- Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.
- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу»
- На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня продолжим это знакомство.
- Выполняя задания, мы продолжим развивать следующие умения:
1. Формулирую определения понятий темы;
2. Распознаю виды химических связей по формулам веществ;
3. Составляю схемы образования химических связей
- При изучении темы урока мы встретим следующие понятия:
1. Металл,
2. Атом,
3. Ион,
4. Электрон.
Поэтому я предлагаю вам их вспомнить.
План урока химии в 8м классе по теме "Металлическая
химическая связь"
Джабраилова Х.Д., учитель биологии и химии
Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.
Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть
положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо
трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен
расколоть его скорлупу»
На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня
продолжим это знакомство.
Выполняя задания, мы продолжим развивать следующие умения:
1. Формулирую определения понятий темы;
2. Распознаю виды химических связей по формулам веществ;
3. Составляю схемы образования химических связей
При изучении темы урока мы встретим следующие понятия:
1. Металл,
2. Атом,
3. Ион,
4. Электрон.
Поэтому я предлагаю вам их вспомнить.
Возьмите карточки с понятиями и в течение 34 минут вспомните их определения.
(работа в парах по карточкам)
Какое умение мы сейчас отрабатывали при работе с понятиями?
Молодцы!
На прошлых уроках мы установили, что в образовании сложных веществ могут
принимать участие атомы металлов или неметаллов, электроотрицательности которых
сильно отличаются. При этом между атомами образуется ионная связь.
А также установили, что в образовании сложных веществ могут принимать участие атомы
двух разных неметаллов, электроотрицательности которых отличаются незначительно.
При этом между атомами образуется ковалентная полярная связь.
Наряду со сложными веществами могут образовываться и простые вещества. При
образовании простого вещества неметалла участвуют атомы одного химическогоэлемента, электроотрицательности которых одинаковы. Между такими атомами
образуется ковалентная неполярная связь.
А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих
веществах?
(предположение: металлическая)
Верно. И тема урока сегодня: «Металлическая химическая связь»
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Минилекция.
Металлы – это элементы 13 групп главных подгрупп, а также всех побочных подгрупп
периодической системы. Они хорошо проводят электрический ток. С чем это связано?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить особенности их строения. Что мы
сегодня и сделаем.
Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов,
поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если
его нет, что тогда?
В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние
электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в
положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к
другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс
происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и
называют атомионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут
выступать в роли переносчиков электрических зарядов.
Этот процесс можно представить следующим образом:
(демонстрация слайдов презентации)
А схему образования металлической связи можно записать так:
(демонстрация слайда)
Где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.
Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.
Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом
ионами посредством обобществленных внешних электронов.
Проанализируйте данный слайд и если у вас возникли вопросы, я готова на них
ответить.
А сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, работая по карточкам. Для
организации работы воспользуйтесь алгоритмом. Время на работу 45 минут.
Давайте проверим полученные результаты. Желающие работают у доски. (работа у
доски)
Проверим правильность выполнения задания. (демонстрация слайда)
А как будет у алюминия? Попробуйте каждый самостоятельно в тетради, а Артем
выполнит работу у доски.
Проверим результат. (демонстрация слайда)
Какие умения развивали, выполняя эти задания? (демонстрация слайда)Молодцы. Вы успешно справились с заданием.
Особенности металлической связи мы рассмотрели. Тогда попробуйте ответить на
вопрос, поставленный вначале урока.
«Почему именно металлы обладают способностью проводить электрический
ток?» (варианты ответов)
Молодцы. Я с вами согласна (или несогласна).
Для подведения итога работы по теме, я предлагаю вам выполнить задание в тестовой
форме, чтобы проверить как вы усвоили материал урока. (индивидуальная работа по
карточкам с тестовым заданием)
(проверка по слайду)
Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения заданий,
используя ключ на экране.
Кто смог ответить на все вопросы? Вы молодцы!
На этом знакомство с металлической связью мы заканчиваем.
Запишите задание на дом. (слайд)
И в завершении урока попробуйте проанализировать свою работу по желанию, начиная
словами: (слайд)
Вы сегодня молодцы. Все смогли подняться еще на ступеньку выше в своих знаниях
химию. Я благодарю вас за работу. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перфокарточка с понятиями
Ионы
Атом
Металл
ЭлектронОборотная сторона карточки
Наименьшая незаряженная
частица, состоящая из ядра,
вокруг которого вращаются
электроны
Отрицательно или
положительно заряженные
частицы
Отрицательно заряженная
частица атома
Элементы периодической
системы, которые в
химических взаимодействиях
отдают электроны
Карточка по видам химической связи
Вариант I
Вариант II
Вариант III
Вариант IV
1
CO2
O2
NaCl
Са2
3
К2О
H2
4 Mg
NO
Na
КI
К
Br2
SiН3
Са2Р3
N2
NH3
Алгоритм работы с карточкой
1. Из предложенных в карточке формул веществ выбери формулу простого вещества
металла.
2. Запиши схему образования металлической химической связи для выбранного
вещества.
3. Обсуди полученные результаты с соседом по парте.
Задание в тестовой форме.
1. Химическая связь – это:
а) взаимодействие между атомами
б) взаимодействие между молекулами
в) взаимодействие между электронами
2. Связь
в металлах и сплавах между атомионами посредством
обобществленных электронов, называется:
а) ковалентной
б) ионной
в) металлической
3. Положительно заряженный ион – это:
а) катион
б) анион
в) электрон4. Вещество, молекулы которого образованы посредством металлической
связи:
а) Н2 – водород
б) Na – натрий
в) Н2S – сероводород
5. Схема образования металлической химической связи:
а) Э0 – n e
б) Э0 + ne
в) Э0 – ne
Э→ n+
Э→ n
Э→ n+