План урока по химии. Тема: Физические и химические явления.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Физические и химические явления. Цель урока: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды Задачи урока: Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций» Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером Тип урока: урок изучения нового материала
Иконка файла материала Физические и химические явления..docx
План урока по химии – 8 класс. Джабраилова Х.Д. Тема: Физические и химические явления. Цель   урока:  формирование   химических   компетенций   учащихся   посредством возможностей информационно – коммуникационной среды Задачи урока: Образовательные:  формировать   умение   наблюдать   явления,   узнавать   их   и   делать выводы   на   основе   наблюдений;   формировать   умение   проводить   эксперимент   в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений   в   жизни   природы   и   человека;   способствовать   усвоению   понятий «физические явления»,   «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций» Воспитательные:  воспитание   убеждённости   в   познаваемости   химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью Развивающие:  развивать   познавательную   активность;   развивать   умение   наблюдать окружающий   мир,   задумываться   над   его   сутью,   возможностью   влияния   на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером Тип урока: урок изучения нового материала Методы:     объяснительно­иллюстративный; проблемное изложение;  частично­поисковый. Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции. Ход урока: 1. Организационный момент. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… …Метель лепила на стеклеКружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» Учитель: мы с вами изучаем  науку «химия». Давайте вспомним ее определение. (Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях,  сопровождающих эти превращения.) Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения». Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?    плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое) затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние) Вопрос. Как называются такие явления?  горение парафина (свет и выделение тепла). Учитель записывает тему урока на доске. Ученики  записывают в тетрадях. Число и  тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции». Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.  План урока:   Явления природы.  Сущность физических и химических явлений.   Значение физических и химических явлений.   Условия возникновения и протекания реакций.  Экзо­ и эндотермические реакции.  2.  Новый материал. Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие­либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?  Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?  Природа  –  это  огромная   лаборатория,   в  которой  непрерывно  происходит  изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также   идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях   из   углекислого   газа   и   воды   образуются   глюкоза   и   крахмал.   Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему   бензин,   резину,   пластмассы,   волокна,   металлы.   Часто   в   результате   множества превращений   получаются   новые   вещества,   которых   нет   в   природе.   При   всех   этихявлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.  Явления:   извержение   вулкана,  образование   инея,  гниение   листьев   осенью,   горение древесины,  образование   тумана,  образование   облаков,  таяние   льда,  горение   бумаги, скисание молока, плавление металла.  В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов   здания,   корабли   и   мосты   постепенно   разрушаются,   и   поэтому   время   от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря. Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями.  (пишут определение в тетрадь)  Учащиеся открывают учебник, находят стр.11 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется в виде  постановке 2­х вопросов и ответов на них в паре.2мин Различают два вида явлений в природе: физические и химические.  Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма,  агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все   параметры или отдельно каждый из них.   Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с  новыми свойствами. \ Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений.  Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции  – это химические явления.  Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются  физическими, а какие – химическими  Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами. Полученные результаты  заносим в таблицу. № опыта Название опыта Результат 1 Растирание кусочка мела. Физическое явление2 3 4 5 Разрезание бумаги. Физическое явление Диффузия перманганата калия. Физическое явление Взаимодействие раствора медного купороса с  раствором щелочи.             Химическое явление Взаимодействие сульфата натрия с   раствором хлорида бария. Химическое явление  №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем?  Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в  порошкообразное.                                                                                                            Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое  состояние.  №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?  №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?  №4.    Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.             Что наблюдаем? Какое явление?                                                                                      Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми  свойствами.  №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем?  Какое явление?                                                                                             Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.             Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или  физическое происходит? Признаки химических реакций:   Изменение окраски;  Образование осадка;  Появление запаха;  Выделение газа;  Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом). Запись в тетрадь учащегося. Учитель.  Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не  наблюдали? (Появление или поглощение теплоты). Для его подтверждения  мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан».­ Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента? ­ Дым, пламя огня, раскаленная лава. Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника. Работа с учебником  (О.С. Габриелян.)  Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь.   Учитель. При каких условиях происходят химические реакции? Условия протекания:   Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).  Нагревание до определённой температуры: А) необходимо для начала реакции. Б) необходимо на протяжении всей реакции.  Действие электрическим током  Облучение светом Учитель:   Какое значение имеют физические и химические явления?  Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите  химический процесс, который вы изучали на уроках биологии,  обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле?  (фотосинтез)  Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится  без химических процессов.  Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие  условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций. Установите соответствие:  Вариант 1.  Физические явления: _______ Вариант 2.  Химические явления: _______ 1. Морской прилив; 2. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом  выделился бурый газ; 3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек. 4. Растворение сахара в воде; 5. Появление ржавчины на железном гвозде; 6. Золотую проволоку вытянули в нить; 7. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле); 8. Ледяная игрушка весной растаяла; 9. Высыхание дождевых луж; 10. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;  Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.) Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9 Химические явления: 2,5, 7, 10  Домашнее задание: §25.Рефлексия. В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания –  умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования.  Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в  результате нередко ошибались.