Представляю вниманию коллег урок «Казанское ханство 1445-1552гг». Данный урок входит в модуль (блок-тему) №5 «Казанское ханство 1445-1552 гг.» рабочей программы по истории Татарстана, который включает следующие темы: «Образование казанского ханства», «Хозяйство, общественно-политический строй, культура Казанского ханства», «Политическая история Казанского ханства второй половины XV – первой половины XVI вв.».
Время урока в учреждениях среднего профессионального образования - 1 час 30 минут. Для образовательных учреждений, где уроки по 45 минут данный урок можно разделить на 2 части.
Цели урока для преподавателя: активизация процесса обучения, формирование чувства патриотизма и ответственности за будущее страны. Основная цель урока для учеников: на основе полученных знаний выяснить: «Почему Казанское ханство не сумело сохранить независимость?», «Где граница чувства национальной гордости и начало национализма?»
Урок составлен в порядке плавного переплетения политических событий и культуры населения Казанского ханства.текстовый документ
file 1.doc.doc
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Казанский строительный колледж
Приложение 2
ТЕМА урока
«Казанское ханство 14451552 гг.»
Курс обучения: 2 курс
Специальность/профессия
Мастер сухого строительства
ФИО автора (ов): Габдрахманова Жанна Амиржановна
Должность: преподаватель истории 2017 г.
Развернутый планконспект урока
Педагог Габдрахманова Жанна Амиржановна,
Предмет История
Тема урока «Казанское ханство 14451552 гг.»
Дата проведения _________________
Группа № СС92
Время урока 1 час 30 минут
Тип урока усвоение новых знаний
Материальнотехническое оснащение урока интерактивная доска, ноутбук, компьютерная образовательная программа
Методы – обучения: диалогический
преподавания: стимулирующий
учения: репродуктивный, частичнопоисковый
Вид урока беседа с постановкой проблемных вопросов, анализ полученных знаний
Формируемые компетенции:
О.К. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач,
оценивать их эффективность и качество.
О.К.
информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Цели и задачи для учителя:
изложить политическую историю Казанского ханства; определить в чем проявлялось обострение отношений между
Московским государством и Казанским ханством; охарактеризовать внешнеполитическое положение Казанского ханства
в период правления крымских ханов;
объяснить, как сформировалась татарская народность; закрепить знания о культуре, быте и занятиях населения
Казанского ханства;
развивать моторную, зрительную и слуховую память посредством анимированной карты и презентаций путем их
просмотра и самостоятельного изготовления;
Работать с информацией, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, применять способствовать формированию убеждений и целостных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами
гуманизма и патриотизма.
Этапы урока
Содержание этапа
1
2
Организационный момент,
включающий:
Постановку
цели,
которая должна быть
достигнута учащимися
на данном этапе урока;
Определение целей и
задач, которых учитель
хочет достичь на данном
этапе урока;
Описание
методов
организации
работы
учащихся на начальном
этапе урока, настроя
учеников на учебную
деятельность, предмет и
тему урока.
учащихся
Опрос
по
заданному на дом материалу,
включающий:
Определение
целей,
которые учитель ставит
перед учениками на
Приготовить ручки и тетради, открыть учебники на изученном на прошлом
уроке параграфе, для повторения домашнего задания;
Достичь полного 100% внимания обучаемых и сосредоточить только лишь
на получение новых знаний
Проверка готовности обучаемых к уроку: наличие ручки, тетради,
учебника.
для успешного усвоения нового знаний и достижения поставленных на
данном уроке целей нам необходимо вспомнить информацию, полученную
на прошлом уроке; данном этапе урока;
Определение целей и
задач, которых учитель
хочет достичь на данном
этапе урока;
Описание
методов,
способствующих
решению поставленных
целей и задач;
Определение возможных
действий педагога в
случае, если ему или
учащимся не удается
достичь поставленных
целей;
актуализация пройденного на прошлом уроке материала;
На этапе опроса (проверки домашнего задания) учащимся предъявляются
изображения (слайд №3), знакомые им в процессе изучения темы,
посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать «эффект
узнавания». Этот способ является оптимальным, ибо помогает достаточно
точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в
историческом материале. Изображения при работе на данном этапе урока
презентуются без сопроводительных подписей, в хронологическом
порядке. Задача учеников – определить, чему посвящено изображение.
Работа выполняется устно.
слайд № 3 опорный конспект «Золотая Орда»
Вопросы к обучающимся:
1. Как изменилось положение Волжской Булгарии после событий 1236 года?
