Календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Уроки словесности" для классов, работающих по ФГОС второго поколения. Курс рассчитан на 35 часов, один час в неделю.Календарно- тематическое планирование 8А класс
№ п/п
Тема урока
Реализуемое содержание
Планируемые результаты
Дата
Общие сведения о русском языке( 2 часа)
1
Понятие о литературном языке.
Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные:извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
.Предметные: познакомить с понятием русский язык
2
Литературный язык как основа русской художественной литературы.
Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Предметные: познакомиться с высказываниями известных людей о русском языке и его значении для русского народа.
Лексикология и фразеология( 33 часа)
3
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Предметные: вспомнитьвиды словообразовательных повторов.
4
Словообразовательная анафора.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Предметные: познакомить с особенностью анафоры.
5
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство.
Однокоренные слова.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные: познакомить со значениемповтора однокоренных слов.
6
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
Предметные:вспомнить суффиксы субъективной оценки.
7
Внутренняя форма слова.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
Предметные:дать понятие внутренней формы слова.
8
Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии,,сарказма, наивности детского восприятия мира.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные: познакомить с приёмами обыгрывания внутренней формы слова.
9
Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство характеристики людей и пейзажных зарисовок.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: познакомить с приёмами обыгрывания внутренней формы слова
10
Ассоциативные каламбуры.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка ; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.
Предметные: познакомить сассоциативными каламбурами.
11
Окказионализмы.
Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: познакомить сокказионализмами.
12
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.
Основные способы образования слов
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные:познакомить с источниками пополнения словарного состава.
13
Использование словообразовательных средств в изобразительных целях.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.
Личностные: Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка ; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные:познакомить с использованием словообразовательных средств.
14
Анализ особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Язык художественной литературы.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: учить анализу текста.
15
Слово в художественном тексте.
Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка ; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
Предметные:познакомить с особенностьюслова в художественном тексте.
16
Прямое и переносное значение слова.
Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные:вспомнить прямое и переносное значение слов.
17
Троп как образное употребление слова в переносном значении.
Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, лицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные: познакомить с тропами.
18
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
Предметные: познакомить с тропами.
19
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: познакомить с тропами.
20
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
Предметные: познакомить с тропами.
21
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные: познакомить с тропами.
22
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: познакомить с тропами.
23
Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.
Однозначные и многозначные слова.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные: познакомить с поэтизмами и словами - символами.
24
Многозначные слова.
Однозначные и многозначные слова.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.
Предметные:вспомнить значение многозначных слов.
25
Многозначные слова.
Однозначные и многозначные слова.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: вспомнить значение многозначных слов..
26
Виды омонимов.
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные:учитьопределять виды омонимов.
27
Каламбур как словесная игра.
Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.
Предметные:познакомить с каламбуром.
Изобразительные возможности средств письма (8 ч.)
28
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: познакомить с особенностью употребления синонимов и омонимов в тексте.
29
Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные: познакомить с понятиемантитезы и оксюморона.
30
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления(диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов).
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.
Предметные: познакомить с лексикой ограниченного употребления.
31
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы.
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: вспомнить значение употребления устаревших слов.
32
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи.
Фразеологическое богатство русского языка; их уместное употребление в речевой практике.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.
Умение пользоваться ресурсами интернета
Тренировать умение поискового чтения.
Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.
Умение создавать высказывание на заданную тему.
Предметные: познакомить с употреблением фразеологизмов в художественной речи.
33
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи.
Фразеологическое богатство русского языка.их уместное употребление в речевой практике.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.
Предметные: познакомить с употреблением фразеологизмов в художественной речи.
34
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте.
Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике
Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания.
Предметные:показать особенности использованием пословиц, поговорок, цитат.
35
Анализ художественного текста и выразительное его чтение.
Язык художественной литературы.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения. Умение пользоваться ресурсами интернета
Предметные: учить анализировать художественный текст.программа
Календарно тематическое планирование 8А класс
№п/п Тема урока
Реализуемое содержание Планируемые результаты
Дата
Общие сведения о русском языке( 2 часа)
1
2
3
Понятие о литературном
языке.
