План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.
Оценка 4.6

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
04.05.2019
План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.
Урок «Соли аммония» - это третий урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С. Цели и задачи урока Образовательные: Сформировать у учащихся знания: о солях сложного катиона – катиона аммония; о качественной реакции на катион аммония; о специфических свойствах солей аммония, обусловленных его строением; Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся: представления о солях; навыков частично – поисковой деятельности; представлений о качественных реакциях; знаний об общих свойствах солей; умения работать в должном темпе; умения пользоваться справочными материалами. Воспитательные: формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Соли аммония.doc
План урока по химии – 9 кл. Тема урока:  Соли аммония. Джабраилов Х.Д.          Урок «Соли аммония»  ­ это третий урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С.        Цели и задачи урока Образовательные: Сформировать у учащихся знания:      о солях сложного катиона – катиона аммония;      о качественной реакции на катион аммония;      о специфических свойствах солей аммония, обусловленных его строением;        Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся:       представления о солях;       навыков частично – поисковой деятельности;       представлений о качественных реакциях;       знаний об общих свойствах солей;       умения работать в должном темпе;       умения пользоваться справочными материалами. Воспитательные:       формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.    1. Ход урока: 1. Опрос:              у доски 1 учащийся:       а) Составить уравнение реакции каталитического окисления аммиака (окислительно­ восстановительные процессы)        б) Написать реакцию растворения аммиака в Н2О                    2 учащийся:        а) Составить уравнение реакции горения NH3 (окислительно­восстановительные  процессы).        б) Написать уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой.                    3 учащийся:        Объяснить механизм образования катиона аммония.                    4 учащийся:         Домашнее упражнение №5 (стр. 116)         3Cu+2O­2 + 2N­3H3 ↑           в               о ↓ +1 = N2 0 + Cu0 + 3H2 +1O­2 2ē              3ē Устный опрос ­ какими физическими свойствами обладает аммиак? (газ, без цвета, с резким запахом;  хорошо растворим в воде; легче воздуха). ­ можно ли осушить аммиак, пропуская его через серную кислоту? (нет, т.к.  аммиак  взаимодействует с серной кислотой) ­ как освободить кислород от примесей аммиака? (пропустить через воду; аммиак  растворится, а кислород нет). ­ две банки заполнены газами: первая аммиаком, вторая – водородом. Как узнать в какой  банке находится аммиак?  (а) взвешиванием – банка с NH3 тяжелее; (б) при внесении горящей лучинки в банку с Н2  раздается хлопок; (в) при внесении влажной фенолфталеиновой бумажки в сосуд с NH3 она станет малиновой) ­ в двух пробирках находятся растворы NaOH и NH3∙ Н2О. Как их распознать? (в обе  пробирки добавить 1­2 к. фенолфталеина, растворы будут иметь малиновую окраску. Оба  раствора нагреть. Т.к. NH3∙ Н2О нестойкое вещество, оно разлагается и фенолфталеин  изменяет свою окраску на бесцветную). ­ как проверить герметичность сосуда, в котором находится аммиак? (влажная  фенолфталеиновая бумажка становится малиновой) 2. Изучение нового материала.  Сегодня мы с вами должны познакомиться с солями аммония. : в стаканах насыпаны кристаллические соли аммония: NH4С1; (NH4)2SO4; NH4NO3;  (NH4)2Сr2O7 и др.  Это твердые вещества, сходны с другими солями, но более всего с солями щелочных Ме.,  особенно калия из­за одинакового заряда и близких значений радиуса ионов: R(K+)  R(NH4  ≈ +) Посмотрим в таблицу растворимости. Она подтверждает, что все соли аммония, как и  щелочных металлов, растворимы в Н2О. Соли имеют ионную кристаллическую решетку. Вопрос: чем являются кристаллические вещества, которые имеют ионную  кристаллическую решетку и хорошо растворяются в воде? Ответ: они являются сильными электролитами, т.