План урока химии: Ионные уравнения реакций.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Ионные уравнения реакций.docx
Тема урока: Ионные уравнения реакций. Задачи: 1. сформировать понятие «реакции ионного обмена» и представление об условиях их протекания; 2. научить учащихся отражать сущность РИО с помощью ионных уравнений (полного и краткого); 3. продолжить развитие учащихся о химических реакциях и условиях их протекания, развивать исследовательские умения учащихся; 4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих через соблюдение правил техники безопасности. Мотивация и целеполагание: На доске запись:  199 из 200.  Как вы думаете, что скрывает эта запись? Т.е. 199     реакций   из   200   протекают   в   растворе.   Давайте   с   вами   вспомним   основные   понятия: электролиты и неэлектролиты, сильные и слабые электролиты, кислоты, основания и соли с точки   зрения   ТЭД,   реакции   обмена   и   нейтрализации,   обнаружение   гидроксид­ионов   и катионов водорода в растворе. Изучение нового материала: Реакции между ионами называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций –     ионными уравнениями.     Основным   из   условий   протекания   ионных   реакций   является   образование малодиссоциирующего   вещества   (слабого   электролита),   осадка   или   газа.   Эти   вещества записываются  в  молекулярном  виде.   Если  выпадает   осадок,  то  рядом  с  его   формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ), если образуется газ, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх (     белый творожистый осадок хлорида серебра.  Если к раствору хлорида натрия добавить раствор нитрата серебра, то образуется ↓ ).↑ NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl↓ После записи молекулярного уравнения следует записать ионное уравнения, записав     сильные   электролиты   в   виде   ионов,   а   образовавшийся   осадок   нужно   записать   в молекулярном виде. Две соли: хлорид натрия и нитрат серебра являются растворимыми и полностью распадаются  на ионы,  как  и  образующаяся  соль  –  нитрат  натрия,  а хлорид серебра – осадок, поэтому его нужно записать в виде молекулы.   Если вы забыли, как определяются заряды ионов, то нужно обратиться к таблице растворимости, в ней всегда указаны заряды ионов, а также по ней можно определить растворимо или нет вещество в воде.  Na+ + Cl­ + Ag+ + NO3 ­ = Na+ + NO3 ­ + AgCl↓     Мы записали, таким образом, полное ионное уравнение. Если исключить из обеих частей равенства одинаковые ионы, т.е. ионы не участвующие в реакции – ионы натрия и нитрат­ионы в левой и правой части, то получится сокращенное ионное уравнение. Ag+ + Cl­ = AgCl↓     Это уравнение показывает, что сущность этой реакции сводится к взаимодействию ионов серебра и ионов хлора, в результате которого образуется осадок хлорида серебра. См. также рис. 132 на стр. 229.Если мы к раствору гидроксида калия добавим несколько капель фенолфталеина, то раствор гидроксида калия окрасится в малиновый цвет. А затем сюда же прильем раствор серной кислоты, раствор станет бесцветным, следовательно, прошла химическая реакция.  2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O Чтобы   записать   полное   ионное   уравнение,   нужно   помнить,   что   вода   –     малодиссоциирующее вещество, поэтому её  записываем в молекулярном виде. 2K+ + 2OH­ + 2H+ + SO4 2­ = 2K+ + SO4 2­ + 2H2O Т.к. ионы калия и сульфат­ионы в левой и правой части остаются неизменными, то     их можно не записывать в сокращенном ионном уравнении. Все коэффициенты в сокращенном ионном уравнении можно сократить на два. 2OH­ + 2H+ = 2H2O     OH­ + H+ = H2O     Таким образом, взаимодействие сильной кислоты и щёлочи сводится к тому, что взаимодействуют   ионы   водорода   и   гидроксид­ионы   с   образованием   воды   – малодиссоциирующего вещества (см. рис. 133).     гидроксид натрия, то у нас образуется осадок – гидроксид железа (III). Если   к   раствору   хлорида   железа   (III)   добавить   раствор   щелочи,   например, FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3  + 3↓ NaCl     Записав полное ионное уравнение, мы видим, что ионы натрия и хлорид­ионы не участвуют в реакции, значит, их можно исключить, а в сокращенном ионном уравнении записать   только   ионы   железа   и   гидроксид­ионы,   которые   участвуют   в   реакции   с образованием осадка. См. также рис. 134 на стр. 231. Fe3+ + 3Cl­ + 3Na+ + 3OH­ = Fe(OH)3 Fe3+ + 3OH­ = Fe(OH)3 ↓  ↓  + 3Na + + 3Cl­     Поделим полученный осадок на три части, к одной части прильем раствор серной кислоты,   ко   второй   –   раствор   соляной   кислот,   к   третьей   –   раствор   азотной   кислоты. Осадок раствориться в трёх случаях, т.е. прошла химическая реакция. См. также рис. 135 на стр. 232. Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O Если в раствор карбоната натрия добавить соляной кислоты, то происходит «вскипание» раствора, вследствие образования углекислого газа. В нашем случае образуется угольная кислота, которая распадается на углекислый газ и воду. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2  + ↑ H2O     газ и вода записываются в молекулярном виде.  При записи полного ионного уравнения помните, что 2Na+ + CO3 2­ + 2H+ + 2Cl­ = 2Na+ + 2Cl­ + CO2  + H↑ 2O   Ионы натрия и хлорид­ионы не участвуют в реакции, поэтому в сокращенном ионном уравнении их можно не записывать (см.рис. 136). CO3 2­ + 2H+ = CO2  + ↑ H2O Обобщение и систематизация знаний: Фронтальный опрос:    ­ Какие реакции называются ионными уравнениями?    ­ К какому типу реакций они относятся?    ­ Каковы условия и признаки протекания РИО?    ­ С помощью какого уравнения отражается сущность РИО?    ­ Каково различие между полным ионным уравнением и кратким ионным уравнением?Закрепление и контроль знаний: 2­, OH­, H+, Ag+, Na+, Cl­, NO3    1. §38, упр. 1, 2.    2. Укажите, какие из предложенных ионов не могут находиться в одном растворе: Cu2+, SO4    Ответ: Cu2+и OH­, OH­ и H+, Ag+ и Cl­, т.к. произойдёт связывание ионов.      3. Подберите не менее  двух пар веществ,  суть взаимодействия  которых в растворе отражается следующими краткими ионными уравнениями: ­. H+ + OH­ = H2O; Ba2+ + SO4 2­ = BaSO4↓    Ответ: HCl + KNO3, HNO3 + NaCl, Ba(NO3)2 + K2SO4, BaCl2 + Na2SO4. Рефлексия и подведение итогов:    1. Я усвоил материл на …      2.  Внесите ваши предложения по организации урока, которые будут способствовать лучшему усвоению учебного материала. Домашнее задание:    I уровень: §38, упр. 3, 4;    II уровень: тоже + упр. 5.