бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковское училище № 65»
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
План занятия теоретического обучения:
Сварные соединения и швы
МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку»
по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные
работы)
Составил: Баранов Владимир Ильич,
мастер производственного обучения
Седельниково, Омская область, 2014
План занятия теоретического обучения по МДК.01.02
«Технологические приёмы сборки изделий под сварку».
1. Тема занятия: Сварные соединения и швы.
2. Тип занятия: Комбинированное.
3. Форма проведения занятия: коллективное.
4. Цели занятия:
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважительного отношения к своей будущей профессии.
Развивающая: развивать память, мышление, внимание.
Обучающая: изучить виды сварных соединений и швов; систематизировать полученные знания.
5. Методическая характеристика занятия
Метод |
Методический прием |
Средства обучения |
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению |
Познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
|
Предметные средства. Практические средства. Интеллектуальные средства. Эмоциональные средства. |
Словесный |
Объяснение, дискуссия, диспут, презентация, работа с книгой.
|
Наглядные пособия, натуральные объекты -компьютер; экран; -мультимедийная установка; - документ камера; -комплект плакатов; -презентация.
|
Наглядно-демонстрационный |
Наглядные пособия, натуральные объекты. ТСО.
|
У обучающихся на столе лежат образцы сварных соединений.
|
Практический |
Самостоятельная работа. |
У обучающихся на столе лежат образцы сварных соединений и раздаточный материал. По заданию преподавателя они складывают пластины в соединения: стыковое, угловое, нахлесточное, тавровое. Работа с учебной литературой. Упражнения. |
Методы контроля |
Устная проверка и оценка знаний, умений, навыков. |
Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, комбинированный опрос.
|
Методы обучения являются инструментом развития обучающихся, если |
-способствуют вооружению обучающихся прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации; -формируют у обучающихся потребность в новом знании; -направляют обучение на связь с жизнью, с опытом обучающихся; -содействуют овладению обучающимися учебными умениями как инструментом познания; -создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого обучающегося. |
6. Ход занятия (2 часа)
№ и название этапа |
Дидактические задачи этапа |
Деятельность преподавателя |
Рефлексивная деятельность обучающихся |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
|
5 |
||||||||
Организационный этап. |
Подготовка обучающихся к работе на занятие. |
Предъявление единых педагогических требований: - приветствие; - выявление отсутствующих на уроке; - проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка училища). |
Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке обучающихся на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место. |
|||||||||
|
Психологическая установка на восприятие материала занятия. |
Организация внимания и готовности обучающихся к занятию (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). |
Готовятся к восприятию занятия. |
|||||||||
Проверка домашнего задания. |
Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания. |
Организация контроля знаний и умений обучающихся и коррекция. |
Самоосмысление учебного материала. |
|||||||||
Мотивация |
Обеспечение возникновения у обучающихся мотива внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.
|
“Волну встречают грудью корабли, От качества соединений зависит успех дела и технический прогресс. Создавая новое или укрепляя действующее, человек всегда стремился соединить различные детали. Одним из уникальных способов соединения материалов является сварка. В настоящее время ручная дуговая сварка является самым распространенным способом получения сварных соединений и швов. Кромки свариваемого изделия и присадочный металл расплавляются сварочной дугой, горящей между покрытым электродом и изделием. Сварной шов образуется за счет расплавленного расплавления металла свариваемых кромок и плавления стержня сварочного электрода. Основными видами ручной дуговой сварки являются: - Механизированная дуговая сварка плавящимся электродом в защитном газе. Кромки свариваемого изделия расплавляются дугой, горящей между изделием и плавящейся электродной проволокой, непрерывно поступающей в дугу и служащей одновременно присадочным материалом. Дуга расплавляет проволоку и кромки изделия, образуя сварочную ванну. Дуга, металл сварочной ванны, плавящийся электрод и кристаллизующийся шов защищены от воздействия воздуха газом, подаваемым в зону сварки горелкой. По мере перемещения дуги сварочная ванна кристаллизуется, образуя, сварной шов. - Ручная дуговая сварка неплавящимся электродом в защитных газах. Кромки свариваемого изделия и присадочного металла расплавляются дугой горящей между неплавящимся электродом и изделием. Дуга, сварочная ванна, торец присадочной проволоки, и кристаллизующийся шов защищены от воздействия воздуха газом, подаваемым в зону сварки горелкой. |
Осмысливают значимость материала данного занятия в формировании профессионального опыта.
|
|||||||||
Сообщение темы. |
|
Тема сегодняшнего занятия: Сварные соединения и швы. Запишите тему в тетради.
|
Слушают название темы. Записывают в тетради.