е. в растворе или в расплаве распадаются на ионы. Вопрос: Какие свойства будут характерны для веществ, если они электролиты? Ответ: Эти вещества будут вступать в реакции ионного обмена с другими электролитами,  а именно с кислотами, щелочами и другими солями. Подтвердим данные выводы с помощью лабораторных опытов. . для изучения растворимости прилить в пробирку с кристаллической солью 1­2 мл Н2О и  размешать содержимое пробирки, встряхивая её:        1 ряд: NH4С1        2 ряд: (NH4)2SO4           3 ряд: NH4NO3        Вопрос: сделайте вывод об общих физических свойствах солей аммония Ответ: соли аммония ­  тв. кристаллические вещества, белого цвета (если анионы не  окрашены), хорошо растворимы в Н2О; t0плав. высокая. В тетрадях и на доске записываются уравнения диссоциации солей. 1 ученик:  NH4С1         NH4 2 ученик: (NH4)2SO4         2NH4 3 ученик: NH4NO3            NH4 + + NO3 ­   + С1­   + + + SO4 2­   Вопрос: как можно проверить взаимодействуют ли соли аммония с Н2О, т.е. происходит ли гидролиз Ответ: Это можно определить с помощью индикаторов. В тетради и на доске записываются уравнения гидролиза солей. 1 ученик: NH4 2 ученик: 2NH4   + С1­  + Н+ОН­ +                                           кислая среда                                      + + SO4 2­ + 2Н+ОН­         2 NH3∙ Н2О + 2Н+ +SO4 NH3∙ Н2О  + Н+ + С1­   2­                                            кислая среда 3 ученик: NH4 + + NO3 ­ + Н+ОН­ NH3∙ Н2О + Н   +   + NO3 ­   кислая среда . Испытать ранее полученные растворы солей индикаторами. Сделать вывод. Ответ: соли аммония подвергаются гидролизу. . Исследуйте, как относятся соли аммония к действию щелочей, на примере хлорида  аммония. Для этого готовую смесь тв. хлорида аммония  и гидроксида Са нагреть. К  отверстию пробирки поднести влажную фенолфталеиновую бумажку. Осторожно  исследуйте запах выделяющегося газа. Сделайте вывод об общем признаке реакции между  солями аммония и щелочами. Ответ:  в результате реакции выделяется аммиак. В тетради и на доске записывается уравнение реакции в молекулярном и ионом виде (если   это возможно).                                     t0 → 2NH4С1 + Са(ОН)2  тв.                тв. Ионные уравнения невозможны.  СаС1 2 + 2 NH3 ↑  + 2 Н 2О Эта реакция может служить качественной для обнаружения иона аммония NH4 реакцией можно пользоваться для решения экспериментальных задач и распознавания  минеральных удобрений.  . Т.е. этой  + Исследуйте, как относится хлорид аммония к действию других солей, т.е. проведите  реакцию  на хлорид ион. Сделайте вывод: Ответ: соли аммония взаимодействуют с другими солями, если в результате реакции  выпадает осадок. На доске и в тетради записывается уравнение в молекулярном  и ионом виде.  NH4С1 +  AgNO3  NH4 С1­ +  Ag+    Ag→ С1↓ + NH4NO3  Ag→ С1↓ + NH4  → AgС1↓   + С1­ +  Ag+ + NO3 + ­  + + NO3 ­ Взаимодействие солей аммония с кислотами рассмотрим на демонстрационном опыте. К твердому хлориду аммония прилить концентрированную H2SO4. Наблюдается выделение  газа – хлороводорода, который можно определить с помощью влажной лакмусовой  бумажки – она покраснеет.  На доске и в тетради записывается уравнение реакции. 2NH4С1 +  к. H2SO4  тв.  (NH→ 4)2SO4 +2НС1↑ Итак, мы рассмотрели общие свойства солей на примере солей аммония: ­ диссоциация ­ гидролиз ­ взаимодействие с                кислотами                солями                щелочами     Но у солей аммония есть и особые свойства, которые связаны с разрушением иона  аммония. К особым свойствам можно отнести реакцию взаимодействия солей аммония со  щелочами, т.к. в ней тоже происходит разрушение иона аммония.   В пробирке нагревается тв. NH4С1. со временем на дне пробирки кристаллы соли исчезают, а в верхней части пробирки появляется белый налет. При нагревании соль разлагается на  аммиак и хлороводород, а на холодных частях прибора NH3 и HС1 снова соединяются с  образованием той же соли. Соли аммония, образуемые летучими кислотами, возгоняются:               t0 NH4С1        NH3 + HС1 – процесс обратимый.             