2. Когда Золотая Орда перестает существовать как единое государство?
3. На какие независимы государства распалась Золотая Орда?
В том случае, если обучаемые затрудняются ответить на заданные
вопросы, учитель показывает дополнительный наглядный материал,
использованный на предыдущем уроке, и задает наводящие вопросы.
Перед опросом можно разбить обучаемых на 4 группы и задав вопрос,
давать время на осуждение 20 сек., затем, принимать ответ от группы. Описание
методов
организации совместной
деятельности учащихся с
учетом особенностей
группы,
с которой
работает педагог;
Описание
методов
мотивирования учебной
активности в ходе
опроса;
Описание методов и
критериев оценивания
ответов учащихся в ходе
опроса.
Изучение нового учебного
материала.
Постановка конкретной
учебной цели перед
учащимися
3.
Соответственно оценивать полученный ответ и участие каждого члена
группы в данном «блицопросе». Так же данные группы сохраняются в
течении всего урока, так стимулирующие внимание вопросы будут
ставиться учителем на каждом этапе урока.
Мотивация учебной активности в ходе устного опроса: 1.
Соревнование, какая команда заработает больше баллов(+), та команда
выигрывает получает грамоту и оценки в журнал в конце урока.
Применяется на данном уроке привычная для обучающихся система
оценок «+» и «». Критерии: правильно ответила команда, получает
плюс, неправильно получает минус. В итоге за урок три плюса – оценка
«5», два плюса и один минус – «4», один плюс и два минуса – «3», три
минуса – «2».
На данном уроке мы должны ответить на следующие вопросы (слайд №2):
1. «Почему Казанское ханство не сумело сохранить независимость?»,
2.
«Где граница чувства национальной гордости и начало национализма?»
Описание форм и
изложения
учебного
методов
нового
материала
Открыть интерактивную анимированную карту боевых действий
№5 «Россия в XVI веке» из образовательного комплекса «1С Школа.
История, 1011кл. Подготовка к ЕГЭ»;
Вопросы и комментарии к каждому пункту анимированной карте:
1. Покажите на карте территорию Казанского ханства, территорию Русского
государства. 2. Какие территории вошли в состав Русского государства в середине 16
века?
3. При каком царе, произошло завоевание Поволжья?
свернуть интерактивную карту;
открыть презентацию учителя слайд № 4:
Объяснение нового материала учителем по опорному конспекту «Казанское
ханство 1 14451552 гг.», где в знакахсимволах изображена вся политическая
история Казанского ханства. Учитель излагает обзорную лекцию по каждому
периоду:
1. Период образования, становления и расцвета Казанского ханства 14451487гг.
2. Период московского протектората над Казанью 14871521гг.
3. Период правления крымских ханов на Казанском престоле 15211552гг.
Этот этап урока является ключевым, так как здесь обучаемые видят причинно
следственную связь политической истории ханства от начала до конца.
презентация слайд №5:
1. просмотр видеофрагмента о создании Казанского ханства из документального
фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000летию города
Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год
2. Вопросы к видеофрагменту:
1. Назовите имя первого хана – основателя казанского ханства?
2. Какой царь возглавлял русские войска в первых столкновениях с казанским
войском?
презентация слайд №6:
Объяснение учителем нового материала по опорному конспекту «Период образования, становления и расцвета Казанского ханства 14451487гг.».
Основателем Казанского ханства был Махмуд. Ханство стало самостоятельным
государством. В период правления хана Махмуда в Казанском ханстве царили
мир и спокойствие, развивалась торговля, богатели города.
В 1452 г. Возникло Касимовское ханство. Через касимовских царевичей Москва
стремилась контролировать Казань и ее политику. После смерти Махмуда
казанцы выдвинули ханом Ибрагима. Москва же хотела видеть на казанском
престоле Касима.
В 1467 г. Иван III послал на Казань войско во главе с Касимом, поход оказался
безуспешным. После этих событий Иван III устраивал набеги на волжские города.
Казань так же предпринимает активные действия, и даже расширила свою
территорию за счет Вятской земли.
В ответ на это русское правительство в 1469г. Организовало новый поход на
Казань, затем в 1478 г. состоялся такой же поход.
После смерти Ибрагима претендентами на престол стали его сыновья – Ильгам
и МухаммадАмин. Промосковская группировка в Казани, заинтересованная в
экономическом союзе с Русью, поддерживали МухаммадАмина. Сторонники
Ильгама были экономически тесно связаны восточным рынком. Им удалось
возвести на престол Ильгама. МухаммадАмин вынужден был покинуть пределы
ханства.