Основные отличия
литературного языка и
языка художественной
литературы.
Литературный язык как
основа русской
художественной литературы.
Основные отличия
литературного языка и
языка художественной
литературы.
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные:извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
.Предметные: познакомить с
понятием русский язык
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него. Освоение
личностного смысла учения; выбор
дальнейшего образовательного
маршрута
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
форме.
Предметные: познакомиться с
высказываниями известных людей о
русском языке и его значении для
русского народа.
Лексикология и фразеология( 33 часа)
Словообразовательный
повтор как стилистическое
средство. Виды
словообразовательных
повторов.
Основные выразительные
средства морфемики и
словообразования.
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качествличности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Предметные: вспомнитьвиды
словообразовательных повторов.
Личностные: осознание
эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту
русского языка как явления
национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Предметные: познакомить с
особенностью анафоры.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
4
Словообразовательная
анафора.
Основные выразительные
средства морфемики и
словообразования.
5
Повтор однокоренных слов
как изобразительное
средство.
Однокоренные слова.эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные: познакомить со
значениемповтора однокоренных
слов.
Личностные: осознание
эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту
русского языка как явления
национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений
Предметные:вспомнить суффиксы
субъективной оценки.
6
Насыщение текста словами с
суффиксами субъективной
оценки как изобразительное
средство.
Словообразовательные и
словоизменительные
морфемы.
7
Внутренняя форма слова.
Нормированность
(наличие норм) – основная
отличительная
особенность русского
Личностные: Осознание
эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него;литературного языка.
Приём обыгрывания
внутренней формы слова как
средство выражения
иронии,,сарказма, наивности
детского восприятия мира.
Нормированность
(наличие норм) – основная
отличительная
особенность русского
литературного языка.
Приём обыгрывания
внутренней формы слова как
средство характеристики
людей и пейзажных
зарисовок.
Нормированность
(наличие норм) – основная
отличительная
особенность русского
литературного языка.
потребность сохранить чистоту
русского языка как явления
национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
Предметные:дать понятие
внутренней формы слова.
Личностные: Осознание
эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту
русского языка как явления
национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные: познакомить с
приёмами обыгрывания внутренней
формы слова.
Личностные: Осознание
эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту
русского языка как явления
национальной культуры; стремление
8
910
Ассоциативные каламбуры.
Основные выразительные
средства морфемики и
словообразования.
11
Окказионализмы.
Использование
индивидуальноавторских
слов в художественных
текстах. Повтор слов с
одинаковыми морфемами
как один из приемов
выразительности.
к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: познакомить с
приёмами обыгрывания внутренней
формы слова
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка ; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
речи.
Предметные: познакомить
сассоциативными каламбурами.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к12
Словообразовательная
модель как источник
пополнения словарного
состава языка.
Основные способы
образования слов
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: познакомить
сокказионализмами.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные:познакомить с
источниками пополнения словарного
состава.
13
Использование
словообразовательных
средств в изобразительных
целях.
Основные выразительные
средства морфемики и
словообразования.
Использование
индивидуальноавторских
Личностные: Понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитиислов в художественных
текстах. Повтор слов с
одинаковыми морфемами
как один из приемов
выразительности.
14
Анализ особенностей
художественного текста и
выразительное его чтение.
Язык художественной
литературы.
15
Слово в художественном
тексте.
Лексическое значение
слова. Основные способы
передачи лексических
значений слов.
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка ; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные:познакомить с
использованием
словообразовательных средств.
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: учить анализу текста.
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка ; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребностьсохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
Предметные:познакомить с
особенностьюслова в
художественном тексте.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные:вспомнить прямое и
переносное значение слов.
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
16
Прямое и переносное
значение слова.
Прямое и переносное
значения слова.
Понимание основания для
переноса наименования
(сходство, смежность
объектов или признаков.
17
Троп как образное
употребление слова в
переносном значении.
Основные виды тропов,
основанные на
употреблении слова в
переносном значении
(метафора, лицетворение,
эпитет и др.). Наблюдение
за использованием
переносных значений словв устных и письменных
текстах.
