План урока "Виды односоставных предложений" (8 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткосрочный план по русскому языку в казахской школе "Виды односоставных предложений" по разделу "Синтаксис простого предложения". Учащиеся через исследовательскую деятельность в групповой работе познакомятся с видами односоставных предложений, выполняя тренировочные упражнения закрепят навыки определения видов односоставных предложений, устное рассуждение даст возможность показать уровень словарного запаса и знание грамматических норм культуры речи.Краткосрочный план по русскому языку в 8 классе казахской школы
Иконка файла материала 8 кл Виды односост предлож.docx

Предмет:  русский язык      Класс: 8                   Дата:                     урок  №

 

Тема урока:  «Виды  односоставных  предложений». Береги честь смолоду.

 

Цельурока: Познакомить учащихся с видами  односоставных предложений.

 

Задачи:

Обучающие: учить детей находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматическую основу предложения и способы ее выражения;  формировать умение определять тип односоставных предложений;

Развивающие:  развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления;    Воспитывающие:  воспитывать коммуникативные отношения, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, взаимодействию.

Тип урока: введение новых знаний  и самостоятельная деятельность  учащихся

Методы и приемы:  «Пометки на полях»,  групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, РАФТ

Ресурсы: интерактивная доска,напечатанные тексты, картинки, таблица, круг в видесолнца, полоски голубого и жёлтого цвета.

 

Структура и ход урока:

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент

2 мин

1. Сейчас я хочу вам раздать кусочки  разрезанной картинки. Пожалуйста, соберите вместе картинки. У вас должны получиться три  картинки, значит делимся на три группы.

2. Прочитайте каждый слово, которое получилось, какая получилась фраза? Как вы ее понимаете -объясните.

3. Психологический настрой на урок. Видеоролик.

Ученики из кусочков собирают картинки и рассаживаются в три группы. Из кусочков получаются картинки со словами:

1-береги, 2-честь, 3-смолоду

 

Ученики говорят о правилах работы в группе.

Похлопывание

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=5a7ee54fe8113dae&mb=imgdb_preview_537

http://cvr.ucoz.ru/_nw/0/35505090.jpg

http://xn----7sbabaacc5gvaev8eva5j.xn--p1ai/arhiv/rb/2012/137/04.jpg

Ученики умеют делиться на группы по картинкам

2

Опрос домашнего задания. Актуализация знаний

6 мин

Для повторения «Мозговой штурм»

Каждой группе задание

1 группа- Что такое синтаксис? Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?

Выполните синтаксический разбор  предложения. (Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков) упр 148 стр 90

2 группа- Что такое предложение?

Способы выражения главного члена предложения подлежащего. Составить схему "Паучок"

3 группа- Назовите  второстепенные  члены предложения, их особенности?

Способы выражения главного члена предложения сказуемого. Составить схему "Паучок"

 

 

 

Один из учащихся в паре защищает общую работу.

1 ответ - Синтаксис -раздел русского языка изучает предложение и словосочетание. По наличию грамматических основ -двусоставные и односоставные. Синт. разбор: Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. (повест., невоскл., прост., двусост.,распр., полн., неослож.)

2 группа-Предложение -основная синтаксическая единица, имеет грамматическую основу.  Подлежащее выражается: существительным в им. пад, местоимением в им.падеже, прилагательным в им.пад., числительным в им.пад., причастием вим.пад., глаголом в неопределенной форме, словосочетанием.

3 группа- определение согласованное и несогласованное, дополнение прямое и косвенное, обстоятельство  места, времени, причины, условия, уступки и т.д. Сказуемое-глагол, краткое прилагательное, существительное в им.пад., числительное в им.пад, глагол неопределенной формы

Смайлики -стикеры наклеивать на

таблицу:

 

1 г

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

Знают

3

Новый урок

10  мин

1. РР  Чтение текста упр 148 стр 90

Разбейте на части, назовите кажду часть: 1-Три сына короля, 2-Интересы  младшего сына,3-Любовь к Родине превыше страха смерти.

Какова идея притчи? Как можно выразить любовь к Родине? (трудом, делами, образованием...)

 

2. Совместное изучение- Назывные предложения стр 96 слайд

3. Самостоятельное усвоение материала учебника:

1 группа-стр 92 ,определенно-личные предложения пример привести из упр.150

2 группа -стр 93 неопределенно-личные предложения, упр 151

3 группа- стр 93 обобщенно-личные предложения пример стр197 (обратить внимание -односоставные предложения)

4. Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения.   слайд

Ученики читают текст: 1 группа- 1 абзац, 2 гр-2-5,  3гр- 6 и до конца.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики на постерах выполняют задание, объясняют.

 

 

 

 

Смайлики

 

 

 

 

 

 

Слайды

Правильно отвечают на вопросы

4

Закрепление темы урока

20 мин

 Выполнение тренировочных  заданий учащимися с последующей самопроверкой

1.Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

                       сущ. Им.п     сущ. Им.п.      сущ. Им.п.