В 1487г. Иван III поход на Казань. После 52дневной осады и боев
сопротивление казанцев было сломлено. 9 июля 1487 года городские ворота были
открыты. Хан Ильгам был свергнут. На престол возведен МухаммадАмин.
Просмотр видеофрагмента о культуре казанского населения
презентация слайд №7:
1.
из
документального фильма «История Волжской Булгарии» 2 часть, источник:
http
2. Вопросы к видео фрагменту:
:// www
. youtube
. com
. 1. К какой языковой группе относится татарский язык и письменность?
2. Почему казанскую девушку называли «Казанская гордячка?»
3. Какую религию приняло население Казанского ханства?
4. В чем состоит особенность татарской музыки?
5. Перечислите, какие вы знаете татарские народные праздники: языческие и
религиозные?
презентация слайд №8:
1. объяснения нового материала по опорному конспекту: «Период Московского
протектората над Казанью14871521 гг.»:
С 1487 года начался второй период в жизни ханства – период московского
протектората над Казанью. Восточная группировка в Казани была недовольна
политикой промосковским правительством МухаммадАмина. Она обратилась за
помощью с сибирскому хану Мамуку. В 1496 году Мамук со своим войском
двинулся к Казани. МухаммадАмин бежал из столицы, и сибирский хан взял
город без сопротивления. Однако, политика нового хана перестала устраивать
коголибо, Казанские князья, воспользовавшись тем, что Мамук отправился в
поход на Арск, закрыли ворота Казани и Мамука обратно в город не пустили.
В 1497 году ханом Казанского ханства стал АбдулЛатиф, но он стал проводить
антимосковскую политику. В 1502 году по приказу и Ивана IV АбдулЛатиф был
низложен.
В 1502 году на престоле вновь оказался МухаммадАмин. Опасаясь быть
изгнанным, он поменял политическую ориентацию.
С 15051507 гг. происходят постоянные набеги, военные походы, погромы
между Русью и Казанью. В 1507 году между Русским государством и Казанским
был заключен мир, просуществовавший 10 лет. За это время Казанское ханство
достигло больших успехов. После смерти МухаммадАмина, в 1518 году Москва
предложила очередного хана ШахАли (касимовский царевич).
ШахАли никем любим не был и процарствовал недолго. Тяжелые налоги и грабежи купцов, засилье ставленников Москвы породили взрыв народного
возмущения. Недовольные казанцы обратились за помощью к крымскому хану. В
1521 году крымские войска во главе с СахибГиреем вошли в город. ШахАли
был изгнан. Период Московского протектората подошел к своему концу.
презентация слайд №9:
1. Просмотр видеофрагмента о развитии ремесел в Казанском ханстве из
документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000
летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год
2. Вопросы к обучаемым:
1. Почему, согласно русской летописи в 985 году древнерусские воины
отказались воевать булгарскими воинами?
2. В чем секрет изготовления татарских сапогов?
3. Перечислите ремесла о которых вы узнали из фильма?
4. Какие элементы средневековой Казани моды сохранились в современной
Казани?
презентация слайд №10:
1. объяснение учителм нового материала по опорному конспекту: «Период
правления крымских ханов на Казанском престоле 15211551гг.»:
Правление СахибГирея началось с погромов русских купцов и касимовских
татар. В 1524 году СахибГирей оставил на престоле своего племянника Сафа
Гирея.
В 1530 году русские войска напали на Казань и потерпели неудачу. В 1531 году
московское правительство подтолкнуло промосковскую знать к мятежу и
заговору и СафаГирей был низложен.
На трон возведен ДжанАли (брат ШахАли). Восстановление московского
протектората вызвало массовое недовольство. В 1535 году ДжанАли был убит.
В Казань снова пригласили СафаГирея. Он стал проводить прокрымскую политику. В 1546 году Иван IV объявил войну СафаГирею., однако этот поход
окончился неудачей для русских войск.
презентация слайд № 11:
1. просмотр видеофрагмента о завоевании Казанского ханства войсками Ивана
Грозного из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий»,
снятый к 1000летию города Казани, источник:
ТПО «Панорама» ГТРК
«Татарстан» 1998 год.
2. Вопросы к обучаемым
1.
Какую память оставили о себе в истории юные шакирды, ученики великого
поэта и сеида Кул Шарифа?
2. Каким образом войскам Ивана грозного удалось пройти через крепостную
стену Казанской крепости?
