План урока по химии – 9 кл. Джабраилова Х.Д. Тема: Кислород.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
03.05.2019
Цели: 1) Углубить и расширить знания учащихся о наиболее
распространенном и жизненно важном веществе – кислороде;
2) Формировать знания о физико - химических свойствах кислорода;
3) Способствовать развитию логического мышления;
4) Воспитывать бережное отношение к природе.
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Кислород является центром, вокруг
которого вращается вся химия.
Й. Берцилиус.
История открытия кислорода.
Открытие кислорода связана с именами 4 ученых: шведа К.В.Шееле, француза П.Байена, англичанина Д.Пристли, француза А.Л.Лавуазье.
К.В.Шееле родился на севере Германии, принадлежавшей в середине XVIII в. Швеции. Любовь к экспериментированию и самостоятельной работе в лаборатории привела его в аптеку, где царил волшебный дух химии. Уже в 15 лет Карл стал учеником аптекаря, а в возрасте 26 лет ему доверили ответственейший пост управляющего аптекой в Стокгольме. В 1772 году он выделил кислород:
2MnO2 + 2H2SO4 = 2MnSO4 + 2H2O + O2
Газ, в котором вспыхивают и тлеющая лучина, и раскаленная железная проволока, Шееле назвал огненным воздухом. За свои уникальные эксперименты скромный аптекарь в 1775 году был избран академиком Стокгольмской академии наук.
Тема Кислород-9 кл..doc
План урока по химии – 9 кл.
Джабраилова Х.Д.
Тема: Кислород.
Цели: 1) Углубить и расширить знания учащихся о наиболее
распространенном и жизненно важном веществе – кислороде;
2) Формировать знания о физико химических свойствах кислорода;
3) Способствовать развитию логического мышления;
4) Воспитывать бережное отношение к природе.
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Содержание и ход урока.
Кислород является центром, вокруг
которого вращается вся химия.
Й. Берцилиус.
История открытия кислорода.
Открытие кислорода связана с именами 4 ученых: шведа К.В.Шееле,
француза П.Байена, англичанина Д.Пристли, француза А.Л.Лавуазье.
К.В.Шееле родился на севере Германии, принадлежавшей в середине XVIII
в. Швеции. Любовь к экспериментированию и самостоятельной работе в
лаборатории привела его в аптеку, где царил волшебный дух химии. Уже в 15
лет Карл стал учеником аптекаря, а в возрасте 26 лет ему доверили
ответственейший пост управляющего аптекой в Стокгольме. В 1772 году он
выделил кислород:
2MnO2 + 2H2SO4 = 2MnSO4 + 2H2O + O2
Газ, в котором вспыхивают и тлеющая лучина, и раскаленная железная
проволока, Шееле назвал огненным воздухом. За свои уникальные
эксперименты скромный аптекарь в 1775 году был избран академиком
Стокгольмской академии наук.
В 1774 году во Франции П.Байен получил особый вид «воздуха» при
нагревании оксида ртути.
2HgO = 2Hg + O2
Это был кислород! Байен назвал его «упругим флюидом» и определил
некоторые его свойства:
1. Тяжелее обычного воздуха;
2. Действует на ртуть, превращая ее в красную окись (HgO)
3. Присоединяется к металлам и делает их тяжелее; В Англии одновременно с Шееле и Байеном кислород исследовал
Д.Пристли. В 1774 году он выделил «воздух» из HgO. В этот момент в
лаборатории горела свеча, и Пристли поместил ее в новый «воздух»
свеча неожиданно вспыхнула ярким пламенем.
Пристли предположил, что новый «воздух» может поддерживать жизнь, и
для проверки наполнил один стеклянный колокол обычным воздухом,
другой – «воздухом», полученным при разложении оксида ртути (II). Через
15 мин мышь, помещенная в первый колокол, погибла, а мышь второго
колокола только через полчаса стала терять признаки жизни. Ученый
обнаружил, что растения тоже выделяют этот газ на свету. Тогда он
решился на отчаянный шаг – вдохнул этот газ сам… Дышать было
«чрезвычайно свободно и легко».
Пристли проделывал опыты не только с мышами, но и растениями. Он
поставил горшок с цветами под колокол, а рядом поместил зажженную
свечу. Вскоре свеча потухла, прошло несколько часов, но растение ничуть
не изменилось. На следующий день Пристли с удивлением заметил, что
цветок не только не завял под колоколом, но на нем появился еще один
бутон. Пристли зажег свечу и быстро внес ее под колокол. Свеча
продолжала гореть точно так же, как при заполнении колокола чистым
воздухом. Значит, растения не только поглощают «связанный воздух», но и
выделяют «жизненный воздух», поддерживающий дыхание животных и
горение.