1.      Майский полдень. Топот и фырканье. (н)

2.      Расскажите мне что-нибудь веселенькое.

3.      В газетах бранят его очень.

4.      На этот вопрос нельзя ответить сразу.

5.      Дождя уже не было слышно.

6.      Ему стало стыдно за человечество.

7.      Чуть брезжило.

8.      И скучно, и грустно, и некому руку подать.

2. Графический диктант.

Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)

  1. Серое осеннее утро. Вот и станция.
  2. О причинах не спрашивайте.
  3. Заговорили насмерть
  4. Было холодно и сыро.
  5. Чуть брезжило.
  6. Нет войне!

Анализирует результаты выполнения заданий

Выполняют задания, применяют знания в практической ситуации; сопоставляют полученный результат с эталоном

Смайлики

слайды

Умеют анализировать, сравнивать

 

Умеют находить в тексте односоставные предложения, определять вид

 

5

Подведение  итогов

урока

7 мин

По схеме:

1. Какие предложения называются односоставными?

2. Какие виды односоставных предложений вы можете назвать?

3. Как определить вид односоставного предложения?

Отвечают на вопросы учителя, воспроизводят основные понятия и правила

Слайд

Алгоритм определения  типа односоставного предложения

 

 

 

 

 

 

 

Правильно отвечают на вопросы

6

Рефлексия

2 мин

Что знали? Что узнали? Что хотят узнать?

Уч-ся заполняют карточки. Сдают.

 

 

7

Домашнее задание

2 мин

Стр 96 упр 158 с дополнительным заданием для сильных учащихся

 

 

 

 

1 группа        БЕРЕГИ

Задание

Образец рассуждения

1 группа- Что такое синтаксис? Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? Выполните синтаксический разбор  предложения. упр 148 стр 90 Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков.

 

РР  Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть:  1-                          2-                                    3-

Какова идея притчи?

Как можно выразить любовь к Родине?

 

Назывные предложения стр 96

Назывное предложение – это такое предложение, в котором   ?  выражено…

1 группа-стр 92 , определенно-личные предложения

пример привести из упр.150

 

Определенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…

Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения.

Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…

Тренировочные задания

... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное   ......; это ........... предложение.

2 группа  ЧЕСТЬ

Задание

Образец рассуждения

2 группа- Что такое предложение? Способы выражения главного члена предложения подлежащего. Составить схему "Паучок"

 

РР  Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть:   1-                        2-                              3-

Какова идея притчи?

Как можно выразить любовь к Родине?

 

Назывные предложения стр 96

Назывное предложение – это такое предложение, в котором   ?  выражено…

2 группа -стр 93 неопределенно-личные предложения, упр 151

 

Неопределенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…

Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения.

Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…

Тренировочные задания

... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное   ......; это ........... предложение.

3 группа  СМОЛОДУ

Задание

Образец рассуждения

3 группа- Назовите  второстепенные  члены предложения, их особенности? Способы выражения главного члена предложения сказуемого. Составить схему "Паучок"

 

РР  Чтение текста упр 148 стр 90  Разбейте на части, назовите кажду часть:  1-                  2-                       3-

Какова идея притчи?

Как можно выразить любовь к Родине?

 

Назывные предложения стр 96

Назывное предложение – это такое предложение, в котором   ?  выражено…

3 группа- стр 93 обобщенно-личные предложения пример стр197 (обратить внимание -односоставные предложения)

Обобщенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…

Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения.

Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…

Тренировочные задания

... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное   ......; это ........... предложение.

 

1 группа        БЕРЕГИ

2 группа  ЧЕСТЬ

3 группа  СМОЛОДУ

Что знали?

Что узнали?

Что хотите узнать?

Что знали?

Что узнали?

Что хотите узнать?

Что знали?

Что узнали?

Что хотите узнать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснительный диктант с грамматическим заданием. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения. каждой группе по 2 предложения записать

                       сущ. Им.п     сущ. Им.п.      сущ. Им.п.

1.      Майский полдень. Топот и фырканье. (н)

2.      Расскажите мне что-нибудь веселенькое. (о-л)

3.      В газетах бранят его очень. (н-о)

4.      На этот вопрос нельзя ответить сразу. (б-л)

5.      Ему стало стыдно за человечество. (б-л)

6.      И скучно, и грустно, и некому руку подать.(об-л)

 

Графический диктант. Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)

  1. Серое осеннее утро.
  2. О причинах не спрашивайте.
  3. Было холодно и сыро.
  4. Нет войне!
  5. Вот и станция.

 

 

 

 

 

 

   

Запись образцов рассуждения.

   Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в опорном конспектев следующем виде:

Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.

Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.

Славная  осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член - подлежащее, это предложение назывное.

Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.

Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.


 

Посмотрите также