3. В каком году произошло покорение Казанского ханства?
4. Какие были попытки казанцев вернуть свою независимость?
презентация слайд № 12:
Объяснение учителем нового материала по опорному конспекту: «Падение
Казанского ханства 15511552гг.»:
После смерти СафаГирея ханом был провозглашен его малолетний сын
УтямышГирей. Правительством рукводила его мать Сююмбике. Иван IV,
недовольный самонадеянностью казанских правителей, предпринял зимой 1548
1549 гг. , а затем 1550 года крупные походы на Казань, но они закончились
неудачей.
Военные приготовления Москвы сильно тревожили казанцев, и они вступили в
переговоры с русским правительством. Поэтому договору престол занял Шах
Али, а Сююмбике и ее сына выдал московским властям 11 августа 1551 года. К
Русскому государству отошел правый берег Волги – Нагорная сторона.
Недовольство казанцев усиливалось. 9 марта 1552 года произошел переворот,
образовалось правительство эмира Чапкуна Отучева. На престол возведен хан Ядыгар.
23 августа 1552 года 150тысячная армия во главе с Иваном Грозным подошла
к Казани. После ожесточенных боев Казань пала 2 октября 1552 года.
Казанское ханство перестало существовать как независимое государство. Его
территорию включили в состав Русского государства, а Иван Грозный стал
именовать себя «царем Казанским».
презентация слайд № 13:
1. просмотр видеофрагмента о судьбе казанской царицы Сююмбике и ее
сыновьях после покорения Казани из документального фильма «На стыке
цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000летию города Казани, источник: ТПО
«Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год;
2. Вопросы к обучающимся:
1. Какой архитектурный символ, посвщенный Сююмибике построен на
Казанского кремля?
2. Знаете ли вы легенду о Сююмбике, о чем она гласит?
3. Как в реальности сложилась судьба Сююмбике и ее сыновей?
4. Какие архитектурные сооружения существуют на сегодняшний день на
территории Казанского кремля, что они символизируют?
Изложение нового материала ведется методом диалога учителя с
обучаемыми, с использованием интерактивной карты из электронной
образовательной программы «1С Школа. История, 1011кл. Подготовка к
ЕГЭ» №5 «Россия в XVI веке» и компьютерной презентации учителя с
видеофрагментами.
На данном этапе сохраняется форма соревнования между группами
обучаемых. Соответственно, учитель оценивает полученный ответ и участие
каждого члена группы при обсуждении каждого вопроса. В группе №13 время
на ответы дается меньше чем в группах 1.2 и 1.5, так обучающиеся данной
группы отличаются быстрым мышлением и более высоким уровнем
Описание
основных
форм и методов
организации
индивидуальной
и
групповой деятельности
учащихся с учетом
особенностей группы, в
котором
работает
педагог общеобразовательной подготовки по итогам входящей контрольной по
истории, проводимой учителем в начале учебного года. Количество и
сложность вопросов в данной группе также отличается более высоким
уровнем от вопросов для групп 1.2,1.5.
Описание
критериев
определения
уровня
внимания и интереса
учащихся к излагаемому
педагогом
учебному
материалу
Качественное выполнение заданий; вопросы обучаемых по излагаемому
материалу; желание использовать дополнительную литературу; вдумчивые
ответы на задаваемые учителем вопросы; выражение собственного мнения,
проявление чувств, эмоций на просмотр видеофрагментов.; желание узнать
больше информации об истории родного края.
Описание
методов
мотивирования учебной
активности в ходе
освоения
нового
учебного материала
4
Закрепление
материала
учебного
Постановка конкретной
учебной цели перед
учащимися
слово учителя, работа интерактивной картой, иллюстративными
материалами,
подготовка
проблемных вопросов, оценивание ответов обучаемых по системе «+» и
«».
компьютерной презентацией учителя,
Выполнить самостоятельное задание в группах с использованием
интерактивной доски и учебника;
Определение целей и
задач, которые ставит
перед собой учитель на
данном этапе урока
1. Выяснить, насколько ученики понимают изучаемый на уроке материал;
2. Закрепить новые знания;
3. Развивать творческий потенциал обучаемых в ходе работы с текстом
учебника и выполнением задания с использованием интерактивной доски;
4. сформировать выводы урока, развить умение высказывать свое мнение. Описание форм и
достижения
методов
поставленных целей в
ходе закрепления нового
учебного материала с
учетом индивидуальных
особенностей учащихся,
с которыми работает
педагог
Самостоятельное задание обучаемым (15 мин.) по тексту учебника
«История Татарстана» Казань, «ТаРИХ», 2001г, §17, группа уже разделена на
команды еще в начале урока.