А.Л.лавуазье подчиняясь воле отца, стал юристом, но гораздо больше
его привлекали естественные науки, особенно химия. Начало его
исследовательской деятельности было очень удачным. Он принял участие в
конкурсе на лучший способ освещения улиц Парижа, в апреле 1765г. получил
золотую медаль академии, а в сентябре сделал первое научное сообщение –
доклад о составе гипса.
Лавуазье повторил опыты с животными и пришел к блестящим выводам:
1. При дыхании расходуется лишь наиболее годная часть воздуха, а
остающийся газ представляет собой «инертную» среду (сейчас известно,
что это азот и другие газы), в воздухе примерно 1/5 часть кислорода;
2. Горение есть процесс соединения тел с кислородом. Получающиеся в
результате продукты – не простые вещества, а сложные, состоящие из
тела и кислорода. При горении вес тела увеличивается.
3. Дыхание животных тождественно горению, только идет медленнее, и
образующаяся при этом теплота поддерживает постоянную
температуру тела.
А.Л.Лавуазье дал название кислороду, в переводе от латинского слова
«оксигениум» рождающий кислоты. Кислород – химический элемент.
1. Химический знак – О
2. Относительная атомная масса = 16
3. Степень окисления (2), в соединении OF2 (+2);
4. Нахождение в природе.
Кислород – самый распространенный химический элемент на Земле. Из
каждых 100 атомов земной коры 58 – атомы кислорода.
В атмосфере Земли – 21% кислорода (по объему).
В твердой оболочке Земли – 47% кислорода (по массе).
В гидросфере – 86% кислорода (по массе).
В виде простого вещества входит в состав воздуха. В виде соединений
кислород входит в состав многих веществ. Массовая доля кислорода в
организме человека составляет 65%.
Кислород – простое вещество.
1. Химическая формула – О2
2. Относительная молекулярная масса = 32
3. Молярная масса = 32г/моль
4. Физические свойства.
Кислород – газ без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха,
малорастворим в воде, при t = 1830 С сжижается, а при t = 218,80 С
затвердевает – жидкий и твердый кислород – светлоголубого цвета.
5. Химические свойства.
а) Горение (сопровождается выделением теплоты и света)
1) Простых веществ
S + O2 = SO2
4P + 5O2 = 2P2O5
2) Сложных веществ
СН4 + 2О2 =СО2 + 2Н2О
б) Окисление (сопровождается выделением теплоты)
2Сu + O2 = 2CuO
в) Реакции, протекающие с поглощением теплоты
N2 + O2 = 2NO – Q
Если бы в атмосфере содержалось менее 15% кислорода, обычный
процесс горения был бы невозможен. При концентрации свыше 30% первый
же удар молнии сжег бы все на Земле – при таких условиях даже сырая
древесина горит, как порох. Увеличение концентрации кислорода во
вдыхаемом воздухе приводит к ускорению процессов обмена веществ в организме, и если это происходит в течение длительного периода, то
организм может погибнуть – «сгореть». Поэтому в тех случаях, когда
искусственно создают атмосферу для дыхания, то содержание кислорода в
ней стремятся обеспечить, отвечающее естественному.
6. Получение.
а) в промышленности
В промышленности кислород получают из воздуха.
б) в лаборатории:
1. 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Эл. ток
2. 2H2O ======= 2H2 + O2
3. 2KCIO3 ==== 2KCI + 3O2
4. 2HgO ===== 2Hg + O2
MnO2
5. 2H2O2 ========== 2H2O + O2
Кислород можно собрать вытеснением воздуха, т.к. – тяжелее воздуха;
Вытеснением воды, т.к. – малорастворим в воде.
в) в природе:
В природе кислород образуется в процессе фотосинтеза:
свет, зеленый лист
6 CO2 + 6H2O ============= С6Н12О6 + 6О2
7. Применение.
В металлургии
В авиации для дыхания
Для сварки металлов
Для резки металлов
Как окислитель ракетного топлива
В медицине
При взрывных работах
Кислород является жизненно важным элементом для всех организмов.
При его участии происходит один из важнейших процессов – дыхание.
При участии кислорода происходит – гниение, тление погибших животных.
IV. Применение знаний, умений, навыков.
Выполнение упражнений 13.
V. Д/З s 18, упр. 45.
План урока по химии – 9 кл. Джабраилова Х.Д. Тема: Кислород.
План урока по химии – 9 кл. Джабраилова Х.Д. Тема: Кислород.
План урока по химии – 9 кл. Джабраилова Х.Д. Тема: Кислород.
План урока по химии – 9 кл. Джабраилова Х.Д. Тема: Кислород.
План урока по химии – 9 кл. Джабраилова Х.Д. Тема: Кислород.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.