|
|||||||||
Постановка цели. |
Обеспечение самоосмысления через постановку цели.
|
Перед Вами стоит следующая цель. Вы будете: иметь представление о сварных соединениях и швах. знать: основные типы сварных соединений для ручной дуговой сварки; основные виды сварных швов для ручной дуговой сварки плавящимся электродом; параметры сварных швов; условные обозначения швов сварных соединений на чертежах. уметь: различать сварные соединения (стыковые; угловые; торцовые; нахлесточные и тавровые); различать сварные швы по конструктивному признаку (стыковые, угловые, наплавочные и точечные); различать сварные швы по протяженности (непрерывные, прерывистые и прихватки); различать сварные швы по положению относительно действующей силы (фланговые, лобовые и косые); различать сварные швы по положению в пространстве (нижнее стыковое и «в лодочку»; нижнее тавровое; горизонтальное; потолочное стыковое; потолочное тавровое; вертикальное снизу вверх; вертикальное сверху вниз; наклонное под углом 450); пользоваться ЕСКД ГОСТ 2.312-72 устанавливающей условные изображения и обозначения швов сварных соединений в конструкторских документах. |
Обучающиеся осмысливают и записывают цель в терминах «иметь представление», «знать», «уметь».
|
|||||||||
Входной контроль. |
Актуализация опорных знаний. Реализация связей: - межпредметных (производственное обучение-спецпредметы -общеобразовательные предметы); - внутрипредметных (материал предыдущих и данного занятия). |
Входной контроль. Вопросы базовых дисциплин или предыдущих занятий: Цель подготовки кромок под сварку? Подготовка кромок под сварку включает? Как производиться зачистка кромок под сварку? Что включает химическая обработка кромок под сварку? Как производиться подготовка кромок под сварку с помощью шлифовальной машины со шлифовальным кругом? Ответы: 1. Получение качественного сварного шва. 2. Удаление различных включений и дефектов до появления характерного металлического блеска. 3. С двух сторон шириной 20 мм, по торцу и скосу кромки. 4. Удаление загрязнения с помощью обтирочного материала, смоченного в керосине. Периферией круга поступательными движениями до металлического блеска. |
Отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответы с эталонами (прилагаются). Определяют Ку - коэффициент усвоения Рпр. Ку = __________ Р где Р - общее число существенных операций (ответов), Рпр. -число правильно выполненных существенных операций (ответов).
|
|||||||||
Коррекция опорных знаний. |
Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся. |
Разбор вопросов, вызвавших затруднения. Доведение до Ку=0,7 опорных знаний. Удаление загрязнений с помощью обтирочного материала, смоченного в керосине (ацетон, уайт-спирт). |
Определяют и восполняют пробелы в знаниях.
|
|||||||||
Организация взаимопомощи.
|
Сильные помогают более слабым.
|
|||||||||||
Формирование ориентировочно основы учебной деятельности. Изучение нового материала. |
Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей). |
Вернёмся к теме и целям урока Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности обучающихся по ее практическому применению. Содержание: 1.Виды сварных соединений. Сварным соединением называется неразъёмное соединение, выполненное сваркой. Сварное соединение включает в себя сварной шов, зону термического влияния (ЗТВ) и примыкающие к ней участки основного металла. Зона термического влияния при сварке - это участок основного металла, не подвергшийся расплавлению, но структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке. Стыковое соединение – это соединение двух элементов, примыкающих друг к другу торцевыми поверхностями. Условные обозначения стыковых соединений: С1 – С45. Угловое соединение – это сварное соединение двух элементов, расположенных под углом и сваренных в месте примыкания их краев. Условные обозначения угловых соединений: У1 – У10.Торцовое соединение – это сварное соединение, в котором боковые поверхности сваренных элементов примыкают друг к другу. Нахлесточное соединение – это сварное соединение, в котором сваренные элементы расположены параллельно и частично перекрывают друг друга. Условные обозначения: Н1 – Н2. Тавровое соединение – это сварное соединение, в котором торец одного элемента примыкает под углом и приварен к боковой поверхности другого элемента. Условные обозначения тавровых соединений: Т1 – Т9. 2.Типы сварных швов. Сварным швом называется участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации расплавленного металла или пластической деформации при сварке давлением или сочетания кристаллизации и деформации. Сварные швы классифицируют по внешнему виду, назначению, конструктивному признаку, протяженности, положению относительно действующей силы и положению в пространстве. По внешнему виду швы делят на выпуклые, нормальные, вогнутые. По назначению швы подразделяются на рабочие и связующие (конструктивные). По конструктивному признаку швы подразделяются на стыковые, угловые, наплавочные и точечные. Стыковой шов – это сварной шов стыкового соединения. Стыковые швы выполняются при соединении элементов, расположенных обычно в одной плоскости, путем заполнения присадочным материалом пространства между деталями. Угловой шов – это сварной шов углового, нахлесточного или таврового соединения. Угловые швы накладываются в угол, образованный соединяемыми элементами, расположенными в разных плоскостях, и могут состоять из одного или нескольких валиков. Точечный шов – это сварной шов, в котором связь между сваренными частями осуществляется сварными точками. Сварная точка – это элемент точечного шва, представляющий собой в плане круг или эллипс. По протяженности сварные швы подразделяются на непрерывные, прерывистые и прихватки. Непрерывный шов – это сварной шов без промежутков по длине. Непрерывный шов проходит по всей длине соединения (от одного конца к другому). Прерывистый шов – это сварной шов с промежутками по длине. Прерывистые швы не применяют в тех случаях, когда от конструкции требуется максимальная прочность или герметичность, однако в неответственных конструкциях (сварка ограждений, настила и т.