План урока на тему: "Ковалентная неполярная связь"
Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
07.05.2017
Представляемый план может быть использован при проведении урока в 8 классе при изучении типов химических связей. В ходе урока формируется представление о ковалентной связи, в частности ковалентной неполярной связи;показан механизм образования ковалентной неполярной связи; представлены закрепляющие материал задания. План может быть использован также молодыми начинающими педагогами. План вполне применим при изучении темы в любом УМК по химии.
Ковалентная неполярная связь.docx
Тема урока: Ковалентная неполярная химическая связь.
Задачи:
1. сформировать представление о ковалентной связи, в частности ковалентной
неполярной связи;
2. показать механизм образования ковалентной неполярной связи;
3. продолжить развитие умений анализировать, делать выводы;
4. воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Почему азот или водород существует в виде двухатомных молекул? В процессе
беседы осуществляем совместное целеполагание и определяем тему урока.
Изучение нового материала:
Давайте рассмотрим, как образуется химическая связь в молекуле Cl2.
Атом хлора находится в VIIA группе Периодической системы, значит, у него семь
электронов на внешнем энергетическом уровне и ему не хватает всего одного электрона
для его завершения. Шесть электронов внешнего уровня образуют пары, а один
неспаренный. Два атома хлора, у которых есть по одному неспаренному электрону,
сближаются, эти электроны «объединяются» и становятся общими для обоих атомов,
уровень при этом становится завершенным – восьмиэлектронным. Общую пару электронов
можно обозначить просто черточкой.
Поэтому, ковалентная связь, или атомная – это химическая связь, возникающая в
результате образования общих электронных пар.
Эта химическая связь образуется между атомами одного и того же неметалла, при
этом общие электронные пары, которые образовались, принадлежат обоим атомам в равной
степени и ни на одном из них не будет ни избытка, ни недостатка отрицательного заряда,
поэтому эта ковалентная связь называется неполярной.
Аналогично, образуется и молекула Н2. Однако атом водорода находится в IA
группе, поэтому у каждого атома водорода только один электрон и до завершения
внешнего энергетического уровня ему не хватает всего одного электрона (напомню, что
для атомов водорода и гелия уровень считается завершенным, если на нем 2 электрона).
Каждый атом водорода имеет по одному электрону и эти неспаренные электроны
объединяются, образуя общую электронную пару, которую также можно обозначить в виде
черточки.
Кроме того, при сближении двух атомов водорода, каждый из которых имеет по
одному
sэлектронному облаку сферической формы, происходит перекрывание этих
электронных облаков. При этом образуется область, где плотность отрицательного заряда
велика, положительно заряженные ядра притягиваются к ней, и образуется молекула. Давайте рассмотрим механизм образования более сложной молекулы О2. Кислород
находится в VIA группе, следовательно, у него 6 электронов на внешнем уровне. А для
того чтобы определить число неспаренных электронов, можно использовать формулу 8 –
N, где N – номер группы. Поэтому у каждого атома кислорода будет по 2 неспаренных
электрона, которые и будут участвовать в образовании химической связи. Эти два
неспаренных электрона объединяются с двумя другими неспаренными электронами
другого атома и образуется две общие электронные пары, что условно можно изобразить в
виде двух черточек.
Так как, связь в молекуле кислорода состоит из двух электронных пар, ее называют
еще двойной, она будет буде более прочной, чем одинарная, как в молекуле водорода. Но
нужно понимать, чем прочнее связь между атомами в молекуле, тем меньше расстояние
между ядрами атомов. Это расстояние называется длиной связи. Тройная связь еще короче
двойной, но гораздо прочнее. Например, в молекуле азота тройная связь, для того чтобы
разделить молекулу на два атома необходимо затратить в семь раз больше энергии, чем для
разрыва одинарной связи в молекуле хлора.
Обобщение и систематизация знаний:
Какая химическая связь называется ковалентной?
Между атомами каких элементов образуется ковалентная неполярная связь?
В чем сущность образования ковалентной связи?
Чем одинарная связь отличается от двойной и тройной?
Что показывает длина связи и от чего она зависит?
Закрепление и контроль знаний:
1. Составьте схемы образования молекул веществ: а) брома; б) фтора; в) азота.
2. Исключите лишнее из каждого ряда:
а) CO2, NH3, P4, P2O5;
б) Cl2, S, N2, CO2.
Ответ:
а) P4; б) Cl2, S, N2. Это вещества с ковалентной неполярной связью.
1. Выберите вещества с ковалентной неполярной связью:
P4, H2S, NH3, P2O3, S, N2, O2, H2O, HCl, H2.
Ответ: вещества с ковалентной неполярной связью образованы одинаковыми атомами
неметаллов, поэтому это будут P4, S, N2, O2, H2.
Как вы считаете, как усвоен материал урока? а) отлично; б) хорошо; в)
Рефлексия и подведение итогов:
удовлетворительно; г) не усвоен.
Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока?
Домашнее задание:
I уровень: §11, упр. 1 – 3;
II уровень: тоже + упр. 4, 5.
План урока на тему: "Ковалентная неполярная связь"
План урока на тему: "Ковалентная неполярная связь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.