1 группа «Экономика», §17 стр.8688, прочитать, создать Опорный конспект
по данному тексту;
2 группа «Государство и общество», §17, стр. 8889, прочитать, создать
Опорный конспект по данному тексту;
3 группа «Казаньстолица государства» §17, стр. 8992, прочитать, создать
Опорный конспект по данному тексту;
4 группа «Культура Казанского ханства» §17, стр. 9294, прочитать,
создать Опорный конспект по данному тексту;
учитель сворачивает презентацию и открывает программу Star Board (для
работы с интерактивной доской);
Представители от команд (подгрупп) выходят к интерактивной доске, где
должны изобразить заданные учителем опорные конспекты и дать их описание.
Побеждает та команда, чей представитель правильнее и быстрее выполнит
задание. Выставление оценок за урок по итогам соревнования между двумя
командами по системе «+» и «», вручение грамот.
Открыть вновь презентацию учителя слайд №2, вернуться к цели урока.
1. Учитель задает вопросы, которые стояли в начале урока перед обучаемыми,
здесь необходимо провести дискуссию и постараться, чтобы ученики
самостоятельно сделали выводы. Обучаемые высказывают собственные
предположения на заданные вопросы, устно.
2. Завершающее слово учителя, подведение итогов урока:
1. «Почему Казанское ханство не сумело сохранить 2.
независимость?», Потому что верхушка казанской знати была
раздираема междоусобицами, была разделена на 2 группировки:
промосковскую и крымскую. А государство, в котором нет
единства, не может долго существовать.
«Где граница чувства национальной гордости и начало
национализма?», Чувство национальной гордости должно
быть у каждого человека, мы должны гордиться славной
историей своего государства, своими героями, своей
культурой, не забывать свой родной язык. Изучая историю, мы
не раз уже убеждались на примерах Отечественной войны 1812
года, Великой Отечественной воны 19411945 гг., что только в
единстве народов мы можем противостоять врагу и сохранить
свою национальную независимость.
Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за
его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы
интересам страны, стремление защищать интересы Родины и
своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и
тысячелетиями закрепленное существование обособленных
государств, формировавших привязанность к родной земле, языку,
традициям. А когда начинается искажение идей патриотизма,
начинается национализм и крайнее его проявление – шовинизм.
Суть национализма составляет проповедь собственной
национальной исключительности. Так если каждый человек в
нашей стране воскликнет из любви к своей нации: «Россия для
русских!», «Татарстан для татар!», «Башкорстан для башкир!»
ит.д. Нам известно к чему такая любовь к нации приведет.
Поэтому в нашей стране задача националистов возвышать свою
нацию с целью сделать её «первой» (самой лучшей), но не Описание
критериев,
позволяющих определить
усвоения
степень
учащимися
нового
учебного материала
Описание возможных
путей и методов
реагирования
на
ситуации, когда учитель
определяет, что часть
учащихся, не освоила
новый учебный материал
5
Задание на дом
постановка
целей
самостоятельной работы
для учащихся
определение
целей,
которые хочет достичь
учитель, задавая задание
на дом
определение
и
допустить унижение представителей других национальностей.
Качественное выполнение опорных конспектов на интерактивной
доске и комментарии к ним, устные ответы на вопросы, , оценка
деятельности учащихся на уроке.
При не усвоении частью учеников нового учебного материала
рекомендую использовать работу с дополнительной литературой,
возможно художественной, а так же просмотр исторических
документальных и художественных фильмов.
презентация слайд №15
1. Перечертить в тетрадь опорный конспект, который раздал на уроке
учитель, и повторить все даты и события по учебнику §18;
2. Написать краткое сообщение или компьютерную презентацию на одну из
наиболее интересующих и понравившихся событий, лидеров, культурных
деятелей Казанского ханства.
Умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать
выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.
Развивать моторную, зрительную и слуховую память посредством
интерактивной карты и презентаций путем их просмотра и
самостоятельного изготовления;
Способствовать формированию убеждений и целостных ориентаций
учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма. разъяснение учащимся
критериев успешного
выполнения домашнего
задания
правильность выполнения домашнего задания, свободное владение
материалом при выполнении творческого задания и компьютерных
презентаций, высокие результаты выполнения контрольной работы на
следующем уроке по материалам данного урока
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
План урока "Казанское ханство 1445-1552гг."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.