п.) использование прерывистых швов может дать ощутимый экономический эффект, а стоимость сварочных работ может быть значительно снижена. Прихватка – это короткий сварной шов для фиксации взаимного расположения подлежащих сварке деталей. По положению относительно действующей силы сварные швы подразделяются на фланговые, лобовые и косые. Лобовой шов расположен перпендикулярно к усилию Р, фланговый – параллельно, а косой – под углом. По положению в пространстве различают следующие типы сварочных швов: нижнее стыковое и «в лодочку»; нижнее тавровое; горизонтальное; потолочное стыковое; потолочное тавровое; вертикальное снизу вверх; вертикальное сверху вниз; наклонное под углом 450. Нижнее положение сварки – положение, когда плоскость, в которой расположен шов сварного соединения, находится под углом от 0 до 100. Горизонтальное положение сварки – положение, при котором шов сварного соединения расположен на вертикальной поверхности и находится под углом от 0 до 100 по отношению к горизонтальной плоскости. Вертикальное положение сварки – положение, при котором шов сварного соединения находится на вертикальной плоскости под углом (90+-10)0 по отношению к горизонтальной плоскости. Потолочное положение сварки – такое пространственное положение при сварке, при котором сварка выполняется снизу соединения. При потолочном положении сварки поверхность сварочной ванны занимает горизонтальное положение и металл ванны удерживается силами поверхностного натяжения и давления дуги. 3.Параметры сварных швов. Стыковой шов. Элементами геометрической формы стыкового шва являются: ширина шва, выпуклость шва, глубина провара, толщина шва, зазор, толщина свариваемого металла. Ширина сварного шва – расстояние между видимыми линиями сплавления на лицевой стороне сварного шва при сварке плавлением. Выпуклость сварного шва определяется расстоянием между плоскостью, проходящей через видимые линии границы сварного шва с основным металлом, и поверхностью сварного шва, измеренным в месте наибольшей выпуклости. Глубина проплавления представляет собой наибольшую глубину расплавления основного металла в сечении шва. Эта глубина проплавления свариваемых элементов соединения. Толщина шва включает выпуклость сварного шва и глубину проплавления. Зазор – расстояние между торцами свариваемых элементов. Устанавливается в зависимости от толщины свариваемого металла и составляет 0-5 мм. Угловой шов. Элементами геометрической формы углового шва являются: катет шва, выпуклость шва, расчетная высота шва, толщина шва. Катет углового шва – кратчайшее расстояние от поверхности одной из свариваемых частей до границы углового шва на поверхности второй свариваемой части. Выпуклость сварного шва определяется расстоянием между плоскостью, проходящей через видимые линии границы сварного шва с основным металлом, и поверхностью сварного шва, измеренным в месте наибольшей выпуклости. Расчетная высота углового шва – длина перпендикуляра, опущенного из точки максимального проплавления в месте сопряжения свариваемых частей на гипотенузу наибольшего вписанного во внешнюю часть углового шва прямоугольного треугольника. Толщина углового шва – наибольшее расстояние от поверхности углового шва до точки максимального проплавления основного металла. 4.Условные изображения и обозначения швов сварных соединений. По ГОСТ 2.312-72 швы сварных соединений независимо от способа сварки условно изображают следующим образом: видимый шов – сплошной основной линией; невидимый шов – штриховой линией; видимую одиночную сварную точку независимо от способа сварки – знаком «+», который выполняют сплошными линиями; невидимые одиночные точки – не изображают. Условное обозначение шва наносят: -на полке линии-выноски, проведенной от изображения шва с лицевой стороны; -под полкой линии-выноски, проведенной от изображения шва с оборотной стороны. При наличии на чертеже одинаковых швов обозначение может быть нанесено у одного из изображений. От изображений остальных одинаковых швов проводят линии-выноски с полками. Всем одинаковым швам присваивают одинаковый номер, который наносят: - на линии-выноске, имеющей полку с нанесенным обозначением шва; - на полке линии-выноски, проведенной от изображения шва, не имеющего обозначения, с лицевой стороны; - под полкой линии-выноски, проведенной от изображения шва, не имеющего обозначения, с оборотной стороны. |
Воспринимают, осмысливают способы действий. Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, систематизируют обобщают (делают вывод, синтезируют). Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний.
