Подготовка кабинета:
1. Парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не затрудняют общение в группе.
___________
-- -- -- -- -- 1 гр.
____________
-- -- -- -- -- -- 2 гр.
_____________
-- -- -- -- -- -- -- 3 гр.
_____________
-- -- -- -- -- -- -- 4гр.
2. Сменные стенды:
а)
Лабиринт – первоначально, большое здание со сложно организованными Переходами в Древней Греции.
б) “Лабиринт” с прикрепленными на нем препятствиями-заданиями по теме
в)
Эрудиция - глубокие знания, начитанность.
г)
Деформация - изменение формы чего-либо. Деформированный текст.
д) Обобщаюшая таблица “Имя существительное”
е) Тренажеры (групповой, индивидуальные)
ж) перфокарты
з) Тема: Имя существительное (обобщение)
знать:
уметь:
е) Терминологический “лабиринт
План урока “Имя существительное” (уроклабиринт)
Подготовка кабинета:
1. Парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не
затрудняют общение в группе.
____________
2 гр.
___________
1 гр.
_____________
3 гр.
_____________
4гр.
2. Сменные стенды:
а)
Лабиринт – первоначально, большое здание со сложно организованными Переходами в Древней
Греции.
б) “Лабиринт” с прикрепленными на нем препятствиямизаданиями по теме
в)
Эрудиция глубокие знания,
начитанность.
г)
Деформация изменение формы чеголибо. Деформированный
текст.
д) Обобщаюшая таблица “Имя существительное”
е) Тренажеры (групповой, индивидуальные)
ж) перфокартыз) Тема: Имя существительное (обобщение)
знать:
уметь:
е) Терминологический “лабиринт”
1. Инструктаж (3 минуты )
Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”, мы
отправимся в лабиринт.
А что это такое? (обращаемся к стенду со словарной статье). Древнегреческому
герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна.
С давних времен выражение “нить Ариадны” означает – путеводная нить. Нашей
путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и
практические навыки.
Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы; Мир освещается солнцем.
А человек – знанием!
На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” к. А высшая награда за знания,
умения и навыки.
Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического
задания. Будьте внимательны!
Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные
знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и
систематизировать факты языка при индивидуальном морфологическом
разборе.
Счастливого пути!
2. У входа в лабиринт Препятствие №1 “Знаю орфограммы”
Теоретическая часть: каждый ученик получает карточку с названием изученной
орфограммы, отвечают по цепочке, приводят примеры.
Практическая часть: графический диктант.
1 кОсить
2. фуТбол
3. дороЖка
4. позДний
5. жИзнь
О
Т
Ж
Д
И6. подЪезд
7. у школы
8. ночЬ
9. помоЩНик
10ДОчитать
11.
РАСписание
12. слОжить
13. вырАсти
14. чЕрный
15. цИфра
16. Барнаул
17. о РодинЕ
18. врачОм
Ъ
Ь
ЩН
ДО
РАС
О
А
Е
И
Б
Е
О
Препятствие№2 “Найди ошибку”
Обращаю внимание учащихся на то, что в определении имени существительного
допущена ошибка.
Задача группы не только найти ошибку, но и объяснить ее.
1 группа: “Имя существительноесамостоятельная часть речи, которая
обозначает предмет. Имена существительные бывают мужского, женского или
среднего рода и изменяются по падежам и числам. В предложении имена
существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями”.
2 группа: “Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая
обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что ?,
относится к мужскому, женскому или среднему роду и изменяется по лицам и
числам. В предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением”.
Препятствие №3 “Кто больше?” (1мин. )
Проверим вашу эрудицию (обращаемся к словарной статьеэрудит)
Задание: Написать за одну минуту как можно больше имен существительных
собственных к данному нарицательному. Кто напишет больше, тот и получит
звание “Эрудит”.
1,2,3,4 группыгород… (Барнаул, Алейск, Бийск,Заринск, Змеиногороск. . . )Препятствие№4 “Не ошибись”
Задание 13 группы называют имена существительные одушевленные, 24
неодушевленные (по цепочке, без заминки)
Препятствие №5 “Третий лишний”
Задание: Повторим род имен существительных.
1 группа зима, снежинка, облачко
2 группа мальчик, юноша, плакса
3 группа жадина, обжора, девочка
4 группа поле, огород, ведро
Препятствие №6 “Род, число и падежи крепко в памяти держи”
Задание: Работаем по обобщающей таблице. Докажите, что слова синева и
синий обозначающие цвет,являются разными частями речи.
Вопервых,…
Вовторых,…
Втретьих,.
Работаем по перфокартам (“ключ” накладывается на рабочие перфокарты,
прокалывается (х), оценивается)
1 3 гр.
2 4 гр.
1. работать на
фабрик__
1. учиться в школ___
2. приехать из Сибир__
2. жить в переулк___
3. идти по площад__
3. идти по улиц____
4. лежать на крыш___
4. возвращаться с
фабрик___
5. плачет от бол___
5. отдыхать в лагер___
6. рыба на блюд___
6. нужны природ___
7. лежит на сен___
7. нет радост__
8. живет в деревн___
8. бежит по дорожк__
9. около рощ___
9. занесло в пол__
10. письмо от матер____
10. подъехал к площад___№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Е
+
+
+
+
+
И
+
+
+
+
+
№п\п Е
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
+
+
+
+
+
+
+
И
+
+
+
Препятствие №7 “ Деформированный текст”
Приложение 1
Обращаемся к словарной статье – деформация.
Задание: восстановить деформированный текст. Определить синтаксическую
роль имен существительных.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветках деревьев, и вдруг выкатилось на простор
золотым колесом с огненными спицами.
Над соседним лесом показался краешек солнца. Снег засверкал
переливающимися огоньками.
Препятствие № 8 “Терминологический лабиринт”
Задание: выбрать все признаки, отличающие существительное от глагола и
прилагательного (Приложение №2).
После выполнения задания представители каждой группы (первые правильно
выполнившие задание) получают звание “Знаток русского языка” (помогают в
проверке работ на индивидуальных карточках).
Препятствие №9 Морфологический разбор имени существительного
(индивидуальные тренажеры)Деревья в саду покрыты снегом
1. Часть речи
Н.ф.
2. Пост. призн.
Непост. призн.
3. Синт. роль
Подведем итоги: собрав, систематизировав знания об имени существительном
Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и
практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем оценки и видим: “По
труду и честь”