Предмет: русский язык Класс: 8 Дата: урок №
Тема урока: «Виды односоставных предложений». Береги честь смолоду.
Цельурока: Познакомить учащихся с видами односоставных предложений.
Задачи:
Обучающие: учить детей находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматическую основу предложения и способы ее выражения; формировать умение определять тип односоставных предложений;
Развивающие: развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления; Воспитывающие: воспитывать коммуникативные отношения, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, взаимодействию.
Тип урока: введение новых знаний и самостоятельная деятельность учащихся
Методы и приемы: «Пометки на полях», групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, РАФТ
Ресурсы: интерактивная доска,напечатанные тексты, картинки, таблица, круг в видесолнца, полоски голубого и жёлтого цвета.
Структура и ход урока:
№ |
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оценивание |
Ожидаемые результаты |
||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент |
2 мин |
1. Сейчас я хочу вам раздать кусочки разрезанной картинки. Пожалуйста, соберите вместе картинки. У вас должны получиться три картинки, значит делимся на три группы. 2. Прочитайте каждый слово, которое получилось, какая получилась фраза? Как вы ее понимаете -объясните. 3. Психологический настрой на урок. Видеоролик. |
Ученики из кусочков собирают картинки и рассаживаются в три группы. Из кусочков получаются картинки со словами: 1-береги, 2-честь, 3-смолоду
Ученики говорят о правилах работы в группе. |
Похлопывание |
Ученики умеют делиться на группы по картинкам |
||||||||||||||||||||
2 |
Опрос домашнего задания. Актуализация знаний |
6 мин |
Для повторения «Мозговой штурм» Каждой группе задание 1 группа- Что такое синтаксис? Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? Выполните синтаксический разбор предложения. (Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков) упр 148 стр 90 2 группа- Что такое предложение? Способы выражения главного члена предложения подлежащего. Составить схему "Паучок" 3 группа- Назовите второстепенные члены предложения, их особенности? Способы выражения главного члена предложения сказуемого. Составить схему "Паучок"
|
Один из учащихся в паре защищает общую работу. 1 ответ - Синтаксис -раздел русского языка изучает предложение и словосочетание. По наличию грамматических основ -двусоставные и односоставные. Синт. разбор: Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. (повест., невоскл., прост., двусост.,распр., полн., неослож.) 2 группа-Предложение -основная синтаксическая единица, имеет грамматическую основу. Подлежащее выражается: существительным в им. пад, местоимением в им.падеже, прилагательным в им.пад., числительным в им.пад., причастием вим.пад., глаголом в неопределенной форме, словосочетанием. 3 группа- определение согласованное и несогласованное, дополнение прямое и косвенное, обстоятельство места, времени, причины, условия, уступки и т.д. Сказуемое-глагол, краткое прилагательное, существительное в им.пад., числительное в им.пад, глагол неопределенной формы |
Смайлики -стикеры наклеивать на таблицу:
|
Знают |
||||||||||||||||||||
3 |
Новый урок |
10 мин |
1. РР Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть: 1-Три сына короля, 2-Интересы младшего сына,3-Любовь к Родине превыше страха смерти. Какова идея притчи? Как можно выразить любовь к Родине? (трудом, делами, образованием...)
2. Совместное изучение- Назывные предложения стр 96 слайд 3. Самостоятельное усвоение материала учебника: 1 группа-стр 92 ,определенно-личные предложения пример привести из упр.150 2 группа -стр 93 неопределенно-личные предложения, упр 151 3 группа- стр 93 обобщенно-личные предложения пример стр197 (обратить внимание -односоставные предложения) 4. Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. слайд |
Ученики читают текст: 1 группа- 1 абзац, 2 гр-2-5, 3гр- 6 и до конца.
