с целью успешной адаптации в
русскоязычной среде.
Ст, подг. группы В теч.года
Условия:
Объявлять на родительских собраниях о времени консультаций для родителей;
Время для консультаций родителей внести в расписание;
Назначать дату и время консультаций (в том числе и для детей старших групп,
выпускающихся в школу)
1. Как организовать логопедические занятия дома?
Консультации для родителей
2. Когда обращаться на консультацию к специалистам
3. Совершенствуем внимание и память ребенка
4. Обогащаем словарь детей
Слюнки у трехлетнего ребенка. Что это?
5. Роль родителей в формировании грамматически правильной
речи у дошкольников.
6. Как правильно произносить звуки
Как увлечь ребенка занятиями по автоматизации звуков.
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Средние,старшие
, подг.группы
Все возр.группы
Средние,старшие
, подг.группы
Средние,старшие
, подг. группы
Младшие группы Ноябрь
Декабрь
Все возрастные
группы
Все возрастные
группы
Средние,старшие
, подг. группы
Ноябрь
Январь
Февраль
7. Развитие связной речи детей в семье
8. Речевая подготовка детей к школе в семье
Выставка книг «В мир детства»
Проектная деятельность«Профессии моих родителей»
Март
Апрель
Все возрастные
группы
Старшие,
подг.группы
Ср,ст. подг.
группы
Старшие, подг.
Группы Взаимодействие логопеда с
воспитателями групп и
специалистами по
профилактике и коррекции
речевого недоразвития у детей.
1.Наблюдение за ребенком в течение всего пребывания ребенка в
группе.
2.Обследование речи и состояния психических процессов у детей
старших и подготовительных групп.
3. Совместный анализ результатов обследования
старших и подготовительных групп.
4.Обследование речи и состояния психических процессов у детей
средних и младших групп.
5. Индивидуальные и коллективные консультации для
воспитателей по запросу.
6. Проведение праздников «Праздник чистой речи»,
«Говорилки»
7. Выступления на совете педагогов
«Формирование речевой компетентности детей в процессе
подготовки к школе»
8. Печатные консультации.
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков
правильного произношения звуков.
Развитие словаря дошкольника в норме и неблагоприятном
развитии дошкольника
«Нарушение речевого развития у дошкольников».
Активизация речевой деятельности детей.
Обучение старших дошкольников употреблению сравнений
Фонематический и слоговой анализ и синтез слов
9.Совместное планирование комплексов пальчиковой гимнастики
на занятиях инструктора по физ.культуре.
10.Совместное планирование комплексов артикуляционной
гимнастики на занятиях муз.руководителя.
11.Выставка книг «В мир детства»
Учитель-логопед План
учителялогопеда
по профилактике речевых нарушений
на 20122013 учебный год
.
План работы по профилактике речевых нарушений
План работы по профилактике речевых нарушений
План работы по профилактике речевых нарушений
План работы по профилактике речевых нарушений
План работы по профилактике речевых нарушений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.