|
|||||||||
Первичное закрепление базисного уровня. |
Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий. |
Задание: 1.Начертить основные виды сварных соединений и дать определение.
|
Выполняют практические задания под руководством преподавателя. |
|||||||||
Проверка понимания алгоритма действий. |
Определение возможности допуска учащихся к самостоятельной работе |
Контроль уровня полученных знаний. Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите верный ответ. 1.Сварным соединением называется: а) неразъемное соединение, выполненное сваркой; б) разъемное соединение, выполненное сваркой; в) неразъемное соединение, выполненное пайкой. 2. Стыковым соединением называется: а) сварное соединение двух элементов, примыкающих друг к другу различными поверхностями; б) сварное соединение двух плоских или трубных элементов, примыкающих друг к другу торцевыми поверхностями; в) сварное соединение двух элементов, примыкающих друг к другу основной и торцевой поверхностями. 3. Угловым соединением называется: а) сварное соединение, в котором основные
поверхности элементов примыкают друг к другу без б) сварное соединение, в котором свариваемые
элементы расположены параллельно и частично в) сварное соединение двух элементов, расположенных под углом друг к другу в месте примыкания их краев. 4. Нахлесточным соединением называется : а) сварное соединение, в котором свариваемые элементы расположены параллельно и частично перекрывают друг друга; б) сварное соединение, в котором свариваемые элементы расположены под углом друг к другу; в) сварное соединение, в котором свариваемые элементы расположены параллельно и не перекрывают друг друга. 5. Тавровым соединением называется: а) сварное соединение, в котором торцы двух элементов примыкают под углом; б) сварное соединение двух
элементов, расположенных под углом друг к другу в месте примыкания их в) сварное соединение, в котором торец одного элемента примыкает под углом к основной поверхности другого элемента. 6. Торцовым соединением называется: а) сварное
соединение, в котором торец одного элемента примыкает под углом к основной б) сварное соединение, в котором торцовые поверхности элементов примыкают друг к другу; в) сварное соединение, в котором основные поверхности элементов примыкают друг к другу без перекрытия торцев.
|
Отвечают на вопросы. Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий. |
|||||||||
Организация самоконтроля.
|
|
Сравнение своих ответов с эталонами (прилагаются). |
||||||||||
Задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
||
Ответ |
а |
б |
в |
а |
в |
в |
|
|
||||
Коррекция знаний ориен -тировочной основы действий. |
Выявление пробелов и исправление ошибок в понимании ориентировочной основы действий. |
Организация взаимопомощи.
|
Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Сильные обучающиеся объясняют более слабым. |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающихся по применению полученных знаний.
|
Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. |
Задания для самостоятельной работы. 1.Начертить конструктивные элементы стыкового сварного шва. 2.Начертить конструктивные элементы вогнутого и выпуклого угловых швов. 3.Начертить конструктивные элементы углового и стыкового сварных швов. 4.Начертить конструктивные элементы стыкового шва |
Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях.
|
|||||||||
Заключительный этап занятия. |
Анализ и оценка успешности достижения цели урока. |
1. Подвести итоги занятия. Анализ работы каждого обучающегося. 2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося. 3. Отметить, кто добился отличного качества работы. 4.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся и |
Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. |
|||||||||
Мотивация. |
Формирование у обучающихся ориентации на успех. |
Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). |
Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели. |
|||||||||
Домашнее задание. |
Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей.
Постановка новой цели к следующему занятию. |
Сообщение домашнего задания: 1.Начертить типы сварных швов по отношению к направлению действующих на них усилий. 2.Начертить положение в пространстве различных видов сварочных швов. 3.Повторить тему «Сварные соединения и швы». Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010. стр. 10 – 20; Маслов В.И. сварочные работы: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009. стр. 12 – 18; Конспект лекции.
Тема следующего занятия: «Сборка изделий под сварку».
На этом занятии вы сможете усвоить назначение сварочных приспособлений. |
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.
Самоосмысление информации о задачах на ближайшие занятие. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.