охлажд. Вопрос: будет ли наблюдаться появление белого налета на стенке пробирки при возгонке  сульфата аммония, карбоната аммония? Запишите уравнения реакций и сделайте вывод.                     t0 (NH4)2SO4  Ответ: реакция необратимая, т.к. H2SO4 нелетучая, белого налета не будет.     + ↑ H2SO4  2 → NH3 t0 (NH4)2СО3  Ответ: реакция необратимая, т.к. H2СО3 нестойкая и разлагается на СО2 налета не будет.  2→ NH3 + СО2  + Н↑ 2О  и Н↑ 2О, белого  3. Закрепление. В качестве закрепления  можно обсудить с учащимися задание, которое подготовит их к   последующим практическим занятиям. Задание: составить план распознавания солей хлорида Na; хлорида аммония; сульфата  аммония. Запишите уравнения химических реакций. Na+Cl­      ;                   NH4                                 +)2 SO4 ↑                                       Ag+                       OH­    Ag+                OH­     Ba2+     С1­        ;        (NH4 + ↑ ↑                               ↑ 2­    ↑ 1 ­ NH3↑ NH4С1 2 BaSO4↓ белый (NH4)2SO4 1. BaCl2 2. Ca(OH)2 3. AgNO3 3 ­ ­ AgCl↓ белый NaCl → ↓  BaSO       (NH4)2SO4 + BaCl2  4                                            белый 4↓                 SO4  BaSO                                                t0 2­ + Ba2+  → тв.NH4С1 +тв. Ca(OH)2   + 2 NH 4С1  → CaCl2 + NH3  + Н↑ 2О  → AgCl        NaCl + AgNO3                                      белый          Cl­ + Ag+   → AgCl↓  + ↓ NaNO3 1. Получение  а) взаимодействие аммиака с кислотами       солей       аммония    .  «Дымящие угли» В два стакана наливают к. HС1 и к. NH4OH. Угольки на ниточках опускаются на некоторое время в стаканы (угольки не должны касаться растворов). Угольки адсорбируют пары NH3  и HС1. Затем угольки вынуть из стаканов и привести в соприкосновение, образуется белый  дым. NH3 + HС1   → NH4С1 б) нейтрализация гидроксида аммония кислотами В демонстрационную пробирку наливается раствор аммиака, добавляется фенолфталеин,  который изменяют окраску на малиновую. Затем по каплям добавляется кислота. Полную нейтрализацию определяют по  обесцвечиванию фенолфталеина.  (→ NH4)2SO4 + 2Н2О 2 NH3∙ Н2О + H2SO4      ф­ф. ↓        малин.                               обесцвечивание  2Н→ 2О                2 ОН ­ +2Н+  Вопрос: с веществами, какого известного вам класса аммиак должен взаимодействовать  так же, как он взаимодействует с Н2О, т.е. с образованием иона аммония? Ответ: с веществами, в молекулах которых содержится слабосвязанные протоны, т.е. с  кислотами. Две бумажки, смоченные одна аммиачной водой, а другая концентрированной соляной  кислотой, сближают. Между ними появляется обильный белый дым – это взвешенные в  воздухе мельчайшие твердые частички; значит продукт реакции – твердое вещество. Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют, что продуктом реакции является  хлорид аммония.  .. NH3 + НС1   → NH4С1 г)   Применение аммиака и солей аммония. Этот вопрос учащиеся рассматривают самостоятельно, используя рисунок 31 на стр. 115. 3. Закрепление Написать реакции взаимодействия NH3 с кислотами. Какие соли и при каких условиях  могут образоваться? Дайте названия солям. I вариант: с H3PO4 II вариант: с H2SO4 III вариант: с HNO3 Ответы:  I   вариант: NH3 + H3PO4 = (NH4)3PO4         фосфат аммония (средняя соль) избыток          NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4       гидрофосфат аммония (кислая соль) недост. NH3 + H3PO4 = (NH4)H2PO4       дигидрофосфат аммония (кислая соль)            недост. II    вариант  : NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4                сульфат аммония (средняя соль) избыток NH3 + H2SO4 = (NH4)HSO4          гидросульфат аммония (кислая соль) недост. III    вариант: NH3 + HNO3 = NH4NO3                        нитрат аммония (средняя соль) 4. Домашнее задание: § 25; № 1­6 (стр. 115­116) , №5 для I и II вариантов.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока: Соли аммония.

План урока по химии – 9 кл. Джабраилов Х.Д. Тема урока:  Соли аммония.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019