Ученики на постерах выполняют задание, объясняют.
|
Смайлики
Слайды |
Правильно отвечают на вопросы |
||||||||||||||||||||
4 |
Закрепление темы урока |
20 мин |
Выполнение тренировочных заданий учащимися с последующей самопроверкой 1.Объяснительный диктант с грамматическим заданием. Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения. сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п. 1. Майский полдень. Топот и фырканье. (н) 2. Расскажите мне что-нибудь веселенькое. 3. В газетах бранят его очень. 4. На этот вопрос нельзя ответить сразу. 5. Дождя уже не было слышно. 6. Ему стало стыдно за человечество. 7. Чуть брезжило. 8. И скучно, и грустно, и некому руку подать. 2. Графический диктант. Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)
|
Анализирует результаты выполнения заданий Выполняют задания, применяют знания в практической ситуации; сопоставляют полученный результат с эталоном |
Смайлики слайды |
Умеют анализировать, сравнивать
Умеют находить в тексте односоставные предложения, определять вид
|
||||||||||||||||||||
5 |
Подведение итогов урока |
7 мин |
По схеме: 1. Какие предложения называются односоставными? 2. Какие виды односоставных предложений вы можете назвать? 3. Как определить вид односоставного предложения? |
Отвечают на вопросы учителя, воспроизводят основные понятия и правила Слайд Алгоритм определения типа односоставного предложения |
|
Правильно отвечают на вопросы |
||||||||||||||||||||
6 |
Рефлексия |
2 мин |
Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? |
Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
|
|
||||||||||||||||||||
7 |
Домашнее задание |
2 мин |
Стр 96 упр 158 с дополнительным заданием для сильных учащихся |
|
|
|
1 группа БЕРЕГИ
Задание |
Образец рассуждения |
1 группа- Что такое синтаксис? Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? Выполните синтаксический разбор предложения. упр 148 стр 90 Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. |
|
РР Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть: 1- 2- 3- Какова идея притчи? Как можно выразить любовь к Родине? |
|
Назывные предложения стр 96 |
Назывное предложение – это такое предложение, в котором ? выражено… |
1 группа-стр 92 , определенно-личные предложения пример привести из упр.150
|
Определенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено… |
Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. |
Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено… |
Тренировочные задания |
... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное ......; это ........... предложение. |
2 группа ЧЕСТЬ
Задание |
Образец рассуждения |
2 группа- Что такое предложение? Способы выражения главного члена предложения подлежащего. Составить схему "Паучок" |
|
РР Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть: 1- 2- 3- Какова идея притчи? Как можно выразить любовь к Родине? |
|
Назывные предложения стр 96 |
Назывное предложение – это такое предложение, в котором ? выражено… |
2 группа -стр 93 неопределенно-личные предложения, упр 151
|
Неопределенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено… |
Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. |
Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено… |
Тренировочные задания |
... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное ......; это ........... предложение. |
3 группа СМОЛОДУ
Задание |
Образец рассуждения |
3 группа- Назовите второстепенные члены предложения, их особенности? Способы выражения главного члена предложения сказуемого. Составить схему "Паучок" |
|
РР Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть: 1- 2- 3- Какова идея притчи? Как можно выразить любовь к Родине? |
|
Назывные предложения стр 96 |
Назывное предложение – это такое предложение, в котором ? выражено… |
3 группа- стр 93 обобщенно-личные предложения пример стр197 (обратить внимание -односоставные предложения) |
Обобщенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено… |
Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. |
Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено… |
Тренировочные задания |
... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное ......; это ........... предложение. |
1 группа БЕРЕГИ |
2 группа ЧЕСТЬ |
3 группа СМОЛОДУ |
||||||
Что знали? |
Что узнали? |
Что хотите узнать? |
Что знали? |
Что узнали? |
Что хотите узнать? |
Что знали? |
Что узнали? |
Что хотите узнать? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснительный диктант с грамматическим заданием. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения. каждой группе по 2 предложения записать
сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.
1. Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
2. Расскажите мне что-нибудь веселенькое. (о-л)
3. В газетах бранят его очень. (н-о)
4. На этот вопрос нельзя ответить сразу. (б-л)
5. Ему стало стыдно за человечество. (б-л)
6. И скучно, и грустно, и некому руку подать.(об-л)
Графический диктант. Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)
Запись образцов рассуждения.
Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в опорном конспектев следующем виде:
Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.
Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.
Славная осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член - подлежащее, это предложение назывное.
Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.
Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.