План будет интересен педагогам дошкольных учреждений и учителям начальных классов. Методическая тема: «Развитие субъектных качеств дошкольника с учётом гендерных особенностей в процессе продуктивной деятельности». План поможет педагогам повысить профессиональную компетентность и профессиональное мастерство по проблеме учёта гендерных особенностей в продуктивной деятельности детей для развития субъектных качеств дошкольников.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №с 16 «Малыш»
г. Омутнинска Кировской области
План самообразования
воспитателя
Ситчихиной Ольги Сергеевны
на 20152016 учебный годг. Омутнинск
2015Образование: среднее специальное педагогическое, в 2003г. окончила ГОУ СПО «Омутнинский колледж педагогики,
экономики и права» Кировской области
Стаж педагогической работы: 11 лет
Квалификационная категория высшая
Начало работы над темой: сентябрь 2015 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2018 года
Методическая тема: «Развитие субъектных качеств дошкольника с учётом гендерных особенностей в процессе продуктивной
деятельности».
Цель: повышение профессиональной компетентности и профессионального мастерства по проблеме учёта гендерных
особенностей в продуктивной деятельности детей для развития субъектных качеств дошкольников.
Задачи:
изучить теоретический материалы о субъектных качествах и гендерных особенностях детей дошкольного возраста;
разработать серию занятий продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование) для развития
субъектных качеств с учётом особенностей девочек и мальчиков;
апробировать разработанные занятия на детях подготовительной группы;
подобрать диагностический материал.
Актуальность:
Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника
смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле
природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и
преобразовать мир самостоятельно. Продуктивная деятельность, оказывающая исключительное влияние на всестороннее
развитие детей, в дошкольном возрасте занимает особое место. Для детей рисование, лепка, аппликация являются однимииз самых интересных занятий, так как позволяют передать то, как они видят окружающую жизнь, выразить то, что их
волнует и вызывает положительные чувства. Именно поэтому продуктивная деятельность дошкольников, как вид
художественной деятельности, должна носить эмоциональный творческий характер.
В работах дети проявляют свое стремление к познанию окружающего мира, и по работам можно в определенной
степени выяснить уровень этого познания. Помимо этого, находят отражение такие специфические особенности
мышления, как конкретность, образность. Продуктивная деятельность тесным образом связана не только с отдельными
функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются
темперамент, интересы ребенка, половые различия. Она, как никакая другая требует создания специальных условий с
использованием особых средств. Одинаковые ли условия следует создавать для всех дошкольников?
Мальчики и девочки — два поразительных мира, каждый из которых ждет своего подхода. По данным таких
ученых как В.В. Абраменкова, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферова, мальчики и девочки уже с раннего возраста
значительно отличаются в интеллектуальном и физическом развитии, у них разные интересы и склонности.
При подготовке и проведении занятий по продуктивной деятельности детей дошкольного возраста для более
компетентного учета гендерных основ развития личности каждого конкретного ребенка необходимо выделение
особенностей восприятия и передачи собственного отношения к изображаемым явлениям, как у мальчиков, так и у
девочек.
Исходя из этого видно, что проблема гендерных различий должна занимать исключительное место, особенно в
дошкольном возрасте. Вопросы о том, насколько сильно влияют гендерные установки ребенка на его продуктивную
деятельность, интересуют современных педагогов и психологов.
Этап
Содержание
деятельности
План работы на 20152016 учебный год
взаимодействие
Сроки
выполнения
теоретико
прогностический
Составить план
самообразования на
2015 – 2016 уч. год;
сентябрь Педагоги, психолог,
руководитель
изодеятельности
Возникающие
трудности и вопросы по
ходу реализации этапа
(заполняется в процессе
реализации плана)
результат
План
самообразования Изучить литературу о
гендерные особенностях
мальчиков и девочек;
в течение
года
электронные книги,
сеть интернет
Мало информации по
теме.
Продолжать
знакомиться с
литературой о субъектных
качествах дошкольника;
организационный Подбор занятий
продуктивной
деятельности с учётом
гендерных особенностей;
ноябрь –
декабрь
Руководитель
изодеятельности,
педагоги
В методической
литературе мало готовых
занятий.
Разработка серии
занятий с детьми
«Примерное планирование
занятий по
изобразительной
деятельности с учётом
гендерных особенностей
детей»;
Подбор
диагностического
материала
в течение
года
апрель
Педагоги, психолог,
руководитель
изодеятельности
Нет готовых диагностик
Накопленный
теоретический
опыт. Постановка
целей и
планирование
последующей
работы.
Методическая
разработка:
«Примерное
планирование
занятий по
изобразительной
деятельности с
учётом
гендерных
особенностей
детей».
Подготовленный
диагностический
материал:
таблицы
диагностик,
оборудованиепрактический
обобщающий
январь
апрель
В течение
года
Педагоги, психолог,
руководитель
изодеятельности,
дети
май
март
май
Педагоги, психолог,
руководитель
изодеятельности,
дети
Оснащение кабинета
«Изостудии»
разнообразным
материалом и
оборудованием с учётом
интересов мальчиков и
девочек.
Проведение
разработанных занятий с
детьми с учётом
гендерных особенностей
Проведение
диагностики с детьми
Выставка детских
работ: «Мы разные, но мы
вместе!»
Написание опыта
работы по теме «Развитие
субъектных
качеств
дошкольника
с учётом
гендерных особенностей в
процессе продуктивной
Обогащение
развивающей
предметно
пространственно
й среды группы
Учёт гендерных
особенностей
детей в
продуктивной
деятельности.
Определение
уровня развития
субьектных
качеств детей.
Творческие
работы детей.
Обобщённый
опыт работы.деятельности».
Опыт работы будет представлен:
На творческих педагогических конкурсах разного уровня;
На семинарах по данной теме;
На детских творческих конкурсах.