ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка
1. Внеурочная деятельность: цель, задачи, принципы, функции
Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.
Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
§ воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
§ воспитание нравственных чувств и этического сознания;
§ воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
§ воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
§ воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в начальной школе:
1)образовательная — обучение ребенка по дополнительным
образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного
уровня учащихся;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4)компенсационная — освоение ребенком новых направлений
деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и
создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в
избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизиологических сил ребёнка;
6)профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
7) интеграционная — создание единого образовательного пространства
школы;
8)функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
9)функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы;
использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в нашей школе являются следующие:
запросы родителей, законных представителей школьников;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Требования к организации внеурочной деятельности:
2. Организация внеурочной деятельности в начальной школе
в 2014-2015 учебном году.
Из моделей организации внеурочной деятельности, которые на сегодняшний день существуют в школах России, нами выбрана «вторая модель», организации внеурочной деятельности, строящаяся на основе дополнительных образовательных программ самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования).
Внеучебные занятия учащихся в 1-4 классах представлены курсами:
Направления внеурочной деятельности |
Содержание и форма деятельности (факультатив, кружок, студия и другое) |
Ф.И.О. руководителя, преподавателя внеурочной деятельности. |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Спортивно-оздоровительное направление |
Кружок «Игроскоп» |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Кружок «Твое здоровье» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Общеинтеллектуальное направление |
Кружок «У шахматной доски» |
1 |
1 |
1 |
- |
||
Кружок «Мой друг-компьютер» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Общекультурное направление |
Кружок «Ансамблевое пение» |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Духовно-нравственное направление |
Клуб «Доноведение» |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Кружок «Светская этика» |
- |
- |
- |
1 |
|||
|
Клуб «Город веселых мастеров» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Социальное направление |
Кружок «Мое жизнетворчество» |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Кружок «Психогимнастика» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Количество часов в год |
330 |
340 |
340 |
340 |
|||
3. Программно — методическое обеспечение плана внеурочной деятельности
«Игроскоп»
Программа внеурочной деятельности способствует повышению уровня двигательной
активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое
развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и
творчества каждого ученика.
«Твоё здоровье»
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых
первоочередных задач современного образования — формирование здорового образа
жизни младших школьников, через специально организованную двигательную
активность ребенка.
«Ансамблевое
пение»
Предлагаемая программа имеет художественно — эстетическую направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
«Доноведение»
Программа актуальна и направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
«Светская этика»
Блоки программы посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
«Мой друг-компьютер»
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
«У шахматной доски»
Программа позволяет познакомить детей со своеобразным миром шахмат, привить им любовь к древней и мудрой игре. Дать понять, что шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, трудное занятие.
«Город веселых мастеров»
Программа помогает развивать у детей интерес к различным видам труда; учить работать в микрогруппах; стимулировать творческое отношение к труду.
«Психогимнастика»
Актуальностью данной программы является то, что происходит формирование опыта человеческих взаимодействий, который ребенок приобретает, вступая в различные коммуникации в разнообразных видах деятельности со сверстниками, взрослыми, природным и предметным окружением.
«Мое жизнетворчество»
При реализации программы учащиеся 1-4 классов постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с природой, социальной средой через усвоение определённого круга проблем теоретического и практического жизнетворчества.
4. Результативность выполнения плана.
Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:
приобретение школьником социальных знаний,
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.