18
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
19
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные: познакомить с
тропами.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
Предметные: познакомить с
тропами.
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих20
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
21
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: познакомить с
тропами.
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
Предметные: познакомить с
тропами.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальнойкультуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные: познакомить с
тропами.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: познакомить с
тропами.
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
22
Основные виды тропов.
Основные виды тропов.
23
Поэтизмы и словасимволы в
поэтической речи.
Однозначные и
многозначные слова.24
Многозначные слова.
Однозначные и
многозначные слова.
25
Многозначные слова.
Однозначные и
многозначные слова.
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные: познакомить с
поэтизмами и словами символами.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
речи.
Предметные:вспомнить значение
многозначных слов.
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств26
Виды омонимов.
Лексические омонимы как
слова, тождественные по
звучанию и написанию, но
различные по
лексическому значению.
Различение омонимов и
многозначных слов в речи.
27
Каламбур как словесная
игра.
Понимание основания для
переноса наименования
(сходство, смежность
объектов или признаков).
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: вспомнить значение
многозначных слов..
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные:учитьопределять виды
омонимов.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление кречевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
речи.
Предметные:познакомить с
каламбуром.
Изобразительные возможности средств письма (8 ч.)
28
Стилистическое
употребление синонимов и
антонимов в
художественной речи.
Синонимы как слова,
близкие или
тождественные по
лексическому значению
Антонимы как слова,
противоположные по
лексическому значению.
29
Антитеза и оксюморон и
языковые средства их
создания.
Понимание основания для
переноса наименования
(сходство, смежность
объектов или признаков).
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: познакомить с
особенностью употребления
синонимов и омонимов в тексте.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознаниеэстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные: познакомить с
понятиемантитезы и оксюморона.
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
речи.
Предметные: познакомить с
лексикой ограниченного
употребления.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
30
Изобразительные функции
лексики ограниченного
употребления(диалектизмов,
жаргонизмов,
профессионализмов).
Общеупотребительная
лексика и лексика
ограниченного
употребления.
Диалектизмы,
профессионализмы,
жаргонизмы.
31
Устаревшие слова как
живые свидетели истории.
Особенности употребления
старославянизмов в
Устаревшие слова и
неологизмы. Основные
причины появления
устаревших слов ихудожественных текстах.
неологизмов в процессе
развития языка. Два типа
устаревших слов:
историзмы и архаизмы.
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
32
Стилистическое
использование
фразеологизмов в
художественной речи.
Фразеологическое
богатство русского языка;
их уместное употребление
в речевой практике.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные: вспомнить значение
употребления устаревших слов.
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения.
Умение пользоваться ресурсами
интернета
Тренировать умение поискового
чтения.
Применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых
явлений.
Умение создавать высказывание на
заданную тему.
Предметные: познакомить с
употреблением фразеологизмов в33
Стилистическое
использование
фразеологизмов в
художественной речи.
Фразеологическое
богатство русского
языка.их уместное
употребление в речевой
практике.
34
Экспрессивное
использование пословиц,
поговорок, литературных
цитат в художественном
тексте.
Пословицы и поговорки,
афоризмы и крылатые
слова; их уместное
употребление в речевой
практике
художественной речи.
Личностные: уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры.
Метапредметные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия,осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
речи.
Предметные: познакомить с
употреблением фразеологизмов в
художественной речи.
Личностные: осознания значения
произведений словесности в жизни
человека и общества;
творческого овладения
богатствами родного языка в
освоении духовного опыта
человечества; осознание
эстетической ценности
русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления национальной
культуры; стремление к
речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: извлечение
необходимой информации из текста;
осознанное построение речевого
высказывания.
Предметные:показать особенности
использованием пословиц,
поговорок, цитат.35
Анализ художественного
текста и выразительное его
чтение.
Язык художественной
литературы.
Личностные: понимание русского
языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное
отношение к родному языку,
гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные: владение
поисковым, просмотровым видами
чтения. Умение пользоваться
ресурсами интернета
Предметные: учить анализировать
художественный текст.